Путешествие на морских судах для людей гораздо опаснее, чем на самолетах и поездах, но безопаснее, чем на автотранспорте. В основном гибель кораблей происходит из-за посадки их на мель, столкновения друг с другом или каким-то препятствием, опрокидывание. Еще один фактор – пожар на борту.

Если есть угроза крушения, появляется острая необходимость в том, чтобы эвакуировать с судна пассажиров и экипаж. Естественно, для их жизни существует серьезный риск, особенно, если море неспокойное. Самая серьезная опасность наступает в связи с выходом из строя спусковых механизмов. Это может быть связано с тем, что авария произошла слишком быстро, например, в случае опрокидывания судна или при сильном крене. Так как покинут корабль невозможно, люди оказываются в очень сложной и опасной ситуации, в которой шансы остаться в живых слишком маленькие. Во время спуска спасательных средств на воду может возникнуть ряд серьезных проблем. Шлюпка способна застрять, опрокинуться, разбиться о борт и так далее. Люди могут погибнуть в результате того, что лодка ударилась о воду. Не менее опасно и неправильное пользование спасательным жилетом, если человек вынужден прыгать в воду с тонущего корабля с высоты от шести до пятнадцати метров.

После того, как человек оказался за бортом, он может находиться либо в спецсредстве, либо просто в воде. Если это второй вариант, то на нем должно быть спасательное средство, позволяющее находиться в воде в безопасности. Если потерпевший слишком долго пребывает в море, ему может грозить истощение и переохлаждение или гипотермия. Переохлаждение является серьезной проблемой абсолютно для всех, в том числе и для людей на плотах или в шлюпках, тем более, если они в мокрой одежде. Если люди очень долго остаются в шлюпках и других спецсредствах коллективного пользования, риск для их жизни связан уже с отсутствием воды и еды.

Какие есть спасательные средства на судах

Под судовыми спасательными средствами подразумеваются комплекс предусмотренных на конкретном судне коллективных и индивидуальных устройств, предназначенных для спасения людей в условиях открытого моря.

Спасательный круг

Это средство индивидуального пользования, имеющее специальный наполнитель, водоизмещающий. В качестве материала для изготовления используется пеноприт, пенопласт. Изделие обшивается синтетической тканью. В воде круг может удерживать в течение суток груз массой, равной приблизительно весу 2-х человек. В четырех местах крепится плавучий леер. По периметру со всех сторон изделия находятся светоотражающие полосы.

На судах может быть разное количество таких приспособлений – 8-30 кругов. Все зависит от длины судна. Как минимум один круг на каждом из бортов имеет спасательный плавучий линь. Его длина соответствует двойной дистанции от того места, где находится круг, до воды. В любом случае она не менее тридцати метров. Половина кругов имеет огни, зажигающиеся самостоятельно, которые горят не менее, чем два часа. Еще, как минимум, два круга имеют дымовые шашки, активизирующиеся автоматически. Они на протяжении пятнадцати минут дают оранжевый дым.

Распределяются круги равномерно с двух сторон корабля. Они не крепятся наглухо, к ним есть свободный доступ. Все это необходимо, чтобы люди могли в любую секунду ими воспользоваться при необходимости. Круги с дымовыми шашками и огнями размещаются таким образом, чтобы была возможность скинуть их с ходового мостика мгновенно.

Спасательные жилеты

Данные средства также являются индивидуальными. Они могут быть надувными или иметь наполнитель, как и в случае со спасательными кругами. Надувные модели двухкамерные. Они автоматически заполняются воздухом при соприкосновении человека с водой. Также у них есть специальные устройства, позволяющие надувать изделия ртом или при помощи баллончика.

Надевать его можно любой из сторон. Крепится жилет путем обвязывания туловища тесьмой, прикрепленной к нему. Если человек прыгает в воду с высоты четыре с половиной метра, изделие не должно стать причиной травмирования. Если человек вдруг потерял сознание, благодаря жилету он всплывет на поверхность воды лицом вверх приблизительно за пять секунд. При этом рот будет находиться над поверхностью воды на высоте до двенадцати сантиметров. Цвет изделия оранжевый. Кроме этого, оно оснащается электролампочкой, которая горит минимум восемь часов, и свистком. Дополнительно может иметься и линь с карабином. На всех сторонах есть светоотражающие полосы – не менее 6-и. детские модели имеют соответствующую надпись.

Число спасательных жилетов на борту всегда равно количеству присутствующих на судне людей, а также 5% от этого количества запасных изделий. Также есть детские жилеты – 10% от числа пассажиров.

Применение спасательных средств индивидуального характера

Чтобы бросить спасательный круг тому, кто тонет, нужно правой рукой его взять с внутренней стороны, пару раз размахнуться, а затем бросить так, чтобы он упал максимально близко к потерпевшему. Тот, кто находится в бедственном положении, подплывет к спасательному средству, после чего проденет в него сначала руку и голову, а затем вторую руку. Затем грудью на него ложится и начинает грести, направляясь к шлюпке либо кораблю.

