Согласно информации «Ъ», в Минпромторге планируют уже до конца текущего года разработать возможность массово внедрить алкозамки, блокирующие зажигание при определении в выдохе алкоголя, и обязать производителей автомобилей установить эти приборы в новые, поступающие в продажу машины. ГИБДД ранее поддерживала эту инициативу. Более того, к началу 2022 г. весь автотранспорт, изготовленный в странах Европейского Союза, должен быть оснащен такими блокаторами. П мнению экспертов, этот шаг обязательно спровоцирует повышение цены на транспортное средство. Дело в том, что сам прибор достаточно недешевый. Цены на них находятся в диапазоне 25 000-120 000 рублей. Также, говорят, что есть большой риск того, что блокирующая система сработает по ошибке.

Согласно протоколу заседания Минпромторга, на котором рассматривался данный вопрос, до 01.10 будет подготовлена концепция массового использования алкозамков на практике и предоставления сервиса транспорта, оснащенного данными блокаторами. До 31.12. будет разработана возможность стимулирования установки приборов в модели, выпускаемые серийно. В качестве поощрения производителям автомобилей за то, что они на созданные ими машины установят алкозамки, будут насчитаны доп. балы, согласно системы оценивания локализации производства. Проверкой работы приборов и их воздействия на безопасность автотранспорта будет заниматься ФГУП НАМИ. Среди основных моментов будет исключаться возможность блокировки двигателя во время движения авто. Также, будут разработаны стандарты с прописанными требованиями и способами тестирования приборов и правила их монтажа. Предположительно приборы будут относиться к измерительным средствам, также, как камеры на дорогах и алкометры. Соответственно, они будут проходить регулярную проверку.

Впервые алкозамки стали использовать в конце девяностых годов в Швеции. В настоящее время их применяют с целью контроля водителей, занимающихся пассажирскими перевозками, или тех, кто не раз попадался на вождении в нетрезвом состоянии во многих государствах. В Австралии владельцы автомобилей, которых задерживали в таком виде, обязаны установить приборы самостоятельно и каждый месяц сдавать их на поверку. В год это будет стоить приблизительно 2 200 долларов. В Литве с 01.01 этого года есть возможность сделать срок лишения прав меньше, если согласиться на то, что в автомобиле будет установлен алкозамок. Согласно новым распоряжениям, в начала 2022 г. в Евросоюзе на всех автомобилях должны стоять такие приборы.

В РФ обсуждение этой идеи ведется несколько лет. пилотный проект был запущен в 2020 г. Тогда аналогичные устройства монтировались на школьные автобусы в Ивановской обл. и Татарстане, но дальше этого дело не пошло. Ея была поддержана ГИБДД. «Справедливая Россия» подготовила в 2013 г. законопроект, где предлагалось задержанным в нетрезвом состоянии водителям за свои деньги ставить алкозамки, но он был отклонен. Мосгордума тоже не раз вносила аналогичные поправки, которые все время отклонялись. М. Абызов, министр, внес это предложение и в 2015 г.

В Министерстве на совещании присутствовали представители компании «Мета», ИТЭЛМА, «Омега», НИИМА «Прогресс». Действующий прибор на данном этапе есть только у одного производителя – «Меты». Стоит он 79 000 рублей. В целом ценовой диапазон – от 25 000 до 120 000 рублей.

На авторынке данная ситуация не комментируется. Эксперты говорят, что при наличии в салоне транспорта одного или нескольких пассажиров, принимавших алкоголь, система может выдать ошибку и сработать.

Если говорить о приборе производства «Мета», то в его инструкции указано, что на результат может оказать влияние ополаскиватель полости рта, лосьон, парфюм, выкуренная за две минуты до пробы сигарета и даже пары омывателя для стекол. Чтобы результат был верным, перед пробой нельзя пить воду, горячие напитки, принимать пищу. При обнаружении алкоголя повторить попытку можно спустя 30 минут.

В. Лысаков, зампред комитета Государственной думы, считает, что массовое применение алкозамков на сегодняшний день невозможно. По его мнению, можно чисто теоретически устанавливать их на автомобили тех, кто попался на вождении в нетрезвом виде. Для осуществления данной идеи необходимы стандарты, нормы, база для обслуживания приборов. Все это сейчас отсутствует.

Он добавил, что при установке на заводе устройств стоимость транспорта увеличится. От этого пострадают те водители, которые вообще не употребляют спиртное.

Рифкат Минниханов, директор ГБУ БДД Татарстана уверен, что производители автотранспорта и дилеры будут против этого предложения. Также, он уверен, что отечественными водителями до сегодняшнего дня «открывались» любые «замки» и вряд ли этот станет исключением.