В будущем году Министерство внутренних дел будет запускать обновленную ЕАИСТО, в усовершенствование которой вложили 80 000 000 рублей. Как объясняют в правоохранительных органах, данная система нужна, чтобы исключить фальсификации во время прохождения ТО. В обязанности операторов будет входить передача фотоснимков транспортных средств, которые проходят проверку, в облако (хранилище). В противном случае электронная карта диагностики выдана не будет. Эта система будет одним из составляющих масштабной реформы техосмотра, начало которой назначено на весну 2021 г. Об этом рассказывает ГардИнфо в своем материале.

Как сообщается на regulation.gov.ru, Министерство внутренних дел подготовит проект приказа «Об эксплуатации ЕАИСТО». Документ начнет действовать с 01.03.2021 г. совместно с масштабной реформой техосмотра, работа над подготовкой которой проводится в течении нескольких лет. главной ее целью является ликвидация продаж карт без предварительной проверки автомобилей. Из разъяснений МВД следует, что ЕАИСТО требуется для того, чтобы исключить возможные фальсификации во время прохождения ТО.

Каждая машина, которая приедет на техосмотр, будет сфотографирована в начале прохождения осмотра и после его завершения. Фотографии будут храниться в ЕАИСТО и выдаваться в случае запроса соответствующих органов. Карты диагностики, которые со следующего года, с марта, уже перейдут в электронный формат, будут иметь электронную квалифицированную усиленную подпись эксперта. При ее отсутствии документ не будет сформирован в ЕАИСТО.

По факту и в соответствии с требованиями настоящего ФЗ о ТО система функционирует с 2012 г., только в опытном варианте.

У Министерства было шесть попыток запуска в эксплуатацию ЕАИСТО. Начиная с 2013 г., именно такое количество приказов было опубликовано на Regulation.gov.ru. при этом, ни один из них не был принят. В МВД в 2015 г. поясняли, что для того, чтобы поддержать систему, требуется 4 900 000 рублей в год. Спустя три года, в 2018 г. эта сумма выросла до 16 000 000 рублей в год. Источник «Ъ», который хорошо ознакомлен с данным вопросом, отметил, что с утверждением приказа не получалось, в частности, в связи со спорами, которые происходили с Минкомсвязи. Есть данные о проблеме хищения доступа к общей системе, что позволяет мошенникам создавать карты диагностики. Решить ее пока не удалось.

В Министерстве внутренних дел в апреле этого года подписали контракт с организацией «Программный продукт» на сумму 80 000 000 рублей. В обязанности компании среди прочих входит внедрение криптографической защиты передачи информации и обучение ЕАИСТО сравнению числа осуществленных ТО с пропускной возможностью пункта. Необходимость в этом есть в случаях выдачи оператором каждый месяц тысяч диагностических карт, а мощности спецоборудования дают возможность проверить только несколько десятков машин. В контракте прописана дата завершения модернизации – 15.12.2020 г.

С. Ефремов, замдиректора РСА, говорит, что они рассчитывают на то, что до конца текущего года система будет налажена и запущена. Иначе остановить мошеннические действия в виде продаж карт будет нельзя. некоторым операторам и сейчас предлагают варианты обойти требования, касающиеся фотографирования автомобилей, приезжающих на осмотр, хотя данное правило начнет работать с марта. Он добавил, что в РСА надеются, что подобных случаев больше не будет благодаря новой ЕАИСТО.

Р. Ахъядов из совета директоров «Техностайл» говорит, что основной причиной того, что в сфере ТО есть проблемы, является отсутствие ЕАИСТО, которая бы нормально функционировала.

Он добавил, что софт для данной системы был написан второпях, что привело к отсутствию эффективной защиты от доступа к системе посторонних лиц. Ахъядов отметил, что есть надежда на то, что с утверждением приказа и реализацией контракта не будет и незаконного привлечения к ответственности операторов ТО.