Сотрудники правоохранительных органов смогут проверить телефоны абонентов через специальную базу данных. В подробностях нововведения решили разобраться журналисты издания «Коммерсантъ».

Центральный Банк России собирается сформировать единую базу данных, в которой будут содержаться телефонные номера абонентов. По планам регулятора, доступ к ним, помимо сотрудников банков и финансовых организаций, смогут получить коллекторы и правоохранители. Представители ЦБ уже направили в Государственную Думу РФ изменения в законопроект, который сейчас будут рассматривать депутаты.

В свою очередь, операторы сотовой связи считают, что создание единой платформы потребует дополнительных вложений на ее обслуживание, а те сведения, которые будут передаваться в единую информацию систему содержат слишком большой перечень личной информации об абонентах.

Основная цель нового законопроекта – сделать телефонный номер абонента полноценным идентификатором, который он сможет использовать для получения различных финансовых услуг. Доступ к созданной единой базе получат не только финансовые ведомства, но и ряд других организаций, в том числе и коммерческих.

По мнению депутата Анатолия Аксакова, который выступил одним из инициаторов рассмотрения этого законопроекта, предложенного еще летом 2018-го года, создание единой информационной системы поможет бороться с телефонными мошенниками и облегчит для абонентов получение различных финансовых услуг. Операторы связи, в свою очередь, обязаны будут создать эту базу, контролировать ее и регулярно вносить изменения. Чтобы получить сведения, придется заплатить, поскольку вся информация будет предоставляться исключительно на платной основе.

Законопроект уже прошел первое чтение, и в настоящий момент находится на доработке, после чего будет передан на второе рассмотрение депутатам.

Аксаков заявил, что одной из причин рассмотрения такого законопроекта являются жалобы со стороны людей, которых постоянно «достают» коллекторы. Представители коллекторских компаний отметили, что им приходится регулярно звонить посторонним людям, поскольку они не имеют возможности проверить соответствие абонента и имеющегося у них номера. Если бы у них был доступ к подобной базе, количество необоснованных звонков резко бы сократилось.

В свою очередь, Роскомнадзор видит в создании единой информационной системы возможность избавиться от «серого» рынка, который мошенники используют для покупки одноразовых сим-карт. Теперь все номера должны будут вноситься в единую базу, а их владельцы будут отвечать за то, каким образом они используются. Роскомнадзор будет контролировать выполнение законодательных норм, анализируя данные в базе.

В Минцифры решили, что им необходим свой подобный функционал, с помощью которого банки и финансовые организации смогут проверить, на кого зарегистрирован номер мобильного телефона. Это позволит избежать случаев предоставления ложных сведений или использования номеров, оформленных на других лиц.

В банке ВТБ отметили, что операторы связи могли бы не просто предоставлять данные о клиенте, а также добавить в базу информацию о потенциально опасных событиях. Например, если у клиента есть переадресация смс-сообщений, подключенная незаконно.

С мнением экспертов и депутатов не согласны представители операторов. Дело в том, что уже сейчас операторы активно обмениваются подобной информацией с представителями банков, имея заключенные с ними договора. Появление посредника может поставить под угрозу личные данные клиентов. Кроме того, регуляторы запрашивают от операторов слишком широкий перечень информации, которую необходимо будет размещать в базе данных.

По мнению ряда экспертов, реализация этой задумки потребует от операторов значительных затрат, поскольку создание интерфейса для работы этой системы, ляжет на их плечи. Кроме того, операторам придется сформировать штат сотрудников, которые будут обеспечивать своевременное обновление данных в базе.

Представители операторов также считают, что из перечня лиц, которым будут предоставлять доступ к номерам абонентов, следует исключить коллекторов и силовиков. У правоохранителей и так есть действенные механизмы, позволяющие им напрямую получать необходимую информацию у оператора. Передача сведений коллекторам без согласия абонента вызывает много вопросов, включая и безопасность предоставленных личных данных.