Речь идет об изучении того, как на авионику воздушных судов во время полетов за рубеж влияет 5G

На территории нашей страны на текущий момент времени 5G сети еще не задействованы. В связи с этим наблюдаться какие-либо проблемы в данной области могут лишь в иных государствах. Суть в том, что частоты сети и высотомеров приближены.

Росавиация дала поручение авиакомпаниям России разобраться с тем, как 5G влияет на авиаустановки во время совершения полетов за рубеж.

В документе сказано, что перевозчики при любых помехах, возникших из-за данных сетей, обязаны ставить в известность авиавластей государств, в которых происходит сбой, и авиапроизводителям.

Также, ведомство советует авиакомпаниям организовать внеочередное учение пилотов, где пройдет отработка взлетов и посадок при нестабильном функционировании радиовысотомера.

В документе, направленном авиакомпаниям, Росавиация указывает, что сейчас нет точного ответа на вопрос, влияет ли 5G на корректность работы данного устройства.  

Вопрос был поднят американскими авиакомпаниями, так как частоты высотомера и сети у них достаточно близки.

Д. Дрозденко, главред «Арсенала отечества», авиаэксперт, по поводу действий ведомства говорит, что, если оно дает такие рекомендации, то их следует выполнить. Дело в том, что подобные полеты и с технической стороны, и с психологической сложные. Немало авиакатастроф произошло из-за того, что в непонятной ситуации пилот переставал доверять авиатехнике и действовал согласно собственным ощущениям. Такой прибор, как радиовысотомер определяет высоту, на которой летит самолет. Анализ осуществляется по сигналу возвращенного типа. При его искажении данные на приемнике будут неправильными. В итоге пилот будет уверен, что высота самолета 500 м, тогда как в реальности она составляет 300 м. Катастрофы избежать не получится, если перед самолетом имеется препятствие, а он находится в облаках.

Но южнокорейские и китайские аэропорты сетью 5G оснастили достаточно давно. Данная связь и в некоторых европейских странах также используется. Но сообщений о помехах не поступало.

По этому поводу А. Бойко, аналитик MForum analytics, говорит, что в ЕС в подавляющих случаях применяют диапазон частот 3,4-3,8, что дальше 3,7-3,9 ГГц. У нас в планах было под эту сеть задействовать диапазон около 4,4 ГГц. Возможно, из-за этих опасений понадобиться дополнительно заниматься исследованиями. Так как диапазоны, которые сейчас есть, заняты, на расчистку какого-то из них потребуется не только много средств, но и времени. Бойко говорит, что не согласен, что американцы в чем-то ошиблись. Под сеть 5G они расчистили диапазон, к которому был доступ.

На вопрос о том, какой диапазон под эту сеть работает у нас в стране, Бойко ответил, что с 5G у нас пока дела обстоят плохо. Этой сети еще в России нет. Тестовые сети есть, но не в аэропортах, поэтому и опасности нет. А когда 5G внедрят, на данном этапе неизвестно. В теории это возможно к 2024 г., но так как имеются серьезные сложности, неизвестно будет ли это в действительности.

СМИ в 2021 г. сообщали, что Финляндия, Эстония и Латвия были против того, что в России использовались такие станции. Они функционируют под С.-Петербургом, а их частоты, такие же, как и у военных судов перечисленных стран.