Хищение финансовых средств дистанционно со счетов российских граждан затронула практически все регионы, в том числе и Удмуртию. Доверчивые жители страны продолжают и дальше попадаться в умело расставленные мошенниками ловушки. Их схемы и манера общения вызывают у граждан доверие и в результате с их счетов исчезают деньги. В отделении Нацбанка Удмуртии Волго-Вятского ГУ Банка России рассказали, как можно себя обезопасить и не остаться без личных сбережений.

Кибермошенничество – что это такое?

Все преступления, совершенные при помощи интернета или компьютерной техники, относятся к категории кибермошенничество. Цель заключается в нанесении морального или материального ущерба человеку путем кражи его личных данных: номеров карт банков, данных паспортов, паролей и кодов. Эксперты говорят о том, что мошеннические сценарии регулярно обновляются.

Не те, кем кажутся

На самом деле понять, что звонят именно мошенники, не сложно. Для этого достаточно вслушаться в несколько банальных фраз, типа «Вы выиграли крупную сумму денег» или «С вашей карты пытаются снять деньги». Злоумышленники могут использовать и другие фразы, но суть их остается приблизительно той же. Казалось бы, о каком доверии к звонившему в данном случае может идти речь. Но люди и дальше продолжают попадаться на эту удочку и добросовестно предоставлять мошенникам возможность воровать свои же сбережения. Почему так происходит?  

В первую очередь телефонные мошенники представляются людьми, от которых граждане не ожидают подвоха, а именно банковскими работниками (менеджерами и специалистами службы безопасности), сотрудниками полиции и так далее.

Во время звонка используется подмена номеров. То есть, на экране смартфона отображается, например, номер банка. В данном случае имитируется деятельность «колл-центра». Звонивший называет человека по имени и отчеству, перенаправляют его к «банковскому специалисту».

Собеседника убеждают, что действовать необходимо незамедлительно, не оставляя времени на раздумья. Злоумышленники разыгрывают заранее подготовленный сценарий. Если человеку сообщают, что с его карты пытаются снять деньги, естественно он испугается, забеспокоится, растеряется. И именно пока потенциальная жертва находится в таком состоянии преступники и стремятся заставить ее выполнять нужные им действия. Цель у них всегда одна – получить данные банковской карты человека, чтобы иметь возможность снять имеющиеся на счете средства.

Если поступают такие звонки, лучше всего просто прервать беседу и самостоятельно набрать номер своего банка вручную. Также, следует позвонить на номер горячей линии той организации, из которой поступил этот звонок. Почему номер следует набирать вручную? При обратном звонке есть большой риск попасть снова на мошенников. Не следует принимать необдуманные решения до тех пор, пока информация не будет проверена лично.

Важно помнить одну простую истину – банковские работники ни при каких условиях не будут спрашивать информацию по счетам и картам, в том числе CVV код или ПИН-код. все, что нужно банкам, у них есть в наличии.

Сейчас существуют схемы, когда мошенникам не нужны даже эти данные, так как они делают все, чтобы человек лично передавал им свои сбережения. В социальных сетях, в сообщениях, под предлогом того, что с ними произошла беда, они просят, чтобы им перевели денег. Не торопитесь сразу же откликаться на просьбу. Для начала проверьте, на самом деле к вам обращается человек, которого вы знаете. После получения такого сообщения лучше всего сразу ему перезвонить.

Как действуют мошенники в условиях пандемии

Желающие заработать мошенническим путем в период коронавирусной пандемии действуют в соответствии со временем. В самом начале злоумышленники использовали факт отсутствия информации относительно господдержки. В мессенджеры, на почту приходили, да и сейчас еще приходят извещения о предоставлении компенсационных выплат или предложения в виде вакансии на работу с высокой заработной платой. В таком сообщении может содержаться ссылка для перехода или номер телефона, по которому следует перезвонить. Делать этого не нужно.  

По ссылке человек может быть переброшен на сайт-подделку или же с ее помощью может быть запущен вирусный код, позволяющий злоумышленникам узнать личные данные. Если же перезванивать по номеру, с которого звонили, сохраняются большие риски попасть на тех, кто звонил, то есть на преступников.

Во время действующих ограничений, введенных в связи с распространением Ковид-19, мошенники задействовали схему безадресной финансовой рекламы. С момента, когда основным источником информации во всех сферах стал интернет, мошенники стали предлагать свои лжеуслуги в формате рекламы. При этом сами по себе услуги прямо не предлагают. В ней прямых условий заработка нет, только призыв к действию.

Раньше акцент в мошеннических схемах делался на предложениях услуг, а также ряда продуктов, после получения которых у человека появлялась возможность разбогатеть. В современных реалиях чаще используется сценарий, где ставка делается на желание повысить доходы. Сюда включены нелегальные ставки и предложение получить выигрыш на регулярно меняющихся валютных курсах. Злоумышленники вовлекают граждан в свои игры, просят вложить некую сумму денег, а потом провести ряд действий, чтобы средства вывести. Эти операции тоже платные. По сценарию деньги блокируются банком и для их разблокировки опять требуется платить. В итоге человек теряет собственные деньги, ничего не получая.

Каким образом сохранить свои сбережения

Главные правила поведения абсолютно простые:

  • не доверяйте слепо всему, что говорят те, кто звонит по телефону с незнакомых номеров, информации из рекламы, сообщениям в социальных сетях;
  • никогда и никому не передавайте конфиденциальную информацию третьим лицам;
  • ПИН-код, как и CVV, являются ключами от счета в банке, и сообщать их никому нельзя, независимо от того, кто просит у вас эти данные.