23 марта 2021 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему: «Биотерроризм, скрытая угроза обществу и государству». Организатор – Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК.

Задал тон мероприятию модератор круглого стола первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. В частности, член ОПРФ сформулировал ряд вопросов, на которые предстояло дать ответы в ходе заседания: Где грань между конспирологией и реальной ситуацией, сложившейся в мире? Что такое биотерроризм? Насколько эта тема злободневна, и может ли она иметь масштабный характер? Кто те люди, которые могли бы осмелиться на масштабные террористические акции с применением биоматериалов? Как возможно законодательно регулировать процессы противодействия биотерроризму? Каковы рычаги противодействия таким угрозам?

Биотерроризм – разновидность терроризма, заключающаяся в использовании правительством, организацией или индивидуумом биологического оружия против населения. В этом случае в качестве оружия выступают микроорганизмы или ядовитые соединения, произведённые микробами. Биологическое оружие используется, чтобы вызвать болезнь или смерть людей, погубить скот и посевы. Как и любая другая форма терроризма, биотерроризм обычно направлен на создание хаоса в стране, устрашение населения и достижение политических целей.

Открывая мероприятие, Генеральный директор ООО «Институт интеллектуальных технологий» Виктор Ананьев напомнил присутствующим, что корни терроризма следует искать в идеологии человеконенавистничества. Мир видоизменяется, меняются и подходы в решении тех или иных задач. Террористические организации во всём мире не появляются сами по себе. Они продукт определённой политики определённых кругов, действующих с определёнными целями. Терроризм многолик, и его распространение свидетельствует о деградации системы глобальной безопасности. При этом политика тесно переплетается с наукой, в результате падает моральный уровень учёных. Так, когда-то учёные мужи были готовы жертвовать своей жизнью, чтобы не дать своему открытию попасть в чужие руки, что спасти от беды свой народ и всё человечество. Сегодня учёных, готовых сотрудничать с сатаной, к сожалению, великое множество. Всё дело – в цене вопроса! Тому пример – пандемия COVID-19, которая возникла не на пустом месте. Эта зараза не обошла стороной и Россию. Инфекция во многом обострила проблемы, уже накопившиеся в мире, а главное: COVID-19 показал, что все мы взаимозависимы и уязвимы. Если ранее во главе угла стояли вопросы ядерного сдерживания, то сейчас всем понятно, что взаимное уничтожение стран никому не выгодно. Победителей не будет. И поэтому сегодня на смену ядерной дубинке может прийти биологическая пробирка. Многочисленные бактериологические лаборатории на территории Европейского союза, США, Грузии, Украины и других государств, действующие в режиме полного отсутствия гласности и курируемые министерством обороны США, тому подтверждение. Их биологические «эксперименты» могут привести к концу цивилизации. В связи с этим Виктор Алексеевич обратил внимание присутствующих на то, что сейчас в нашей стране сложилась ненормальная ситуация вокруг вакцинации.

− У нашего народа теряется вера в медицину. Сегодня эта вера поколеблена! Как в советское время, так и сейчас никто не хочет брать на себя ответственность за результаты вакцинации. Надо ставить этот вопрос ребром перед руководством страны, − решительно заявил Виктор Ананьев.

− Цель терроризма, в частности биотерроризма, заключается и в том, чтобы запугать население. Конечно, это явная угроза обществу, но для некоторых это одновременно и бизнес, инструмент дестабилизации политической системы в своих корыстных интересах, − отметил общественный деятель Артём Драгунов.

В отношении управления биологическими рисками член Комиссии ОПРФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Виницкий напомнил:

− Основная задача, которую ставит перед нами государство, − это обеспечить оценку всех биологических рисков, принять меры по их своевременному выявлению и предотвращению, определить силы и средства, которые могут быть эффективны в их устранении.