Крепится в области груди средство клевентами, а туловище обвязывается имеющейся на нем тесьмой. Во время того, как человек прыгает в воду, он должен прижать жилет к себе руками. Если вокруг темно, необходимо активизировать сигнальную лампу. В кармане спасательного средства есть «Маячок», батарейка, из которой необходимо вытащить две трубки, сделанные из пластмассы. Для этого задействуется пропущенный сквозь них штерт небольшой длины, соединенный в форме петли. Чтобы вытащить человека из воды, пользуются петлей, которая есть на жилете в верхней части. На груди жилета имеются поплавки, которые делают процедуру подъема человека значительно труднее. Чтобы упростить процесс, следует изначально повернуть пострадавшего таким образом, чтобы его спина была направлена к плавсредству.

Спасательная шлюпка

Данное средство является коллективным и используется для спасения с терпящего крушение судна как пассажиров, так и экипажа. На судах нового типа такие шлюпки обязаны быть закрытого типа, иметь моторы и способны самовосстанавливаются. Запускаться моторы должны и механическим образом, и ручным. Если шлюпка перевернется, он обязан отключаться в автоматическом режиме. При необходимости двигатель должен быстро запускаться. Если вода тихая, то полностью загруженная шлюпка должна передвигаться со скоростью, как минимум шесть узлов. Для используемых судов разрешается на временной основе использовать шлюпки полузакрытого или открытого типа, которые не самовосстанавливаются. Если судно грузовое, то шлюпки, имеющиеся на нем, обязаны обеспечить экипажу посадку максимум за три секунды с момента ее объявления. Кроме того, должна быть возможность такой же быстрой высадки.

С наружной стороны эти спасательные средства красятся оранжевой краской. На носу на двух бортах на латинском языке пишется название корабля, порта, где этот корабль приписан, размеры спасательного средства, число людей. Которое может находиться в нем. На корме и носу сверху закрытия клеят специальные светоотражающие кресты.

На шлюпках обязаны быть:

  • инструменты, которые необходимы для функционирования плавсредства – весла, черпак, ведра, опорные крюки, фонарь, топоры, компас, огнетушитель, якорь, насос, запчасти и прочее;
  • сигнализационные средства – четыре красные парашютные ракеты, отражатель радиолокационный, фальшфейеры с красным пламенем в количестве шести штук, две дымовые плавучие шашки, водонепроницаемый электрофонарь, сигнальные свисток и зеркало;
  • медикаменты – пакеты гигиенические, таблетки от укачивания (морской болезни), аптечка со средствами для оказания первой помощи пострадавшим;
  • еда – расчет на одного человека 2 500 килокалорий;
  • вода питьевая – на одного человека три литра.

Обязательно в шлюпке должна быть инструкция, как сохранить себе жизнь во время пребывания в ней и таблица сигналов в иллюстрациях. Также плавсредство оснащено рыболовными снастями, складным ножиком и вскрывателями консервов.

На кораблях возле всех мест для пассажиров крепятся каютные пассажирские карточки на двух языках – русском и английском. В ней указывается:

  • что обозначает каждый из тревожных сигналов;
  • место, где должны собраться по тревоге людям;
  • номер шлюпки и место, где она находится;
  • инструкция с иллюстрациями, как пользоваться спасательными индивидуальными средствами и сообщением, где они есть.

От пассажиров требуется знать все это. Карта крепится либо на выходе из каюты, либо над спальным местом.

Сигналы тревог на судне (всего их три)

Тревога общесудовая

Длинный сигнал от 25 до 30 секунд (громкий бой), а затем идет соответствующее голосовое объявление. Если на борту произошел пожар в то время, как судно находится в порту, то дополнительно идет колокольный звон и продолжительный сигнал бортовым тифоном. Дается тревога, если авария уже произошла или ситуация близка к этому. Но данное действие не значит, что нужно судно покидать.

«Человек за бортом»

Громкий бой, три длинных сигнала, повторяющиеся три-четыре раза. За ними идет голосовое объявление, в ходе которого указывается, какая именно шлюпка по номеру будет спускаться. Эта тревога дается исключительно для экипажа, не для пассажиров.

Тревога шлюпочная

Громкий бой, семь сигналов коротких, один продолжительный, которые повторяются от трех до четырех раз. Затем идет голосовое объявление. Эта тревога дается, если судно терпит крушение и исправить ситуацию нельзя. Распоряжение на нее дается исключительно капитаном.

Если тревога дается в учебных целях, то перед ней идет соответствующее голосовое уведомление.

Во время тревоги пассажиры не должны паниковать, выполнять в точности порядок, который установлен на корабле и все команды экипажа. Если тревога общесудовая, необходимо войти в каюту, надеть что-то из теплых вещей и жилет. Дальше поступать следует согласно распоряжениям экипажа.

Если дается «Человек за бортом», выходить на палубу нельзя.

В случае шлюпочной тревоги эвакуацией людей занимается экипаж. Важно выполнять в точности все их распоряжения.