Регистрация в Росавиации необходима даже дронам-«игрушкам»

Бесилотники российского производства и те, которые были изготовлены за рубежом и ввезенные в Россию, обязаны проверяться на соответствие ТБ. Эти и еще ряд изменений, внесенных в ВКРФ, имеющих отношение к эксплуатации дронов, начнут действовать с сентября 2022 г. среди прочего поправки позволяют задействовать беспилотные летательные аппараты к спасательным и поисковым мероприятиям. Минтранс уже подготовил и опубликовал на портале правовых документов проект правительственного постановления, который утверждает алгоритм описанных действий.

Все БПЛА, вес которых превышает 150 гр будут поставлены на учет

С каждым годом беспилотники в РФ становятся все больше популярными, соответственно и спрос на них увеличивается. Согласно данным отечественных ритейлеров лишь в I-м квартале текущего года его показатели увеличились на ¼. Было реализовано 30 000 дронов. И, если объем этого сегмента рынка в России в прошлом году был 10 млрд руб., то, по прогнозам аналитиков, уже к 2025 г. он стремительно вырастет до суммы в 737 млрд руб.

В настоящее время практически каждому человеку, у которого в собственности имеется БПЛА весом более 30 килограмм, нужно его обязательно зарегистрировать. Если же летательный аппарат весит в пределах 150 гр-30 кг, он в обязательном порядке обязан быть поставлен на учет в Росавиации. Ранее, 3 года тому, в обязательном порядке регистрировать нужно было только «тяжелые» аппараты, весившие более тридцати килограмм, которые использовались в коммерческой или военной сферах деятельности. Правила были изменены с 27.09.2019 г. тогда на учет стали ставить дроны с весом 250 гр. и более. В очередной раз правительство страны изменило требования с 19.03.2022 г. с этого момента учету подлежат аппараты с весом 150 гр и более. 

Действовать новые изменения, в том числе и те, что были приняты в ВКРФ в декабре 2021 г., начнут уже в сентябре. Они имеют отношение к порядку регистрации БПЛА. Кроме этого, на все дроны, независимо от производителя, отечественный или зарубежный, необходимо наносить специальные опознавательные отметки.

Одним из значимых пунктов выступает введение «сертификационного базиса». Под данным понятием подразумевается комплекс требований, которые нужны, чтобы обеспечить безопасное использование беспилотников в стране. Сюда входит выдача на дрон сертификата, подтверждающего его соответствие требованиям, установленным разработчиком и утвержденным Росавиацией.

Также, поправки регламентируют, что БПЛА вместе с владельцами могут быть привлечены к спасательным и поисковым мероприятиям. Минтранс уже разработал алгоритм участия беспилотных летательных аппаратов в спасении человеческих жизней.

Дроны способны спасать утопающих

Минтранс разработал документ, который регламентирует общие правила привлечения средств и сил предприятий, госавиации и авиации экспериментального типа, владельцев БПЛА к выполнению поисковых и спасательных мероприятий. Их цель заключается в предоставлении помощи экипажам воздушных и морских судов и их пассажирам, терпящим бедствие.

Предусматривается, что руководят данными операциями спецподразделения Росгвардии. Непосредственно ведомство устанавливает, где будут дислоцироваться средства и силы спасателей, численность и виды воздушных судов, которые будут задействованы в поиске людей и их спасении. Старшие в каждом из районов действий будут назначены территориальным управлением ведомства. Это могут быть как начальники госорганизаций и предприятий, входящих в состав Росавиации, так и собственники БПЛА с целью организации дежурств в отрабатываемых зонах.

А. Выборный, депутат ГД, отметил, что решение о том, чтобы стать участником таких спасательных мероприятий приниматься будет на добровольной основе. Парламентарий добавил, что все общество страны тем или иным путем включается в работу по формированию наиболее безопасной среды проживания. С его слов следует, что уже готовы механизмы, позволяющие создать народные оффлайн-дружины по охране правопорядка и запустить деятельность интернет-«дружинников». Задача последних – доносить до властей информацию о том или ином источнике вероятной угрозы в сети. В настоящее время разрабатывается правовое поле для того, чтобы позволить собственникам дронов стать участниками операций по спасению человеческих жизней.

Отправил в полет беспилотник самовольно – заплати 500 000 руб.

Владельцу беспилотника может потребоваться не только регистрация, но и разрешительный документ на полет. Он нужен, например, для совершения полетов над населенными пунктами. Разрешение необходимо взять у руководителей территориальной администрации.

Скорее всего не удастся получить разрешение на частные полеты БПЛА в зонах верто- и аэродромов, там, где они ограничены, над территориями, где проводятся массовые и спортивные мероприятия. Специальный разрешительный документ потребуется и, когда дрон будет летать на расстояние менее 5-и км от взлетно-посадочных полос.

В случае несоблюдения владельцем беспилотника установленных правил эксплуатации аппарата, он может получить штраф, что прописано в КоАП. Физлицам могут назначить 20-50 тысяч руб., лицам, занимающих определенные должности – 50-150 тысяч руб., организациям – 250-500 тысяч руб.

Также, по закону, дронам запрещается летать над объектами государственной охраны. Сюда входят резиденции руководителей страны, правительства других стран, дома государственных служащих и парламентариев. Работники ФСО могут на законных основаниях ликвидировать неизвестный беспилотник в том случае, если существует вероятность, что лицу, который находится под госохраной, может быть нанесен вред.

Аналогичные права имеют сотрудники других ведомств, среди которых ФСИН, ФСБ, МВД, представители Росгвардии. Соответствующие изменения в закон были приняты в прошлом году. Пресечение пребывания БПЛА в воздухе возможно, чтобы защитить граждан и их имущество, провести срочные следственные и другие мероприятия. В данном случае сотрудники правоохранительных органов и силовых структур могут заблокировать сигнал удаленного управления беспилотником, повредить его или полностью ликвидировать.

Если же дрон летает за пределами указанных зон и, если его вес не более 30 килограмм в зоне прямой видимости, днем, а высота полета не превышает 150 м от поверхности воды либо земли, его владелец может и не получать разрешение. Этот документ ему не нужен.

Когда беспилотник может спровоцировать тюремное заключение

В некоторых случаях владельцы БПЛА могут стать фигурантами уголовных дел. Ответственность наступает в том случае, когда во время полета, на который у владельца нет разрешительного документа, аппарат нанес кому-то тяжкие телесные повреждения или стал причиной его смерти. Собственник дрона может сесть в тюрьму на 7 лет.

На 2 года он может попасть за решетку, если были нарушены права человека на неприкосновенность его личной жизни. Это может быть несанкционированная видеосъемка, после которой человек терпит моральный или материальный ущерб. Минимально, что может ждать нарушителя – это 200 тысяч руб. штрафа.