Законодатели решили изменить действующий закон, устанавливающий порядок общения сотрудников ДПС с водителями. Эксперты портала «Autonews» решили разобраться в особенностях нового законопроекта.

Разработкой этого законопроекта занимались специалисты МВД России. Они проанализировали типовые вопросы и проблемы, которые возникали при общении сотрудников ДПС с водителями, и разработали методику, позволяющую их избежать. Кроме того, они учли мнение сотрудников ГИБДД.

Зачем нужен новый порядок

В настоящий момент порядок общения сотрудников ДПС с водителями регламентируется административным регламентом, который разрабатывался более 5 лет назад. За это время в общественной жизни России много что поменялось. Были выявлены проблемы, требующие решения. Новый проект регламента занял почти 80 страниц.

Ранее не были затронуты вопросы, которые касались использования сотрудником ДПС своего смартфона для видеофиксации или требования для водителя покинуть автомобиль. В результате, на дороге часто возникали противоречия, которые некому было разрешить. Новый регламент должен их устранить.

Как и раньше, сотрудники ДПС не должны допускать оскорбительных и унизительных высказываний в адрес водителя, особенно касающихся его возраста, расы, половых признаков и других аспектов. Они не должны быть грубыми, предвзятыми, предъявлять незаконные требования, делать замечания, использовать во время общения заносчивый или пренебрежительный тон.

Не бросать посреди трассы

Водитель, если он не способен управлять ТС,  должен быть отстранен. Это касается тех, кто не имеет права управления или находится в состоянии алкогольного опьянения. Нередко такие процедуры проводят за городом, поэтому у водителя могут возникнуть трудности с тем, чтобы добраться домой.

Если новая редакция регламента будет утверждена, сотрудники ДПС должны будут доставить такого водителя до ближайшего населенного пункта на своем служебном автомобиле.

Остановка транспорта со спецсигналами

Сейчас в законе нет перечисления оснований, руководствуясь которыми, сотрудник ДПС остановит машину со спецсигналами. Новый регламент прямо указывает целых три основания. Во-первых, в случае реализации специального мероприятия, направленного на снижение количества ДТП. Во-вторых, если у сотрудника имеются данные о причастности водителя к преступлению или ДТП, а также об использовании автомобиля для нарушения закона.

В-третьих, остановить такой автомобиль сотрудник ДПС сможет в случае нарушения отдельных положений ПДД, которые будут перечислены в регламенте.

Личные мобильные телефоны

Очень много вопросов возникало у водителей по поводу того, что сотрудники ДПС фиксировали общение с водителями на свои личные телефоны. Дескать, они обязаны пользоваться только выданными камерами, которые проходят необходимые проверки.

Новый регламент позволит сотрудникам использовать свои личные телефоны для фиксации правонарушений и общения с водителями. Сделанные ими записи будут считаться достоверными доказательствами в случае судебного разбирательства.

Скрытый патруль

С целью повышения эффективности патрулирования и выявления правонарушителей, в ГИБДД внедрили практику использования скрытых патрулей. Как правило, сотрудники ДПС используют гражданские автомобили, без специальной окраски и знаков, внедряются в поток и выявляют тех, кто нарушает требования ПДД. Однако, даже находясь в скрытом патруле, сотрудники ДПС обязаны носить форму, что приводит к их демаскировке.

В новом регламенте им разрешили использовать обычную одежду, но запретили сознательно провоцировать автолюбителей на совершение нарушений ПДД.

Приказы на проведение спецмероприятий

Нередко встречаются случаи, когда водители, которых сотрудники ДПС остановили в рамках проведения очередного специального мероприятия, начинают спорить и требовать доказательства.  В старом регламенте подобные ситуации не были прописаны, поэтому законодатели решили устранить возникающие противоречия.

Теперь водитель, по собственному желанию, сможет ознакомиться со всеми приказами, за исключением тех, которые содержат информацию для служебного пользования. Правда, для этого придется проехать в ближайшее подразделение ГИБДД, где вам предоставят все необходимые данные.

Запрет на использование телефонов водителей

Новый регламент запрещает сотрудникам ДПС брать у водителей любые вещи, включая документы личные телефоны, которые не требуются ему для выполнения своих служебных обязанностей. Исключение составляют те ситуации, когда использование телефона или другой вещи, имеет критическое значение.

Как правило, сотрудники ДПС не занимаются проверкой содержимого смартфонов водителей. Возможно, законодатели предупредили ситуации, когда водители передают смартфон, предлагая инспектору «пообщаться» с кем-то, чтобы решить вопрос. Теперь такие разговоры запрещены на законодательном уровне.

Использование камер

Сейчас сотрудники ДПС могут устанавливать камеры лишь на тех участках, которые признаны аварийно-опасными. Для этого существует специальная градация, которая определяет опасность участка, исходя из количества ДТП.

Если изменения в регламент вступят в силу, сотрудники ДПС получат возможность ставить камеры и на тех участках, которые немного не дотягивают до определения аварийно-опасного.

Контроль за эвакуацией

Новые правила обяжут сотрудников ДПС проконтролировать процедуру эвакуации автомобиля и оставаться на месте, пока спецтранспорт не начнет свое движение. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность вернуть автомобиль законному владельцу.

Водитель, который успел остановить эвакуатор, пока тот не тронулся, имеет право прервать процедуру и оставить автомобиль на месте. Сделать это должен сотрудник ДПС. Впрочем, со слов инспекторов, некоторые водители начинают устраивать настоящие погони, пытаясь запрыгнуть на эвакуатор, который уже тронулся. Такие действия являются противозаконными.

Основания потребовать от водителя покинуть машину

Особое внимание законодатели уделили вопросам, связанным с принуждением водителя покинуть автомобиль. Сегодня он вызывает очень много споров в процессе общения сотрудников ДПС и водителей.

Водитель обязан выйти в случае:

- задержания ТС;

- административного задержания водителя;

- задержания лица, которое подозревается в преступлении;

- проведения досмотра или обыска как лица, так и его автомобиля;

- отстранения от управления ТС;

- в иных случаях, определенных административным и уголовным законодательством.

Эксперты портала напомнили читателям, что все эти изменения являются лишь проектом регламента, который может измениться в процессе рассмотрения.