Первый заместитель директора департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев рассказал о банковских операциях, которые могут быть сочтены подозрительными, и о том, как избежать телефонного мошенничества.

Оценка банками транзакций и других операций со счетами основывается на нескольких критериях. Какого-то одного, определяющего подозрительность (anti-fraud) ситуации, нет. В службах безопасности финансовых учреждений их насчитывается более пятидесяти, а в крупных банках бывает и полторы тысячи. 

Артем Сычев отмечает, что в основном эти показатели универсальны. Однако имеются и особые критерии, зависящие от поведения пользователя, присущего только ему. Так, если человек всегда покупает вещи или продукты в районе проживания, а платеж поступает из другого уголка планеты, то это уже повод заподозрить неладное. Скорее всего, совершается атака на пользователя. Еще одним примером может служить существенное отличие в сумме платежа. На подобные ситуации СБ банка всегда обращает внимание. 

Сотрудник ЦБ рассказал последовательность действий, предпринимаемых в банке в данном случае. 

Существует закон, обязывающий банк в случае возникновения подозрений обратиться к клиенту и убедиться, что операция производится лично им. Проведение транзакции приостанавливается, но ни в коем случае не прекращается и не блокируется. Если все в порядке, то операция тут же продолжает выполняться. Сычев предупреждает, что, согласно действующему законодательству, если банку не удается связаться с клиентом, операция должна быть осуществлена.

Телефонные аферисты часто представляются сотрудниками СБ. Их можно очень просто распознать. Эксперт напоминает, что цель преступников – дать понять, что сбережениям угрожает опасность. Весь сценарий (звонки якобы из службы безопасности и полиции, упоминание несанкционированных действий со счетом) построен как раз на этом страхе. Сычев советует при малейших подозрениях самим набрать контактный номер банка, указанный на тыльной стороне платежной карты. Он напоминает, что ни в коем случае нельзя давать по телефону информацию о себе: реквизиты банковской карты, коды из СМС и т. п. Настоящие банковские служащие не имеют права интересоваться подобными сведениями. Их просят предоставить лишь злоумышленники.