Расписание введения биометрии в отечественных аэропортах подготовили в Минтрансе

Министерство предполагает, что распознавание личности биометрического типа обязано заработать в шести процентах аэропортов страны к окончанию 2023 г. При условии, что удастся найти больше необходимых денежных средств, эта затея может иметь и более широкие масштабы

В программе так называемой цифровой трансформации ведомства, которая была опубликована, говорится, что шесть процентов аэропортов России к окончанию 2023 г. обязаны ввести технологию на основе биометрических сведений с целью распознавания граждан и ИИ для анализа информации с целью упрощения необходимых процедур. В случае. Если ведомство сможет найти источники доп. финансирования, то этот показатель может увеличиться до пятнадцати процентов.

В Рф на конец позапрошлого года функционировали двести два аэропорта. Из них: интернациональных – 78, государственных – 89, с годовым потоком пассажиров до 10 000 000 человек – 4, с годовым потоком пассажиров до 1 000 000 человек – 31. Об этом говорится в тексте документа, подготовленного Росавиацией. При условии, что количество аэропортов за данный период останется прежним, то к 2024 г. технология обязана заработать минимум в двенадцати аэропортах. В случае появления доп. финансирования – в тридцати. На этот период информации по изменениям в инфраструктуре аэропортов Министерство открыто не предоставляло.

Оператор аэропорта будет обязан заключить договор об информационном сотрудничестве с оператором ЕГИС ОТБ для задействования технологий. Министерство в своих документах не отмечает будут ли на введение систем в работу влиять параметры аэропорта относительно объема потока пассажиров.

В программе не указываются и конкретные расходы на оборудование аэропортов биометрией. Тем ни менее, на совершенствование ЕГИС ОТБ предусматривается 585 200 000 рублей бюджетных средств, а при исполнении сценария – дополнительно еще примерно 4 миллиарда рублей. В общем Минтранс планирует расходовать на эти цели 8,7 миллиардов рублей. Что касается дополнительных финансов, то эта сумма составляет 12,7 миллиардов рублей.

Программа цифровой трансформации – что это значит

Согласно октябрьскому правительственному постановлению, ведомства страны обязаны разработать свои программы. Проведением их экспертизы занимается Минцифры. Документы применяются правительством в частности во время формирования рейтинга ведомственной цифровой трансформации. Д. Чернышов, вице-премьер, в январе 2021 г. заявил, что свыше 15 процентов замглав ведомств, которые отвечают за это направление, в связи с плохими рабочими результатами, будут заменены.

Как вводится биометрия

ЕБС в России функционирует с 2018 г. В нее можно внести фотографию лица, голосовую запись с целью использования этих данных для подтверждения личности человека без паспорта при получении электронных услуг. В роли оператора выступает Ростелеком. Сначала с ее помощью было возможно открыть счет, сделать вклад, оформить кредит. В 2020 г. ее начали тестировать в период экзаменов в УрФУ им. Б. Н. Ельцина при оплате в кофейных сети Coffee Bean и не только. В. Путин в декабре прошлого года подписал закон, в котором говорится о расширении применения ЕБС. Благодаря ей появится возможность заключать в дистанционном режиме договора на услуги связи, принимать участие в заседаниях суда и так далее.

Представитель Министерства транспорта не предоставил комментарии по теме программы, отметив, что могут произойти изменения в планах, что зависит от финального варианта разрабатываемой на данном этапе стратегии до 2035 г. В Ростелекоме не стали рассказывать были ли к ним обращения со стороны аэропортов, содержащие предложение запустить систему у себя.

Со слов представителя рыночного сегмента биометрии следует, что в настоящее время переговоры о запуске этой системы проводят минимум 5 аэропортов, не относящиеся к московскому региону. Два из них подключат к системе уже в скором времени. Также, он добавил, что в Минтрансе рассматривался ранее вариант с отпечатками пальцев для распознания пассажиров, но в условиях пандемии Ковид-19, все-таки предпочли бесконтактный способ.

Чтобы человек мог воспользоваться этими новинками, ему будет необходимо сдать в ЕБС свои данные в любом банковском отделении и разрешить использовать их в определенных ситуациях.

Для чего аэропортам эти технологии

Еще в позапрошлом году аэропорты столицы задумались о внедрении у себя ЕБС. Домодедово в тот период объявило об установке eGate, турникетов, работающих в автоматическом режиме, на посадочных выходах. У пассажиров появилась возможность лично сканировать QR-код и 2D-штрих-код на одном из носителей (цифровом или бумажном), чтобы попасть на борт самолета или международную галерею. В прошлом году в феврале представитель аэропорта говорил о введении контроля по биометрическим данным лица в 2021 г. в Шереметьево начали тестировать кабинки, позволяющие распознать человека по биометрии во время перелета за границу с конца позапрошлого года.

В службе по связям с общественностью Шереметьево говорят, что в их международном аэропорту сейчас применяют биометрические данные с целью обеспечения транспортной и авиабезопасности, а также работают над проектами по использованию технологий относительно пассажиров. Но, здесь, также, отметили, что без соответствующих изменений в общих правилах пассажирских авиаперевозок отказаться от наличия паспорта и талона на посадку не получится.

В службе по связям с общественностью Домодедово рассказали, что в Минтрансе подготовили проект приказа, регламентирующий порядок использования цифрового талона на посадку и внедряет возможность распознания личности по биометрии во время досмотра перед полетом. По мнению представителя службы, это даст возможность задействовать биометрию на всех этапах контроля. Эта система позволит свести к минимуму участие в предполетных процедурах человека, что повысит безопасность на транспорте.

В Пулково в начале этого года на всех пропускных пунктах, а также постах при попадании в зону контроля с целью сравнить фото работника с базы с фото с видеокамеры установили систему биометрии. В использовании системы относительно пассажиров здесь тоже есть заинтересованность.

В службе по связям с общественностью «Аэропортов Юга» говорят, что у них технология была удачно протестирована на сотрудниках краснодарского аэропорта в период пандемии Ковид-19. В настоящее время разрабатывается возможность закупки устройств для установки на пунктах пропуска в аэропорту. Пока о том, когда эта система будет функционировать и для авиапассажиров, ничего не говорится.

Во Внуково обсуждать ситуацию не стали, только сказали, что у них необходимого оборудования нет. Не разъяснили ситуацию и в аэропорту Уфы.

Д. Дырмовский, глава ЦРТ, компании-разработчика, считает, что такие технологии могут применяться для того, чтобы обеспечить авиапассажирам максимально удобные условия и защищенность во время прохождения обязательных перед полетом мер. В будущем такая технология может быть использована и с целью обеспечения авиапассажирам максимального удобства, и с целью исполнения требований по безопасности на транспорте.