В плане удобства ЖД транспорт, естественно, проигрывает авиаперевозкам, но в том, что касается пригородных пассажирских перевозок, а также сообщения между большими и малыми городами, ему равных нет.

Пассажиры, которые выбирают ЖД транспорт для путешествий. Всегда остаются в зоне опасности. Все дело в том, что присутствует риск аварий и крушений, возникновение пожаров, возможны и травмы во время посадки, передвижения поезда. Система электроснабжения также представляет собой опасность. Большой риск существует, если во время крушения или аварии провода под напряжением падают вниз. Люди могут пострадать, например, в случае непосредственного контакта. Также, по ЖД транспортируют небезопасные грузы – радиоактивные отходы, нефтепродукты, топливо. В связи с этим опасность может быть связана не только с аварией состава, но и с его нахождением в небезопасной зоне, возникшей на объектах, находящихся поблизости ЖД дороги.

К опасным зонам относят ЖД пути, платформы, вокзалы, переходы и, естественно, вагон, где и находятся пассажиры.

Серьезная небезопасная ситуация для людей возникает, если в вагоне начинается пожар. Сложность заключается в том, что обычно в вагоне много людей, сам вагон находится далеко от пожарных частей, так как поезд следует по определенному маршруту. Также, внутри вагона очень быстро повышается температура воздуха. Плюс к этому наблюдаются трудности с эвакуацией пассажиров, особенно ночью на перегонах. В современных вагонах, чтобы обеспечить ПБ пассажирам, имеются не только огнетушители, но и другие средства, такие как пожарная сигнализация. Также есть аварийные выходы в окнах. Для информирования людей есть специальные таблички, указывающие, где именно есть эти выходы, а над окнами с ними краткий инструктаж.

Получение пассажирами и пешеходами травм на ЖД транспорте обычно происходит случайно. Это может произойти в связи с неполадками путей, подвижного состава, нарушением элементарных правил безопасности самими гражданами.

Что нужно знать, чтобы минимизировать риск травмирования

  1. Когда идете вдоль ЖД пути, нельзя приближаться к краю ближе, чем на пять метров. Нельзя подниматься на опоры на электрифицированных участках, прикасаться к идущим к рельсу от опоры спускам и проводам, которые лежат на земле.
  2. Переходить ЖД пути можно лишь в специально предназначенных для этого местах – по мостам, переходам, тоннелям. Если всего перечисленного нет, переходите по настилам и там, где есть соответствующие указатели. Когда переходите по такому настилу, внимательно посмотрите, чтобы не было движущихся составов. Если видите, что движется локомотив или поезд, подождите, пока он проедет и убедитесь, что на соседних путях нет поезда. Только тогда можно переходить. Нельзя перелезать через автосцепки, или пролезать непосредственно под вагонами. При приближении к ЖД переезду, внимательно смотрите поднят или опущен шлагбаум, обратите внимание на звуковые и световые сигналы. Можно переходить пути, если шлагбаум поднят. В том случае, если он отсутствует, убедитесь, что к вам не приближается поезд.
  3. Когда ждете поезда, не бегайте, не играйте, не стойте к краю платформы ближе, чем на два метра, если поезд едет не останавливаясь.
  4. К вагону можно подходить только тогда, когда поезд полностью остановится. Входить в вагон, как и выходить из него следует исключительно со стороны платформы или перрона. Оставайтесь всегда внимательными, не оступитесь, чтобы нога не оказалась между платформой и посадочной площадкой вагона.
  5. Когда поезд находится в движении, не открывайте в тамбуре входную дверь, не становитесь на подножки, не высовывайтесь в окна. Если поезд остановился на перегоне, не выходите из него.
  6. Купейные двери нужно фиксировать в крайних положениях. Так вы сможете избежать травм в случае резких толчков во время движения поезда.
  7. Курить можно только в специально отведенных для этого местах. Нельзя пользоваться бытовыми электроприборами и открытым огнем в вагоне. Нельзя перевозить вещества, которые легко воспламеняются, а также взрываются.
  8. Если на верхней полке вам не очень комфортно, обратитесь к проводнику и попросите, чтобы вас перевели на полку снизу или дали ремни.
  9. Если сложилась ситуация, когда требуется экстренно эвакуироваться, возьмите только самое необходимое. Большие чемоданы, затрудняющие выход, оставьте. Обязательно помогите выйти пассажирам с ограниченными возможностями, глухонемым, гражданам с детьми и пожилым людям. Если нужно выбираться через аварийный выход, убедитесь, что нет встречного состава.