В конце прошлого года вышло в свет «Практическое пособие по назначению экспертиз для судей, следователей, экспертов, адвокатов», и других лиц, для которых необходимо назначение экспертиз и исследований (сотрудники страховых компаний и т.д.).

Данное пособие, говорится в аннотации, разработанное экспертами «Экспертной специализированной организации «Региональный центр экспертиз по Приволжскому округу» и «Центра судебных экспертиз по Южному округу» (г.Ростов-на-Дону), призвано облегчить работу по назначению экспертиз.

Пособие состоит из 11 глав, каждая из которых посвящена отдельному виду экспертизы. Одна из глав издания посвящена судебной автотехнической экспертизе. Вероятно, и автолюбителям и профессионалам руля различных классов не безынтересно будет узнать об объектах и документах экспертизы

 Цель экспертизы - установление фактических данных об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, I связанных с механизмом ДТП, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, технического состояния транспортных средств и дороги, деталей, узлов, агрегатов и систем транспортных средств и психофизиологических качеств участников ДТП.

 Объект экспертизы - материальные источники информации, представленные эксперту для экспертного исследования в целях решения поставленных вопросов (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.

 Документы и вещественные доказательства, предъявляемые на экспертизу: 

1. Протокол осмотра места происшествия.

2. Протокол осмотра транспортных средств.

3. Протоколы допросов участников и очевидцев ДТП.

4. Протоколы следственных экспериментов.

5. Протокол показаний на месте.

6.  Заключения иных экспертиз, если они проводились по делу.

 

Исходные данные 

Автотехническая экспертиза по сравнению с другими видами экспертиз наиболее зависима от исходных данных, принятых экспертом при производстве экспертизы.

Под исходными данными понимают совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследования, содержащиеся в постановлении следователя (определение суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования материалах дела, которые необходимы эксперту для установления обстоятельств ДТП и решения поставленных перед ним вопросов; данные об обстоятельствах происшествия, принятые экспертом при исследовании механизма происшествия и разрешения поставленных перед ним вопросов; научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.

Исходные данные заключения эксперта формируются на базе двух источников:

1) данные, добытые следствием (судом).

2) данные, принятые экспертом на основе своих специальных познаний, с учетом сведений, представленных следствием.

Исходные данные, указанные в постановлении следователя обязательны для эксперта, и должны быть получены в предусмотренном законом порядке (из протоколов осмотра места происшествия, протоколов следственных экспериментов, других экспертиз и т.д.).

Исходные данные, указанные в определении (постановлении) лица, назначившего экспертизу, влияют на выбор экспертом специальных экспертных данных.

 

В определении (постановлении) о назначении экспертизы в качестве исходных данных должно быть указано:

1. Тип дорожного покрытия (асфальтобетон, грунтовая дорога и т.д.).

2. Состояние проезжей части, угол уклона, ширина и разметка проезжей части, радиус закругления дороги и т.д.

3. Направление движения транспортных средств, расположение места ДТП (наезда, столкновения, опрокидывания и т.д.) в конкретной части дороги (но ширине и в продольном направлении по отношению к ориентирам и к следу торможения, в зоне действия каких дорожных знаков), характер, расположение и результаты измерений следов, оставленных на месте происшествия (следов юза колес, следов трения на проезжей части и т.н.).

4. Загрузка транспортного средства (количество пассажиров, вес перевозимого груза).

5. Техническое состояние ТС до и после происшествия (неисправности тормозов, рулевого управления, осветительных приборов, деформации, полученные в результате происшествия).

6. Скорость и характер движения ТС перед происшествием (юзом, с заносом, с поворотом).

7. Данные о видимости и обзорности для водителей (внешнее освещение, сведения о световых приборах, включенных в момент происшествия на ТС, состояние лобового стекла, предел видимости, расположение объектов, ограничивающих обзорность).

8. Путь, пройденный пешеходом в зоне видимости водителя (при наезде на пешехода).

9. Темп движения (медленный шаг, быстрый шаг, спокойный бег, быстрый бег), направление пешехода (при наезде на пешехода).

10. Свет фар ТС (при ДТП в ночное время).

11. Видимость: общая (проезжей части), конкретная (препятствия, возникшего на дороге).

12. Момент возникновения опасности.

13. Другие данные, имеющие значение для установления механизма происшествия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы.

 

В раздел «исходные данные» следует включать лишь данные, необходимые для установления механизма происшествия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы. 

Исходные данные для исследований эксперт получает из описательной части постановления (определение суда) о производстве экспертизы, из представленной следователем информации в ответ на запрос эксперта. Кроме того, исходными данными могут служить предельные значения отдельных величин, если действительные их значения не установлены.

 

Основные вопросы, разрешаемые экспертом при производстве экспертизы:

1. Определить скорость движения транспортного средства (при наличии следов торможения на месте ДТП)?

2. Определить остановочный путь ТС?

3. Определить расстояние, проходимое ТС за время реакции водителя при скорости_..._км/ч?

4. Как должен был действовать водитель в соответствии с правилами дорожного движения в данной дорожной обстановке?

5. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие (наезд)?

6. Имеется ли в действиях водителя несоответствие с ДТП, если да, то находятся ли они в причинной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия?

7. Соответствовала ли выбранная водителем скорость безопасности движения правилам дорожного движения (при дорожно-транспортном происшествии в ночное время, в условиях снегопада, дождя и т.д.)?

8. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.)?

9. Соблюдал ли водитель дистанцию до движущегося впереди в попутном направлении транспортного средства?

 

Оценка заключения эксперта 

Для проверки достоверности заключения эксперта необходимо установить:

1.Правильно ли приняты экспертом исходные данные, указанные судом?

2. Не выбраны ли экспертом исходные данные, не имеющиеся в материалах дела?

3. Правильно ли применены экспертом специальные экспертные исходные данные?

 

В последующих статьях мы планируем рассказать о других видах экспертизы.