Член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова, в свою очередь, остановилась на том, что цепь событий, связанных с пандемией, продемонстрировала, что «террористические атаки – это уже реалии сегодняшнего дня. Необходимо четко провести черту между дозволенным и не дозволенным». Также сенатор сообщила, что сейчас в стенах СФ ФС РФ обсуждается законопроект о повышении выплат людям, пострадавшим от коронавируса. Коллегу поддержал сенатор Мухарбек Барахоев, выразивший уверенность, что мнение экспертного сообщества в вопросах борьбы с биологическими угрозами будет, безусловно, учитываться при рассмотрении законодательных инициатив.

По всему миру развернулась программа массовой вакцинации, чтобы обуздать пандемию Covid-19. Информации на эту тему море, но порой очень непросто в ней разобраться. Граждане не знают, на что ориентироваться. В нашей стране от Covid-19 умерло 86 тыс. человек. За тот же период от других заболеваний скончалось 247 тыс. человек. Нас больше волнует этот вирус? Или распоряжения Правительства РФ, которые перекосили медицину? По мнению профессора, академика РАЕН, руководителя Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников Александра Редько, «до сих пор не установлен чёткий порядок действий в сложившейся ситуации. Те постановления, которые существуют – нечётки и невнятны. Сегодня мы делаем диагностику на основании ПЦР-теста и результата КТ, а не на основании диагноза медика. Кто это делает? И почему? ПЦР-тестирование − это профанация, так нельзя диагностировать вирусную инфекцию. Роспотребнадзор давно вышел из-под крыла Министерства здравоохранения, но при этом исполняет вердикты, регулирующие документы, минуя Минздрав. Мы думаем о здоровье или об исполнении каких-то документов? Вопросов о достоверности информации больше, чем ответов. Так, например, возможна ли вакцинация от мутирующих вирусов в ходе эпидемии? Порой после вакцинации люди попадают в реанимацию, а таких случаев, по данным медицинского сообщества, 32 процента от общего количества уже сделавших прививку от коронавируса. Если раньше при гриппе мы проводили вакцинацию за несколько месяцев до эпидемии, чтобы успели выработаться антитела у населения, то почему мы сегодня проводим вакцинацию уже когда эпидемия в разгаре? При этом режим ЧС не введён. В то же время стоит отметить, что последняя, третья фаза клинических испытаний ни одной вакцины еще не завершена, так что все заявленные результаты носят предварительный характер. Значит, все заявления и декларации ложные. У нас нет чёткой государственной позиции по вопросу, надо ли или не надо вакцинироваться. Понимая, что вакцины являются мощным способом в борьбе с различными заболеваниями (то есть они не лечат болезнь, а предотвращают ее развитие), народ всё равно напуган. Ведь чтобы человек дал согласие на вакцинацию, необходимо донести до него правдивую информацию во всей полноте. А сейчас только за один 2020 год мы нарушили 11 статей Конституции РФ, не говоря уже о законах и подзаконных актах. Поэтому на площадке ОПРФ необходимо внимательно отнестись к мнению экспертов. Необходимо создать Совет, состоящий из профессионалов, для того, чтобы оградить наших граждан от биотерроризма не только на сегодня, но и в будущем», − сказал в заключение Александр Алексеевич Редько.

О неоднозначном на сегодняшний день отношении к массовой вакцинации и возможном введении так называемых ковид-паспортов для переболевших коронавирусом или сделавших прививку, говорил профессор, академик Академии Военных наук Российской Федерации Владислав Шафалинов. Он назвал решение выдавать ковид-паспорта дискриминационным, выходящим за грань закона.

