Спам-звонки – это проблема, которая актуальна уже длительное время. Постоянная назойливая реклама отвлекает и раздражает. Мобильные номера в таких ситуациях чаще всего используют без согласия владельца. 

Ведущий эксперт в сфере информбезопасности Федор Музалевский рассказал, каким образом телефонные номера оказываются в общем пользовании и как уберечь себя от постоянных звонков.

Человеческий фактор

Как номера становятся общедоступными?

В утечке данных виновата в большей степени невнимательность. Мошенник может заполучить информацию двумя способами. Первый – через работника, который незаконно собирает сведения той или иной организации и предоставляет злоумышленнику. Второй – клиентскую базу могут взломать хакеры. Также возможен вариант, когда мошенник представляется начальником и требует от оператора предоставить списки на почту. В настоящее время количество подобных случаев сократилось благодаря закону, который защищает персональные данные.

Каким фирмам разрешено брать у пользователей телефонные номера?

Предприятия торговли, коммунхоз, связь, страховые компании и различные сервисы. То есть, все организации, которые взаимодействуют с людьми. Полученную информацию они получают и хранят законно, в целях оповещения клиентов. Например, сообщить об окончании акционного или страхового срока, о необходимости заплатить за коммунальные услуги.

Компании отвечают за утечку персональных данных?

Если есть нарушения 152-ФЗ, то фирма должна будет оплатить большие штрафы. За соблюдение закона отвечает Минкомсвязь. Основная проблема в том, что, когда звонит робот с рекламным предложением, тяжело определить, как номер оказался у спамеров, а значит, некого привлечь к ответственности. Несмотря на то, что вся информбезопасность и законы направлены на то, чтобы снизить вероятность утечки данных, полностью исключить ее нельзя. 

Средства не похитят, но время отнимут

В чем заключается основная неприятность спам-звонков?

Главное – это то, что такие звонки отвлекают и очень раздражают. Также телефонная база может оказаться в руках интернет-мошенников. Известно огромное количество группировок, которые воруют персональные данные, после чего требуют деньги. Изначально они в СМС просят от имени близких перечислить средства на карту, а далее могут требовать внести деньги, чтобы уберечь родственника от полиции. 

Как действовать при звонке с неизвестного номера?

Сейчас не взимаются денежные средства за входящие, поэтому, если ответить на звонок, деньги останутся на счету, но будет потрачено время. Можно игнорировать, но есть вероятность, что могут звонить по важному вопросу. Также можно сразу не отвечать на входящий, а проверить номер на специальных веб-ресурсах, после чего решить, нужно перезванивать или не стоит.

Персональные данные – это секрет

На каких сайтах лучше отказаться от публикации своего номера?

Рекомендуется в интернете вообще не указывать телефонный номер, а также отказаться от регистрации на подозрительных сайтах. Нельзя также точно утверждать, что крупная компания хорошо защищена от хакерских взломов. Чем больше организация, тем сильнее она привлекает преступников с целью заполучить базу. 

Как уберечь себя от спама?

В большинстве телефонов есть программы для обнаружения спама. Если на вашем смартфоне не установлено подобное, то можно скачать из официального магазина Эпл или Гугл. При выборе приложения стоит обратить внимание на количество скачиваний (должно быть несколько тысяч и более) и ознакомиться с отзывами. 

Нельзя оставлять свой телефон на ресурсах объявлений, так как при помощи хакерских программ можно проанализировать информацию пользователей. Например, если разместили объявление по поводу продажи стиральной машинки, то будут названивать фирмы или мошенники, которые занимаются бытовой техникой. Если есть необходимость что-то продать или купить в интернете, то рекомендуется купить еще одну СИМ-карту, с которой переадресовывать звонки на свой номер. Затем избавиться от карты. 

Необходимо проявлять внимательность на различных форумах. Например, человек указывает, что занимается ремонтом квартир. Ему может написать злоумышленник и попросить пополнить счет, чтобы он мог перезвонить. 

Как уберечь пожилых людей от рекламных звонков?

Пенсионеров нужно проинформировать обо всех правилах. Можно поставить на сотовый две карты, одна из которых будет для магазинов, коммунальщиков, различных учреждений, а вторая – для общения с родными. Также можно приобрести два непохожих телефона, чтобы пожилой человек не путался. Эта категория людей наиболее уязвима, так как пенсионеры зачастую очень доверчивы. Им нужно опасаться не спамеров, а мошенников, которые требуют перевести средства. Если человек сильно настаивает на быстром переводе денег, это точно мошенник, так как основной их козырь – оперативность. Если начать тянуть время, то злоумышленник сам отключится. При возникновении непонятной ситуации пожилые люди должны позвонить дочери, сыну, близким родственникам, в банк или полицию. 

Мнение юриста

Юристка компании по информбезопасности Елена Хомякова рассказывает:

Рекламная рассылка и обзвон клиентов происходят в соответствии с профильными законами. Согласно законодательству, компания должна заключить контракт с клиентом и получить разрешение на сбор данных и получение рекламы. При использовании телефонной базы рекламщику необходимо быть уверенным, что клиенты разрешили передавать их данные третьим лицам. 

Если постоянные звонки исходят от реального ИП или действующей компании, то может помочь звонок на горячую линию. Необходимо попросить зафиксировать просьбу о том, что вы не желаете получать рассылку. Можно сообщить, что вы ведете запись и заявите в Роскомнадзор.

Собственно процедура длится не больше 10 минут. Все общение по поводу жалобы осуществляется по email.