Право отбирать СТС могут предоставить инспекторам ГИБДД

Сделать контроль за автомобилями с неисправностями более жестким хотят в МВД, сообщает «Ъ». За то, что в машине не работают стоп-сигналы, фары, дворники или есть проблемы с тормозами, гаишники смогут приостановить действие карт диагностики тут же на трассе. Для того, чтобы устранить неисправность, водителю дается 72 часа времени. При условии, что в положенный срок поломка не будет устранена, полицейские заберут СТС. Больше 1 000 000 нарушителей может затронуть эта система.

В МВД подготовили законопроект по внесению поправок сразу в три ФЗ: «О техническом осмотре», «О госрегистрации транспортных средств», «О безопасности дорожного движения».

На сегодняшний день, если инспектор обнаруживает неисправное рулевое управление или тормоза, то он, в соответствии со ст. 12.5 КоАП, выписывает водителю пятьсот рублей штрафа, а машину эвакуируют.

Если нарушения не настолько серьезные, штраф в том же размере выписывается, но автовладелец может продолжать движение на своем транспортном средстве. За подобные нарушения больше 1 000 000 водителей наказываются каждый год. При прохождении регулярного техосмотра контроль, по большей степени, носит формальный характер. Около восьмидесяти процентов владельцев автомобилей покупают диагностические карты. Именно этот показатель озвучивается соответствующими органами и экспертами.

Министерство внутренних дел, ссылаясь на международную практику, вносит предложение о введении несколько другого порядка. Если на трассе была выявлена машина с неисправностями, например, не поменяны шины в соответствии с сезоном, не работают фары, проблемы с тормозом или рулевым управлением и так далее (полный список будет закрепляться правительственным постановлением), инспектор ГИБДД запрещает дальше эксплуатировать транспорт. В отношении водителя будет оформлен протокол, согласно ст. 12.5 КоАП, а действие карты диагностики приостановлено. Если фары не включаются, когда на улице темно, или не работает в дождь стеклоочиститель, водителю дальнейшее передвижение будет запрещено. При мелких неисправностях человек сможет ехать самостоятельно до того места, где будут проходить ремонтные работы по устранению неполадок.

На протяжении 72 часов водитель обязан привести автомобиль в порядок и еще раз пройти ТО, где проведут проверку устранения поломки. Процедура внеочередного техосмотра вводится в ФЗ о ТО.

Если все в порядке, запрет на передвижение будет снят в автоматическом режиме. Данные будут переданы в базу Госавтоинспекции оператором ТО. В случае невыполнения требования, у автовладельца заберут СТС: автомобиль не получится поставить на учет и прочее. механизм изъятия документа и его возврата будет описан в правительственном постановлении. В соответствии со ст. 12.3 КоАП, езда без этого документа наказуема. Водителю могут выписать штраф в размере 500 рублей, а машину заберут на штрафстоянку. Данная норма на сегодняшний день является действенной. В пояснительной записке отмечено, что в случае выявления не серьезных неполадок, таких, как неработающие должным образом противотуманные фары, нет аптечки или опознавательных знаков, новые меры не будут применяться.

Разработка этого проекта закона указывается в плане работы проекта федерального значения «Безопасность дорожного движения», который включен в национальный проект «Безопасные и качественные автодороги». На regulation.gov.ru поправки обсуждение не проходили (разрешается правительственным постановлением № 1318). До окончания этого года законопроект обязан быть направлен в правительство, после чего в Государственную Думу. Предположительно в силу он войдет спустя год после того, как будет опубликован. Кроме этого будет необходимо принять определенные правительственные постановления и внести изменения в правила ТО.

Согласно данным Госавтоинспекции, в период с начала 2020 г. по октябрь, в связи с тем, что использовались неисправные автомобили, произошло больше 6 300 ДТП. Год назад за этот промежуток времени произошло на 13,1% аварий меньше. В этом году в ДТП погибли 960 человек (на 5,7% больше), травмировано 8 400 человек (на 4% больше). В основном автомобили-участники аварий имели неисправности: несанкционированные изменения конструкции, слишком сильная тонировка, нерабочие световые устройства, на одну ось установлены разные шины.

Скорее всего, данные законопроект имеет взаимосвязь с серьезной реформой ТО, которая начнет работать в следующем году в марте: карты диагностики переведут в электронный формат, машины при прохождении ТО будут фотографировать, более жесткую ответственность будут нести и операторы. Все необходимые законы для реформы уже приняли, но с отложенным термином действия. В настоящее время подготавливаются соответствующие акты. Новую тарифную систему разрабатывает ФАС.

В. Травин, президент столичной Коллегии правовой защиты автовладельцев, говорит, что согласно КоАП до 2014 г. инспектора снимали с транспортного средства номера, что и являлось запретом на дальнейшую его эксплуатацию. Идею Министерства внутренних дел он поддержал, но отметил, что необходимо уточнить вопрос по поводу ОСАГО – что с ним будет после того, как приостановят действие карты диагностики. На данном этапе страховщик, в случае ДТП, в котором участвовала машина с неработающей картой, имеет право выступить по отношению к водителю с регрессным иском. В РСА говорят, что в одностороннем порядке компания не имеет права расторгать договор по страхованию, только через суд. Кроме этого Травин отметил и неясность в вопросе определения неполадок: выявляться они будут путем осмотра или при помощи специальных приборов. Он высказывает предположение, что это может стать «кормушкой», где в тандеме будут работать инспектор и ближайшая к посту станция техосмотра. Схема проста – инспектор беспрерывно направляет клиентов оператору ТО, который с ним делится доходом. С. Ефремов, замдиректора РСА, считает, что для проверки автомобиля требуется квалифицированный эксперт и спецоборудование, чего, наверняка, нет у представителей ГИБДД. По поводу определения срока исправления нарушений вопросов нет, а вот выявление тех. неполадок при диагностике на дороге – процедура сомнительная.