В последнее время все чаще популярные сайты объявлений используются для мошенничества. Причем мошенники выступают в них как в роли людей, желающих что-то купить, так и в роли продавцов. Их цель – направить потенциальную жертву на сторонние ресурсы

Михаил Сафонов поместил объявление о продаже детской кроватки на известном ресурсе Авито. Тут же среагировали мошенники. Они попытались узнать данные банковской карточки мужчины. С ним связалась женщина и сообщила, что может купить кроватку прямо сейчас. Она сказала, что будет перечислять деньги со своей кредитки на карту продавца. Далее мошенница различными способами пыталась разузнать данные банковской карты. Она заявила, что находится в Омске и нуждается в доставке, а для этого Михаил должен по ссылке перейти на сайт, после этого покупательница переведет ему деньги. Главное, он должен не забыть указать номер банковской карты. 

Эта схема не единственная. По другой мошенник просит предоставить предоплату либо говорит, что использует другую службу доставки. Чтобы покупатель мог получить товар, продавец должен перейти по ссылке. После перехода человек попадает на фишинговые порталы, на которых распознаются данные платежных средств.

Алексей Сизов, служащий «Инфосистемы Джет», рассказывает, что чаще всего жертвы теряют несколько тысяч рублей. Мошенники не клюют на публикации с большим ценником. Средняя сумма чаще всего не выше 6000 руб. Предоплату просят в районе 1000-3000 рублей, что не особенно много. Чаще всего покупатель соглашается и перечисляет ее, так как предложение кажется ему очень выгодным. В 2019 году число обманов составляло в месяц несколько сотен, в этом количество доходит уже до 25 тысяч ежемесячно. 

Сотрудники «Data Leakage & Breach Intelligence» подсчитали, что в 2019 году на подобных ресурсах преступники заработали около миллиарда. Как избежать обмана, рассказал основатель компании Ашот Оганесян. Главное правило – не совершать переходы по направляющим адресам, поступающим с Ватсапп, Вайбер и других подобных мессенджеров. Просьба сделать переход должна насторожить, так как это явный признак обмана. Преступники стараются вывести общение с проверенного сайта. Для этого дают жертвам номер своего мессенджера или электронную почту.

Чтобы избежать мошенничества, нельзя уходить с сайта. Все переговоры необходимо вести на надежном портале.

Платформы, предоставляющие объявления о товарах и услугах, не остаются в стороне и пытаются защитить своих посетителей. Мария Скорик, пресс-секретарь Авито, рассказала, что в мессенджере, который встроен в сайт, имеется блокировка перехода по адресам, указанным в ссылках. Также существует чат-бот, предупреждающий посетителя, получившего в сообщении телефонный номер или email, что пользоваться этими средствами для продолжения общения небезопасно.

Тимофей Соболевский, представитель платформы Юла, рассказал, что у них на ресурсе имеются нейронные сети, анализирующие поведение клиентов по различным признакам. Если они устанавливают, что пользователь ведет себя неадекватно и возможно мошенничество, они блокируют его аккаунт. 

Чтобы не попасться в руки мошенников, необходимо оставаться на сайте объявлений и общаться в мессенджере, который там встроен. Не покупайтесь на быструю реакцию на объявление.