Он признал, что переусердствовал с поиском нарушителей

Растущее число клиентов банков, пострадавших из-за отказа в проведении операций, смутило даже Центробанк, который сам требовал от банкиров ужесточать контроль. Очевидно, что необходимо менять действия ЦБ – чтобы не возникало чрезмерного давления на добросовестных клиентов, признала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с банками, организованной ассоциацией «Россия». По ее словам, ЦБ и Росфинмониторинг планируют пересмотреть признаки сомнительных операций и сократить перечень оснований для отказа в их проведении. Черный список компаний и людей, которым банки уже отказали в обслуживании из-за подозрений в легализации доходов, будет пересмотрен. Это будет некая амнистия, сказал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.

Сами банки должны внимательно относиться к клиентам, а не слепо применять формальные критерии, призвала Набиуллина. В ноябре 2017 г. ЦБ даже выпустил методические рекомендации, призывая банки комплексно анализировать действия клиента, прежде чем отказать в операции. Сейчас ЦБ думает о создании сервиса проверки компаний на соблюдение антиотмывочного законодательства, рассказала Набиуллина, подобный опыт есть в Сингапуре.

Отказывая в проведении операций, банки ориентируются на критерии в законе о противодействии легализации преступных доходов – необычный характер сделки, несоответствие операции экономическим целям, подозрение в уклонении от обязательного контроля и т. д. Кроме закона есть письма ЦБ с сотней признаков, указывающих на необычный характер сделки (например, необоснованная поспешность операции).

Банки блокируют счета все чаще, говорилось в исследовании сервиса «Поток» (входит в «Альфа-групп») за 2017 г., проведенном на основе данных клиентов Альфа-банка, относящихся к малому бизнесу. В 2017 г. число предпринимателей, столкнувшихся с этой проблемой, выросло на 25%, счет был заблокирован почти у каждого десятого такого клиента.

Бизнес столкнулся с огромной проблемой – власти требуют от банков, чтобы они наравне с ними осуществляли контроль над всеми операциями клиентов, негодует владелец сети кофеен Алексей Петропольский: «В результате банк вынужден закручивать гайки всем без исключения».

Информацию обо всех отказах банки направляют в Росфинмониторинг, откуда она поступает в ЦБ. Регулятор формирует списки отказников и рассылает их во все банки, об обновлении списков становится известно в течение недели. Первый раз такие списки российские банки получили в июне 2017 г., в них вошла информация с января 2016 г.

Клиент может обжаловать решение о включении его в черный список сначала в банке, затем в созданной весной 2018 г. межведомственной комиссии и в суде. Но клиент не всегда знает, в какой банк обращаться за реабилитацией, кто и за что включил его в список, признает топ-менеджер крупного банка. К середине сентября 2018 г. банки реабилитировали более 6400 клиентов. Сколько всего клиентов в черном списке, Росфинмониторинг не раскрывает. Его представитель и представитель ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».

Формально попадание в черный список не означает автоматического отказа в облуживании, банк все равно обязан рассмотреть заявку на открытие счета. Скорее всего, он проведет выездную проверку, запросит необходимые документы, чтобы убедиться, что бизнес клиента реальный, рассказывает топ-менеджер крупного банка. Но на практике это приговор – почти со 100%-ной вероятностью откажут, говорит Петропольский. Примерно половина из наших клиентов, которым другие банки ранее отказали в проведении операций, ведут реальный бизнес, рассказывает руководитель по управлению комплаенс-рисками в сегменте «малый и средний бизнес» Альфа-банка Наталья Петропавловская.

Большинству клиентов отказывают в проведении платежей, если они не предоставили данные по запросу банка, объясняет начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин. В основном банки сомневаются в нетипичных для клиента операциях, рассказывает директор по развитию UFG Wealth Management Андрей Пожитков: например, компания, занимавшаяся арендным бизнесом, вдруг одолжила человеку крупную сумму. Банк, как правило, требует разъяснений и подтверждающих документов, может заблокировать дистанционное банковское обслуживание, чтобы представитель компании пришел в отделение, это самый действенный способ. Потом банки блокируют счета, могут взимать повышенные комиссии с клиентов при передаче денег в другой банк, рассказывает он. Например, один банк из топ-10 удерживает до 20% суммы с расчетного счета, добавляет Петропольский: «Бизнес оказывается беззащитен, поскольку банк может отказать в обслуживании в одностороннем порядке».

При малейшем подозрении банки «дергают менеджмент», отказывают в операциях, вызывают на беседу, просят документы и подтверждения реальности операции, возмущается президент группы компаний «Диана» (сеть химчисток-прачечных) Дмитрий Несветов: «А помимо отношений с банками это влияет на отношения с ФНС – инспекции тоже очень часто вызывают директоров и учредителей по признакам нарушения формальных критериев». Контрагенты перестают доверять компании, попавшей в черный список, признает Набиуллина.

На реабилитацию бизнеса уходит много времени – случается, что компании по полгода не могут добиться разблокировки средств и получить возможность открывать новые счета, говорит Пожитков. Как правило, приходится создавать новую компанию – это проще, чем разбираться с процедурой исключения из этого списка, подтверждает юрист крупной международной компании.

Запись о клиенте в списке лишь один из многих показателей, учитываемых Сбербанком при принятии решения о том, является операция сомнительной или нет, говорит его представитель. В банке настроены автоматизированные системы и алгоритмы, а конкретные операции изучаются сотрудниками индивидуально с учетом пояснений клиента, добавляет он. Так же поступает и ВТБ: не отказывает автоматически, а анализирует клиента и операцию, начиная от профиля клиента и истории его платежей и заканчивая информацией о контрагенте, говорит представитель банка. Черный список – не основной критерий, подтверждает начальник управления комплаенс-контроля Райффайзенбанка Филипп Хышиктуев. А «Тинькофф банк» и вовсе им не пользуется, допуская, что клиенты могут попасть в список и не являясь нарушителями законодательства, говорит его представитель.

Аудит списка необходим, считает Дремин. Инициатива ЦБ снизит число претензий к бизнесу, уверен старший вице-президент, директор дирекции среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Александр Чернощекин. Но идея требует доработки, осторожен представитель «ФК Открытие»: пока сложно оценить, как скажется ее реализация на банках и какие ресурсы потребуются для этого. Расходы не вырастут, считает представитель «Тинькофф банка»: анализ клиентов в любом случае предполагает их более глубокое изучение. Скорее всего, критерии операций будут сформулированы конкретнее, чтобы банки могли более точечно и оперативно выявлять клиентов, занимающихся отмыванием, предполагает Петропавловская: это вряд ли приведет к значительному увеличению расходов банков.

Ссылка на источник