В Госдуме прошло второе чтение проекта закона о регулировании персональных общедоступных сведений. Именно против него выступали представители крупного бизнеса. Эксперты указывают, что документ был пересмотрен, в результате чего теперь он имеет отношение к любому типу распространения личной информации с согласия ее владельца как онлайн, так и офлайн. Как и раньше, бизнес не избавился от опасений, что данный закон спровоцирует ряд неудобств и обяжет скрывать профили в соцсетях, которые до этого момента были открытыми.

22.12.2020 г. ГД приняла ряд поправок к ФЗ «О персональных данных». Законопроект был внесен 17.11 А. Горелкиным, депутатом, который рассказал в своем Телеграм-канале, что его третье чтение будет проходить 23.12. с его слов следует, что основным новшеством будет то, что граждане смогут потребовать удалить в соцсетях любые их личные данные, пишет «Коммерсантъ».

Произошли изменения доработанном проекте закона в плане одной из значимых формулировок. Ранее использовался термин «общедоступные данные». Теперь он звучит, как «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения».

В предыдущей версии документ касался непосредственно открытых данных о человеке в интернете. Другими словами, ставился запрет на сбор информации о гражданах из соцсетей, если они не дали на это свое согласие, и не важно, что у них открытый профиль. Об этом рассказал В. Перевалов из Moscow Digital School. Новая версия имеет отношение не только к онлайн-отношениям, но и к офлайн и регулирует все, что касается распространения личной информации с согласия человека.

Перевалов отметил, что теперь законопроект имеет отношение ко всем компаниям, не имеющим возможности знать изначально, кому ими будут переданы сведения.

Эксперт обращает внимание на то, что ранее можно было просто внести в соглашение термин «распространение». После правок потребуется получать более точные согласия, к тому же по отдельности. Данные изменения эксперт поддерживает. Он считает, что, таким образом, понижается риск для граждан распространения их личных данных из-за одной, неосторожно поставленной, галочки.

В документе указывается, что человек может дать свое непосредственное согласие или сделать это через информсистему Роскомнадзора, говорит А. Журавлев, председатель комиссии московского отделения АЮР. На данном этапе эта система не функционирует, но он считает, что, скорее всего, она начнет работать после того, как закон вступит в силу. Вероятно, Роскомнадзор станет выдвигать обязательные требования к операторам, чтобы те к ней подключались, аналогичное предложение поступит и россиянам.

Законопроект ранее подвергся критике со стороны бизнеса. АБД, которая объединила операторов мобильной связи, Mail.ru Group, Газпромбанк, Яндекс, Сбербанк и не только, боялась, что нововведения внесут осложнения в обработку доступных всем персональных сведений российских граждан.

Относительно новой версии в АБД говорят, что авторы законопроекта учли много замечаний, но достаточно большие риски для бизнеса РФ присутствуют.

Здесь отмечают, что сервисам, позволяющим пользователям предоставлять личную информацию неограниченному числу людей (соцсети, площадки объявлений и прочие ресурсы), придется или закрыть профили всех граждан, или получать от них более подробное согласие. Но в документе подобные требования отсутствуют. В связи с этим в АДБ настаивают на том, чтобы документ был доработан и согласован с бизнесом.

Аналогичная обеспокоенность наблюдается и в Яндексе. В компании считают, что действующий закон уже является гарантом защиты персональной информации граждан, так как обработка данных без согласия пользователей является невозможной.