Поправки к закону, регламентирующему правила безопасного движения, изучило издание «Коммерсантъ»
В МВД ходят разрешить гражданам России управлять автомобильным транспортом с семнадцатилетнего возраста. Но есть одно условие – до наступления совершеннолетия они имеют право водить машину только в присутствии другого водителя, являющегося наставником. Именно такая инициатива изложена в законопроекте, направленном на рассмотрение в правительство. Также, в проекте изложены и другие, не менее серьезные для автомобилистов изменения. Среди них и право получения разрешения на вождение грузовиков. Его смогут получить только те люди, у которых не меньше года водительского опыта. Для замены иностранными гражданами своего удостоверения на российское (категории D) понадобится самим выучить правила, а затем в автошколе сдать экзамен.
На данном этапе проект закона, подготовленный Госавтоинспекцией, направлен МВД в Белый дом, где изучается в Аналитическом центре – проходит обязательную экспертизу.
Одним из основных нововведений является инициатива по подготовке молодых людей к вождению и их допуск к нему.
В настоящее время человек имеет возможность сдать соответствующий экзамен уже в семнадцать лет, но за руль до наступления 18-летия он сесть не может. В МВД уверены, что за этот год молодой человек забудет все, чему его учили в автошколе, как и тот небольшой опыт, который он успел получить. Поэтому предлагают разрешить молодым людям водить транспортное средство, но при условии, что рядом с ним будет находиться более опытный водитель, имеющий удостоверение категории В. позже в правительственном постановлении пропишут требования к таким наставникам и порядок процесса вождения. В поправках отмечено, что такое сопровождение требуется для того, чтобы молодой водитель закрепил свои навыки вождения и, чтобы контролировалось соблюдение правил движения на дороге.
Кроме этого в МВД хотят изменить и правила, касающиеся допуска к вождению грузового и пассажирского (автобусов) транспорта.
С оглядкой на опыт других стран, внесено предложение к управлению таким автотранспортом допускать только тех водителей, опыт вождения у которых уже не меньше года. Гражданам других стран с соответствующими категориями по закону требуется поменять их на российские. Для этого им нужно освоить самостоятельно права, сдать экзамен и предъявить соответствующее удостоверение. Изучать правила можно, не посещая занятия в автошколе.
Более жесткими будут требования, выдвигаемые к иностранным гражданам, которые получили в России ВНЖ либо российское гражданство. На данном этапе им разрешается водить машину на основании наличия у них прав, выданных в других государствах. Зачастую эти документы имеют неограниченный срок действия. В связи с этим у водителей отсутствует медицинская справка (комиссию проходят каждые 10 лет), так как они не проходят обязательное медицинское освидетельствование. По новым нормам спустя шесть месяцев после получения гражданства или документа о ВНЖ водительские права нужно будет обменять. С даты подписания закона на обмен предоставят 180 дней. Для представителей стран ЕАЭС будет сделано исключение. Такие граждане смогут ездить по своим правам до того момента, пока срок их действия не подойдет к концу или же на протяжении 10 лет с момента получения. Российские граждане, которые живут не на территории России, в частности в Донецке и Луганске, имеют возможность ездить по своему удостоверению, если у них будет документ, свидетельствующий об этом месте проживания.
По закону на сегодняшний день гражданин, который управлял транспортным средством, не имея прав (с закончившимся сроком их действия), или в состоянии алкогольного опьянения, рискует получить административный арест или штраф. Но он может обратиться в ГИБДД для сдачи экзамена и получения нового удостоверения.
В таких случаях МВД хочет ввести норму, не позволяющую гражданину получить права на протяжении двенадцати месяцев после того, как будет исполнено наказание. В этот период он считается наказанным за правонарушение.
Поправки сделаны и в пункты отнесения автотранспорта к определенной категории. В МВД согласны с тем, что в настоящее время с этим есть ряд проблем. В категорию А, согласно нововведениям, будут входить: мотоциклы – обычные и с коляской, трициклы всех видов с рабочим объемом моторов выше пятидесяти куб. см и максимальными показателями скорости от 50 километров в час. В М категорию войдут: мопеды, квадроциклы с весом не более 350 килограмм со скоростью не выше пятидесяти километров в час, ДВС с объемом до пятидесяти кубических сантиметров и мощностью до 4 кВт и электродвигателем с аналогичной мощностью. К В1 будут относиться квадроциклы с массой до 400 килограмм и грузовые с массой до 550 килограмм и мощностью не более 15 кВт.
Т. Шутылева, президент МААШ, указывает на норму, которая дает возможность иностранным гражданам во время обмена прав С и D категорий, выданных в других странах, обучаться самим. Она пояснила, что еще в 2014 г. самоподготовку отменили, потому что эта группа водителей наиболее часто создает опасную ситуацию на дорогах и попадают в ДТП. Допускать подобного действия, по ее мнению, нельзя. А. Лыткин, главный специалист НЭКСТ, говорит о том, что появляется риск для появления еще одного коррупционного направления – иностранный гражданин просто сможет купить удостоверение о пройденном в автошколе курсе обучения, позволяющее ему получить новые права.
Он говорит, что в СНГ, практически во всех странах подготовка водителей ряда категорий, так называемых, «тяжелых», находится на низком уровне. Он уверен, что все эти изменения не смогут повысить уровень безопасности дорожного движения.
Шутылева согласна с инициативой о водителях-наставниках. Она отметила, что такая практика уже давно существует в ряде стран, среди которых и Австрия. В результате начинающие водители практически не попадают в аварии. Но в этих странах очень высокие требования к тем, кто будет наставником для водителя-новичка. Это может быть исключительно близкий молодому человеку родственник, у которого не было штрафов, у него не забирали права, имеет огромный опыт вождения. Что касается наших поправок, то здесь может в роли наставника выступать друг, которому уже исполнилось восемнадцать лет. естественно, опыта у него тоже нет, а значит и смысла в его присутствии нет.