«Известия» пишут, что, согласно информации Генпрокуратуры, каждая пятая кража в стране – это списание денег со счетов в банках. За период с января по август этого года зафиксировано 107 200 аналогичных случаев, а это в два раза превышает показатели 2019 г. вдвое выросло и число мошеннических случаев, где применялись электронные платежные средства. Изданию в ЦБ рассказали о том, что хакерские формирования тоже активизировались. Специалисты такую волну кибератак напрямую связывают не только со стремительной цифровизацией, но и с кризисом, который наблюдается из-за коронавируса.
Повышенная активация
В Генпрокуратуре заявили, что в этом году за период с января месяца по август число хищений со счетов в банках выросло до 107 200. А это в два раза превышает данные за аналогичный период прошлого года. такие случаи начали вдвое, а то и больше раз регистрировать в 35 российских субъектах. В ведомстве указали, что практически каждый пятый инцидент в РФ – это кражи финансовых средств с личных счетов российских граждан.
В два раза за истекшие месяцы текущего года выросли и мошеннические случаи, где злоумышленники задействовали электронные платежные средства. В целом официально подобных преступлений зафиксировано 20 800. Наблюдается тенденция роста более чем в 90 процентов регионов. Подавляющее большинство их в Омской и Саратовской областях. В первой – 1 700, во второй – 2 200. Такие данные приведены в отчете. При этом, данных об объеме украденных средств Генпрокуратура в своих материалах не отображает.
Как рассказали «Известиям» в ЦБ, в 2020 г. наблюдается и более высокая активность хакеров. Но, что касается эффективности хакерских атак на банковские учреждения, то ее показатели выше не стали. На вопрос корреспондентов о том, какая сумма была похищена в целом у банковских клиентов и пользователей услугами прочих финансовых сервисов, в службе по связям с общественностью не ответили.
Регулятор указал, что в настоящее время мошенники больше акцентировали свое внимание не на текущих счетах граждан, а на депозитах. Относительно прозвонов, то их количество увеличилось в 4-е раза. В Центробанке говорят, что в этом году схемы остались практически прежними и принципиальных изменений в них не наблюдается. Единственная новинка – это сценарии, в основе которых лежит тема коронавируса. По сути все уловки базируются на запугивании людей относительно существующей угрозы для их сбережений или же предложениями получить легкий доход, а главное быстро.
Издание в своих материалах уже сообщало ранее о том, что в отчетной документации ФинЦЕРТ ЦБ указывалась информация по 2019 г. Согласно ей, в прошлом году мошенникам удалось вывести с банковских карт граждан России около 6,5 миллиардов рублей. Банки же смогли возместить жертвам мошенничества всего один миллиард рублей (15 процентов от общей суммы).
В Генпрокуратуре пояснили, что в 2020 г. каждое первое преступление из четырех совершается с помощью IT-технологий или через Интернет. Из 318 400 случаев киберпреступлений, через сеть совершено свыше 50%. Еще 42% – это действия через мобильные телефоны.
С целью получить больше важной информации в Генпрокуратуру был направлен запрос от издания.
Разрушительная доверчивость
П. Гусятников из юр. фирмы PG Partners рассказал, что нестабильность в экономической сфере, боязнь того, что национальная валюта обесценится, потеря финансовых средств, накопленных в течении определенного времени, толкают людей на необдуманные, спонтанные действия намного чаще, чем во время стабильной ситуации в стране. Мошенники не работают все время по одному сценарию. Они изобретают новые, более ухищренные схемы развода граждан. В итоге жертвы самостоятельно передают злоумышленникам свои персональные сведения и добровольно передают все свои сбережения.
П. Уткин, ведущий специалист «Парфенона» считает, что невысокий процент возврата похищенных со счетов и банковских карт средств объясняется действиями самих граждан. Зачастую они по своему желанию превращаются в жертв злоумышленников. Таким образом, кредитные и финансовые организации получают право на отказ в возврате денежных средств по причине нарушения клиентом условий договора с банком и передаче секретных данных посторонним.
В. Трифонов, замглавы ЛКК Group-IB говорит, что увеличение количества кибератак на банковских клиентов связан с совпадением двух положительных трендов для хакеров. Их деятельности помогает стремительная цифровизация всех процессов и оплата покупок онлайн при помощи карты, с одной стороны. А также, наличие максимально простых и эффективных мошеннических схем, не требующих специальных знаний и капиталовложений, с другой стороны. В качестве примера он приводит звонки людям, вроде бы как от банковских сотрудников. Последние просят граждан перевести свои средства на специальный счет, так сказать, защитный, что поможет их сохранить.
Издание выяснило, что в большинстве случаев российские граждане жалуются на мошенников, работающих в электронном режиме. Они представляются работниками крупных российских банков, таких как Альфа Банк, ВТБ, «Сбербанк» и ряд других. Сценарий в данном случае практически один и тот же. Жертве поступает звонок, где, представившийся специалистом финансовой организации преступник, сообщает, что с их счетом происходит подозрительная активность. Во избежание неприятностей и сбережения своих средств человеку предлагается перевести деньги на совсем другой счет или же снять их в банкомате, а затем положить уже на указанный счет. правоохранители говорят, что в одной Москве в период с 04.10 по 07.10 в отделение полиции поступило до десяти жалоб от тех, кто пострадал от этих махинаций. В общем ущерб составил около 5 000 000 рублей. Наиболее крупная кража – 1 500 000 рублей. Пострадавшей является столичная жительница, оформившая в банке кредит, которая всю сумму перевела на счета преступников.
«Известиям» в тридцати известных банках поведали, что на рынке за два последних года, действительно, увеличились мошеннические случаи. Но банки говорят, что число жалоб на противозаконные действия неизвестных лиц не увеличилось, а, наоборот, стало гораздо ниже. Такая информация поступила от представителей УБРиР, Росбанка, Абсолют Банка и Ак Барс Банка.
ВТБ смогли предупредить с начала этого года более 75 000 преступных операций по банковским счетам в целом на 3 800 000 рублей. В 90 процентах случаев мошеннические действия проходили с применением принципов социнженерии. Об этом рассказали сотрудники службы по связям с общественностью финансового учреждения.
Избежать участи жертвы киберпреступников и мошенников можно. Эксперты рекомендуют не игнорировать правила, установленные для пользователей цифровыми технологиями, оставаться всегда бдительными, при создании паролей делать их постоянно разными и сложными. Согласно действующему законодательству, за мошеннические действия с применением электронных платежных инструментов, грозит уголовное дело по ст. 159.3 УК РФ. об этом заявила Н. Пшеничникова, ст. преподаватель «Синергии». Особо крупные хищения или кражи, совершенные группировками, влекут за собой наказание в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей и тюремным заключением на срок до десяти лет.