За текущий год в Российской Федерации было зафиксировано целых 6 случаев совершения вооруженных нападений на образовательные учреждения подростками и бывшими учениками. Самыми «кровавыми» стали теракты в Казани и Перми.

Журналисты издания «РБК Петербург» обсудили с экспертами вопросы, которые касаются причин подобных нападений и мер, способных защитить учебные заведения от атак.

По словам Веры Князевой, которая является директором 777-й школы Санкт-Петербурга, еще при ее строительстве инженеры предусмотрели необходимость обеспечения максимального уровня безопасности. Школа имеет 1-ю категорию.

В школе имеется пропускная система, состоящая из двух рубежей, пройти которые можно только при помощи специальной карточки. Они есть только у учеников и сотрудников образовательного учреждения. Кроме того, здание школы, а также прилегающая к ней территория, оборудованы современной системой видеонаблюдения, которая позволяет отслеживать обстановку вокруг учебного заведения и своевременно реагировать на возникающие угрозы. Для экстренного вызова помощи предусмотрены специальные тревожные кнопки, сигналы с которых поступают на пульт местного отдела Росгвардии.

Князева отмечает, что в большинстве учебных заведений города ситуация с безопасностью обстоит значительно хуже. Наличие систем безопасности и заборов, не дает 100-процентную гарантию защиты детей и персонала. Многое зависит от квалификации охранников, которые, зачастую, не имеют необходимых профессиональных навыков. Нередко на постах охраны сидят пенсионеры, которые в силу возраста не способны быстро отреагировать на угрозу, или же люди, имеющие проблемы с физической формой.

Отдельного внимания заслуживает проблема «буллинга» в современных школах. Как показывает практика, чаще всего причиной нападения на одноклассников становится именно травля. Большинство их тех, кто решается прийти в школу с оружием – закомплексованные, малообщительные люди, у которых были проблемы в школьном коллективе и трудности при общении со сверстниками.

Князева отмечает, что никакие пропускные системы или заборы не смогут защитить детей от этого явления, которое, в отдельных случаях, подталкивает их на отчаянные шаги. Важно проводить комплексную оценку состояния каждого ученика. Сотрудники школы, включая педагогов, должны выявлять каждый подобный случай, чтобы иметь возможность предотвратить трагедию.

Практически в каждой школе есть психолог, который должны заниматься оценкой эмоционального состояния учеников и решать их проблемы. Впрочем, квалификация этих сотрудников вызывает не меньше вопросов, чем подготовка охранников.

В 777-й школе планируют провести тестирование нового программного обеспечения, которое сможет по лицу ребенка определить его эмоции. Такие камеры собираются установить на входе, где они будут проверять всех входящих на территорию лиц. В случае обнаружения детей, находящихся в негативном эмоциональном состоянии, с ними будут работать психологи, чтобы помочь решить все возникшие проблемы.

Еще одним экспертом выступил Кирилл Титаев, который возглавляет исследования проблем применения права в одном из институтов Санкт-Перербурга.

Во время общения с журналистами издания он отметил, что в его школьные годы, каждый мальчишка считал необходимым носить при себе перочинный ножик. Безусловно, носили их совсем не для нападения на одноклассников, но рамки и металлоискатели помогут не допустить подобных случаев сейчас.

Однако если преступник решит заранее подготовиться, никакие рамки и охранники на входе не помогу. Как показывает американская практика, только личный досмотр на входе может полностью обезопасить учеников. Вот только тогда, посещение школы превратится в аналог визита в колонию.

Титаев отметил, что введение более жесткой системы досмотра, аналогичной современному аэропорту, значительно увеличит время, которое придется потратить для прохода в школу. В аэропорту, при тщательном досмотре на каждого тратят примерно 25-30 секунд. Выходит, что за одну минуту пропустят не больше двух учеников. В больших школах одновременно на занятия может прийти до 1 тысячи учеников, не считая сотрудников. Тщательный досмотр потребует не меньше 10 часов. К тому моменту, пока ученик попадет в класс, занятия в школе уже будут окончены.

Особенно остро стоит вопрос набора персонала. Для реализации подобной процедуры на 1 тысячу учеников потребуется не менее 30 сотрудников. Директора школ не будут в восторге от того, что им придется найти 3 десятка подготовленных и квалифицированных человек. Очевидно, что усиление пропускного контроля потребует значительных финансовых затрат.

Некоторые эксперты предлагают использовать автоматизированные системы контроля, которые умеют выявлять учеников с негативными эмоциями. По словам Титаева, эффективность и точность подобных систем сейчас находится на достаточно низком уровне. Кроме того, негативные эмоции можно замаскировать, а нежелание ученика идти в школу, может отразиться на его лице ненавистью к будильнику, что приведет к ложному срабатыванию программного обеспечения.

Даже самые современные автоматизированные системы не смогут работать без вмешательства человека. На поступающие сигналы должны будут реагировать люди. Около 2 миллионов человек потребуется, чтобы обеспечить все учебные заведения в стране оперативными группами, отслеживающими подобные угрозы. 99 процентов всех срабатываний будут ложными. Как показывает практика, такая система будет работать на формальном уровне, показывая свою низкую эффективность.

Единственный способ надежно защитить школы от вооруженных нападений ее же учеников – обеспечить механизм превентивного выявления случаев «буллинга» и других психологических проблем у детей.

По словам эксперта, реализация таких механизмов потребует от педагогов и психологов тщательной и кропотливой работы. Зачастую, дети боятся обращаться за помощью к взрослым, поэтому учителя должны самостоятельно выявлять такие проблемы.

Как правило, классный руководитель, уделяющий достаточно внимания школьникам, прекрасно знает тех детей, у которых могут возникать проблемы в коллективе, из-за их замкнутости. Учителям необходимо проводить работу и объяснять детям, что обращаться за помощью к взрослым не страшно. Только тогда мы будем уверены, что наши учебные заведения находятся в полной безопасности.