В ходе мероприятия речь шла и о биотерроризме в связи с распространением и потреблением наркотиков. Наркотик сам по себе является разновидностью биологического оружия. С появлением наркотиков в жизни человека человек становится социально неадекватным и даже опасным. По статистике из общедоступных источников, в большинстве своём люди, совершающие террористические акты, являются потребителями наркотиков. Согласно краткому анализу МВД о наркоситуации в России за 2019−2020 гг., можно сделать вывод о том, что несмотря на стабильность некоторых показателей положение дел с наркотизацией населения в целом остаётся сложным. В стране сформировалась устойчивая целевая аудитория потребителей наркотиков. Это определённые люди со своими ценностями, взглядами на жизнь. Надо учесть, что наркомания – это официальное заболевание. На определенном этапе активное потребление человеком наркотиков становится жизненно важной потребностью.  Поэтому ценности человека, его этический уровень кардинально меняются. По мнению директора агентства интеллектуальных решений «Интеграция», эксперта в области социальной реабилитации зависимых Константина Кунца, при наличии «сформированной среды потребителей наркотик можно рассматривать как механизм доставки вируса в подготовленную среду». Методы распространения наркотиков изменялись кардинально − всё идёт через Интернет. Кроме того, в России происходит интенсивная трансформация нелегального наркорынка: уменьшается его героинный сегмент и активно вытесняется некоторые синтетические наркотики. Выходом из данной ситуации может стать усиление первичной профилактической работы по предотвращению потребления наркотиков. Гораздо проще предотвратить, чем потом лечить. «Через призму биотерроризма следует придать этой теме ещё большую социальную значимость, чтобы привлечь к ней внимание заинтересованных органов государственной власти и специалистов», так завершил свое выступление Константин Андреевич.

Российский общественный деятель Элина Жгутова заострила внимание на законодательной защите персональных данных. Не секрет, что для того, чтобы идентифицировать гражданина, можно использовать различные способы и источники информации, в том числе и биометрические. Это совокупность сведений о человеке, которые касаются его физиологических и поведенческих особенностей, зная которые, можно от его имени контролировать доступ, например, к его банковской ячейке, или проникать в  помещения с ограниченным входом и т.д.

 − Биологическое оружие – это один из способов истребления человечества. Оно управляется и контролируется с применением цифровых технологий. Биометрическая база – это особо уязвимый стратегический ресурс страны. И здесь цифровая безопасность – неотъемлемая часть безопасности биологической, − подчеркнула Элина Юрьевна.

По мнению правозащитника Андрея Кормухина, биотерроризм выступает как «одна из форм уничтожения одной цивилизационной модели другой. Не так страшен вирус, как его террористическое информационное сопровождение, подрывающее психику и здоровье людей, а в конечном счете и экономическую систему». Далее он заявил, что сейчас для нашей страны «важно определиться с образом будущего, без которого нельзя противостоять биотерроризму, информационному терроризму и всем другим видам терроризма. Стратегия национальной безопасности, одним из пунктов которой является защита духовно-нравственных ценностей, должна быть взята всем обществом на вооружение».

Российский общественный деятель заслуженная артистка РФ Мария Шукшина обратила внимание присутствующих на то, что людей спасать надо не вакцинами, а сменой ориентиров культурной политики государства. Жизнь человека и всего народа обязательно должна иметь духовный смысл. Без духовно-нравственной основы любое государство развращается и разрушается. К сожалению, из наших детей вырастает некое подобие римского плебса, требовавшего «хлеба и зрелищ» и сдавшего, в конце концов, свою страну варварам. В условиях, когда со всех экранов льётся грязь на неокрепшие мозги, что за поколение вырастет из них? Это поколение будет неспособно защитить ни свою идентичность, ни свою нацию, ни свою культуру, ни свою историю – сдастся без боя в любой войне. У нас нет «вакцины» для сохранения таких человеческих качеств, как сострадание, доброта, милосердие … эти качества − удел людей сильных духом, обладающих несокрушимым иммунитетом к чужеродным ценностям и не склоняющих головы от страха перед агрессором, − уверенно произнесла Мария Васильевна.

Подводя итоги мероприятия, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин сообщил, что все озвученные предложения и вопросы будут включены в итоговую резолюцию. Документ будет направлен во все профильные ведомства.

Автор и фото: Маркелова Марина