Эксперты выступают за то, чтобы был сделан перевод на русский язык высокотехнологичных современных понятий, рассказывают «Известия»

Россияне пока еще никак не могут запомнить новые обозначения и понятия, используемые в современном мире. В особенности это касается определений, имеющих непосредственное отношение к действиям мошенников. В этот список входят для многих такие непонятные понятия, как траппинг, снифферинг, скимминг, фишинг. Согласно результатам опроса, проведенного Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина и АРФГ, перечисленные определения известны только 7%-12% граждан страны. Специалисты, которых опросили репортеры «Известий», говорят, что сложные понятия, связанные с высокими технологиями, и на чужом языке тяжело запоминаются, но вызывают у людей, что довольно странно, доверие. А это открывает мошенникам широкое поле для действий: многие клиенты финансовых организаций становятся их жертвами.  

От понятного лизинга до неизвестного траппинга

Во время уже упомянутого опроса было выяснено, что большая часть российских граждан (восемьдесят процентов) не всегда понимают финансовую терминологию. Эксперты уверены, что именно от того, насколько люди понимают значение таких слов, напрямую зависит правильность принятия ими важных решений и, как следствие, серьезность их последствий. Организаторы соцопроса говорят, что проблема заключается в том, что большая часть терминов пришли к нам из других языков одновременно с рядом инструментов на серьезных рынках финансов.

Согласно данным исследования, около 2/3 респондентов с финансовой терминологией сталкиваются каждый день, большая часть из них (93 процента) – не реже, чем раз в неделю-две. Но из всех опрошенных лишь 21 процент сказали, что понимают значение озвученных слов.

Меньше всего проблем с пониманием у граждан при опросе вызвали уже ставшие привычными и хорошо знакомыми понятия, среди которых инфляция, акция, дефолт, облигация, дефляция. Как минимум слышали их от 72% до 90% людей. Более того, тех, кто знает, что они обозначают, большинство. Это легко объяснить, так как данные термины регулярно упоминаются средствами массовой информации и буквально каждый день на слуху. Исходя из этого, можно сделать выводы, что адаптация россиян к терминологии экономической и финансовой сфер нуждается в определенном времени. В качестве примера можно взять понятие «дефолт». Люди его прочувствовали на себе в 1998 г.

Достаточно неплохо граждане знакомы с лизингом, овердрафтом и аннуитетным платежом. Таких среди опрошенных от 64% до 88%. Но, у достаточно многих есть значительные сложности с пониманием значения этих определений. Правильно ответили, что такое лизинг, всего 47% из опрошенных, больше четверти сказали, что понятия не имеют, что значит аннуитетный платеж. Получается, что понятие вроде бы и знакомое, а какова его суть – неизвестно.  

Что касается высокотехнологичной терминологии, то здесь, как оказалось, вообще все плохо. Речь идет и о тех понятиях, которые используют в своих аферах мошенники. Как оказалось, что обозначают фишинг и блокчейн (мошенничество в интернете, направленное на добычу данных граждан путем использования рассылок), знают лишь от 26% до 43% людей, принявших участие в опросе. Больше всего проблем возникло с такими терминами, как «снифферинг» (когда данные перехватываются), «скимминг» (хищение данных банковских карт с использованием специального устройства для считывания) и «траппинг» (мошеннические атаки через банкоматы). Знакомыми они оказались лишь для 7%-12% людей.

Часто и сложно

В. Каганов, руководитель АРФГ, говорит, что полученные результаты дают возможность понять, насколько сложно подобные термины воспринимаются, и есть ли необходимость в том, чтобы вводить объяснения их на русском языке.

Он добавил, что это указывает на потребность людей, пусть еще и неосознанную, в том, чтобы получить элементарные знания о самом рынке финансов и о его инструментах, в частности.

Учитывая полученные результаты, в планах ассоциации провести коррекцию стратегии по просвещению в финансовом сегменте, в частности за счет введения более доступных для восприятия наших граждан определений финансовых высокотехнологичных терминов.

Каганов отметил, что, к сожалению, по мере того, как развиваются технологии, возникают и новые мошеннические способы, требующие соответствующих названий. За последние годы слишком быстро появилось вариантов кражи денег. В связи с этим люди не успевают отследить и запомнить терминологию, до непосредственного столкновения с проблемой. Таким образом, их ничто не настораживает, и они попросту не видят опасности.

Е. Лазарева из ОНФ отметила, что потребителям предоставили множество инструментов, а с ними и новых возможностей, но не дали инструкцию, как этим пользоваться. Отсюда и множество возникших проблем.

Эксперты говорят, что усложняется в настоящее время ситуация, что каждый термин из тех, что так часто появляются, становится еще сложнее предыдущего для слуха русскоязычного населения.

К. Ордов, начальник департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал, что все понятия, обозначающие кражи денег, вошли в нашу речь недавно и позаимствованы с других языков. К тому же, образованность в плане работы в интернете и использовании систем платежей у многих российских людей примитивны.

Он отмечает, что сейчас происходит массовая цифровизация, при этом люди в обращении с новинками в плане безопасности за временем не успевают. Естественно, мошенники все это используют в своих целях. По его мнению, знание новой терминологии может свидетельствовать о том, что граждане способны противодействовать кибермошенникам.

А. Тимофеев из РЭУ им. Г. В. Плеханова, рассказывает, что, узнавая все больше информации об утечках, российские граждане относятся к новинкам в финансовой сфере все с большим скептицизмом. При этом они никак не разберутся в новой терминологии.

Он пояснил, что в основном люди думают, что чем формулировка сложнее, тем выше степень надежности, чем и пользуются злоумышленники. В большинстве своих схем они трактуют термины совершенно в другом контексте.

Тимофеев добавил, что в случае со звонками из «банковской службы безопасности» аферисты придумывают совершенно новые определения с целью расположить к себе потенциальную жертву, запугать ее потерей средств, чтобы она не «сорвалась с крючка».

К. Ордов считает, что в связи с этим адаптация терминологии и обучение безопасного пользования сетью, платежными системами должны быть обязательными.

В ЦБ изданию сказали, что на регулярной основе проводят разъяснение гражданам о новых мошеннических сценариях и способах защиты от них. И делают это максимально доходчиво.