Роспотребнадзор рассказывает о стандартных нарушениях потребительских прав в сфере автопродаж, что связано с участившимися случаями обращений людей, которые столкнулись лично с обманом, а также навязыванием допуслуг и товаров во время приобретения новых или б/у машин в автосалонах.

  1. Продавцы в рекламе или телефонном общении указывают более низкую стоимость транспортного средства, чтобы привлечь клиентов.
  2. Продавец, еще до того, как пройдет показ машины либо будет заключен договор, настаивает на том, чтобы было подписано предварительное соглашение и внесен первый взнос (задаток, залог и так далее). В документе есть пункт, где прописано условие, касающееся удержания либо всей внесенной суммы, либо какой-то ее части.
  3. Если автомобиль берется в кредит, то процентная ставка, указанная в рекламном материале, гораздо ниже, чем та, что прописывается в договоре купли/продажи.
  4. Предлагают дополнительные услуги автосалона или второстепенные товары, например, комплектация подороже, установка каких-то дополнительных приборов, страхование, обслуживание и прочее.

Как не дать себя обмануть и избежать навязывания

  • Досконально изучить отзывы об автокомпаниях, продающих машины.
  • Следует уточнить, является ли салон официальным дилером, изготавливающим автомобили конкретной марки. Данная информация размещена на соответствующих сайтах.
  • После выбора автосалона, имеющего положительную репутацию, необходимо посмотреть его сайт и ту информацию, что там есть. Важно знать, что в обязательном порядке должно быть указано название компании-продавца, адрес, график работы. В качестве дополнительных данных указываются адрес почты, номера телефонов, сведения о гарантии, цене автомобилей, образцы договоров, какие транспортные средства и в какой комплектации есть в продаже и прочее.
  • Если продавец предлагает машину по заниженной цене, следует насторожиться. В этом случае желательно попросить продавца отправить на почту для ознакомления договор купли/продажи, данные о стоимости и технических характеристиках автомобиля конкретной марки.
  • В случае приобретения б/у автомобиля, нужно лично проверить его историю. Информация есть на сайте Госинспекции безопасности движения на дорогах в соответствующем разделе.
  • Перед подписанием договора, нужно все тщательно прочитать: каждый прописанный пункт; записи, сделанные мелким шрифтом. Если что-то не совпадает с тем, что озвучивает менеджер или какой-то пункт не подходит, подписывать документ не стоит. Обязательно в договоре должны указываться сроки поставки машины, размер первого взноса, механизм его возврата, при условии, что отказ со стороны покупателя от покупки произойдет по вине того, кто продает, описание модификации конкретной модели. Подписывать можно только документ, который был только что прочтен. Если менеджер его унес, а потом принес, перечитывать нужно повторно.
  • Нужно учитывать, что самым безопасным способом оплаты является расчет картой банка. Если платить наличными деньгами, нужно затребовать документы, которые подтверждают то, что оплата была осуществлена. Обязаны выдать и чек об оплате. На сайте ФНС есть спецприложение под названием «Проверка чека ФНС России». Благодаря этому можно получить электронные чеки, хранить их и проверять на подлинность, а также проверять, непосредственно продавца, если нужно, то и извещать о нарушении.
  • Прежде, чем забирать автомобиль, требуется провести его осмотр, проверить нет ли вмятин, царапин и других повреждений. Проверить технические данные: номера кузова, двигателя, шасси, VIN с условиями по договору, комплектации, уровень технических жидкостей. При условии, что машина стоит на открытой площадке, можно обратиться к продавцу с просьбой помыть транспортное средство, тогда никакой дефект не останется без внимания.
  • Только после того, как авто будет хорошо осмотрено, можно подписать соответствующий акт.

Условия, которые должны насторожить

  1. Автомобили продаются исключительно в кредит.
  2. Цена на машины очень невысокая.
  3. Предложение от продавца подписать договор и заплатить аванс до того, как будет осмотрен автомобиль, хотя продавец и говорит, что в наличии он есть.
  4. В офисе нет всего пакета документов на машину (договор, техпаспорт, гарантийный талон), обязательной информации о продавце.
  5. Небольшой промежуток времени, который прошел с того момента, как автосалон был поставлен на учет в налоговой. Проверить эту информацию можно на портале ФНС

Куда жаловаться

Предлогом для написания жалобы на салон по продаже автотранспорта могут стать:

  • цена реальная и заявленная отличаются;
  • комплектация машины не соответствует;
  • отказ в возврате аванса;
  • принуждение к покупке доптоваров, различных услуг;
  • реализация б/у машины, которая прошла подготовку перед продажей, как новая.

Пожаловаться можно в несколько инстанций

Производителю, а также поверенной им организации.

В первую очередь, когда ущемляются потребительские права, в частности имущественные, в виде не входящих в планы расходов, лишения возможности отказаться платить за ненужные человеку опции (среди них услуги, работы продукты) рекомендуется обращаться к с претензией к продавцу.

В Роспотребнадзор.

Защита потребительских прав и осуществление контроля за выполнением законодательных норм в данном сегменте. Обязательно прилагаются переписка с продавцом и документы с доказательствами.

В суд.

С целью взыскания компенсации и возмещения полученного ущерба можно подать иск в суд.

В правоохранительные органы.

При условии, что вы попались на удочку мошенников, необходимо сразу писать заявление. Порядок подачи заявления прописаны в ФЗ №3 ст.12.

В Роспотребнадзоре поясняют, что согласно ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей», принуждение к приобретению услуг и доптоваров запрещается. Организация, нарушившая одно из правил, обязана возместить убытки клиенту, среди которых стоимость навязанных продавцом услуг и товаров. Действия, приведшие к нарушению законодательства, могут спровоцировать админрасследование. Если жалобы будут иметь массовый характер, то Роспотребнадзор может подать групповой иск в защиту пострадавших.