Иевенко София, к.э.н., MBA, CFE

Управляющий партнер, «Эксперт Разведка»

 

Не так давно вышло твое интервью в Forbes, где ты поделилась необычным для услуг по форензику инструментом продвижения в формате бизнес-комиксов. Расскажи, как команде ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКА пришла такая идея?

С одной стороны, наших заказчиков, которыми чаще всего выступают сами собственники бизнеса, в большей степени интересует конечный результат нашей работы, нежели методология и инструментарий, которым мы будем пользоваться. С другой – понимание этого результата, как мы видим на практике проведения переговоров, требуется донести в весьма лаконичной форме. Мир стремительно меняется, информационный поток становится все больше. Это надо учитывать и принимать как данность. Поэтому наша команда решила взять на себя некую образовательно-просветительскую функцию, при этом подстраиваясь под бешеную скорость современных реалий. Формат комиксов подразумевает необходимую простоту в утрированной форме. Фактические расследования, их промежуточные и окончательные результаты, инструментарий, которыми пользуется команда ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКИ», в реальности гораздо сложнее, а логические цепочки «вопрос-ответ» также гораздо «ветвистее». Идея комиксов – донести проблематику, а также возможности и значимость проведения финансовых расследований. Уверена, что все согласны с тем, что умение доступно объяснять сложные вещи – это признак профессионализма, опыта и мастерства.

Форензик направлен на выявление злоупотреблений (схем мошенничества), но, как мы знаем, потери бизнеса не всегда могут быть следствием намеренных действий… Расскажи, есть ли какие-то разграничения в работе форензик-специалистов и других консультантов, аудиторов?

Выявление злоупотреблений (схем мошенничества) весьма часто происходит вместе с выполнением основной задачи, поставленной собственниками по выявлению возможностей для устранения «утечек», связанных с операционной неэффективностью. Благодаря комплексному подходу ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКА выявляет как «утечки», связанные с халатностью и ошибками персонала, так и с их намеренными действиями, направленными на дискриминацию интересов собственников с целью личного обогащения. Как правило, такая глубокая «диагностика» является первым шагом в разработке соответствующей программы антикризисных мероприятий. Данная программа всегда уникальна, так как разрабатывается исключительно под те факты, которые удалось собрать команде, состоящей как из специалистов по форензику, так и аудиторов. В антикризисную программу включаются не только мероприятия по наказанию виновных в попытке компенсировать хотя бы часть ущерба, нанесенного предприятию в результате выявленных схем мошенничества. Важнейшим элементом также является план по изменению всех прочий ключевых функций предприятия (производство, сбыт, закупки, финансы и т.п.) с четким описанием необходимых шагов, которые должны внедряться в соответствии с детальным графиком и объективно рассчитанной суммой инвестиций.

В нашем комиксе «Дело №0021. Прелюбодеяние, или Милочкин дурман» мы показываем результаты по проверке обоснованности инвестиций, которые запрашивал топ-менеджмент у акционеров для реализации программы антикризисных мероприятий. Это как раз и есть пример тех случаев, когда мы выявляли комбинацию злоупотреблений и неверных управленческих решений.

Ты упомянула, что основной заказчик услуг по форензику – это собственник бизнеса. А если собственников несколько? Приходилось ли вам проводить расследования в результате внутреннего конфликта на уровне акционеров?

Одной из категорий заказчиков услуг по форензику являются миноритарные акционеры предприятий, которые зачастую не вовлечены непосредственно в процесс управления своего бизнеса. Целью наших расследований в подобных случаях является выявление не скоординированных с миноритарными акционерами действий или бездействий мажоритарных инвесторов, нанесшие ущерб миноритариям (например, в виде невыплаты дивидендов) посредством инвестирования без наличия очевидного экономического обоснования в оппортунистические проекты, осуществления намеренных управленческих финансовых ошибок, прямого использования инвестиционных ресурсов не по утвержденному с миноритарными акционерами назначению и т.д..

Ситуация, которую мы показали в комиксе «Дело №0022. Гордыня, или уловки Оптимиста» была обратной. То есть когда миноритарному акционеру доверили управление предприятием. В начале расследования наше внимание привлек один интересный факт – генеральный директор предприятия, которое нас попросили проверить, был не только его миноритарным акционером, но и имел свой сторонний бизнес, полностью совпадающий по своему производственному циклу с нашим объектом проверки. Характер выявленных хозяйственно-экономических отношений между предприятием, единоличным собственником которого являлся миноритарный акционер объекта проверки, и самим объектом проверки оказались более, чем неожиданными. Миноритарный акционер не только обкрадывал нашего заказчика, но и смог поставить в полную производственную зависимость объект проверки от своего предприятия.

Расскажи, что обычно подталкивает ваших заказчиков инициировать проверку с привлечением специалистов по форензику?

Самое очевидное обстоятельство – это когда собственник случайно становится очевидцем происходящих злоупотреблений. Но такое происходит, к сожалению, не так часто. Более распространенным триггером для проведения форензик расследований являются анонимные сообщения (whistleblower’s allegations), которые обычно поступают через корпоративную «горячую линию (hot line). Однако, стоит понимать, что львиная доля подобных сообщений является либо ложной, либо содержит факты не настолько материальные, чтобы это оправдывало привлечение внешнего специалиста Кроме того, даже в тех случаях, когда сообщается о каких-либо злоупотреблениях, чей масштаб расценивается как существенный в периметре предприятия или организации, стоит понимать, что детального описания схемы мошенничества в этих анонимных письмах не будет. Таким образом, задачи привлеченных специалистов по форензику – это, во-первых, распознать, есть ли основания для того, чтобы рассматривать данное сообщение как обоснованный сигнал о происходящем масштабном злоупотреблении, а во-вторых – выяснить, в чем суть мошеннической схемы, о факте которой сообщает анонимный информатор, и кто ее участники.

Расследование анонимного сообщения, детали которого мы раскрываем в комиксе «Дело №0023. Зависть, или «Аннушка уже разлила масло»» было инициировано анонимкой с весьма размытой формулировкой относительно возможного сговора топ-менеджера предприятия-производителя масла с одним из эксклюзивных региональных дистрибьюторов. Прежде всего, команда ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКИ обратила внимание на то, что дистрибьютор, которого информатор обличал в злоупотреблениях, пришел на смену предыдущему дистрибьютору, с которым предприятие работало до этого многие годы. Мы решили проверить гипотезу о том, не был ли дискриминирован этот дистрибьютор без каких-либо оснований, то есть не стал ли он не удобен кому-то из руководства. После того, как наши подозрения подтвердились, мы решили первую из вышеприведенных задач, то есть получили подтверждение тому, что сообщения от информатора, скорее всего, обоснованы.

Решая вторую задачу, а именно пытаясь понять, в чем суть схемы злоупотреблений между топ-менеджером предприятия и его «дружественным» эксклюзивным дистрибьютором, мы проделали ряд форензик аналитических тестов  (Forensic Data Analytics), чтобы выявить не только изменения трендов ключевых показателей до и после смены дистрибьютора, но и оценить их в сравнении с показателями регионов, которые были вне периметра нашего расследования, то есть в которых смены эксклюзивных дистрибьюторов не происходило. Замеченные аномалии мы наложили с прочими данными предприятия, выбор которых был произведен в соответствии с авторским SDF-методом нашей команды («Методом Иевенко»). Выявленная схема «сливов» оказывала негативное влияние не только на продажи в регионе, за который отвечал подозреваемый в махинациях топ-менеджер, но и выходила далеко за его пределы.