В конце прошлого года вышло в свет «Практическое пособие по назначению экспертиз для судей, следователей, экспертов, адвокатов», и других лиц, для которых необходимо назначение экспертиз и исследований (сотрудники страховых компаний и т.д.).
Данное пособие, говорится в аннотации, разработанное экспертами «Экспертной специализированной организации «Региональный центр экспертиз по Приволжскому округу» и «Центра судебных экспертиз по Южному округу» (г.Ростов-на-Дону), призвано облегчить работу по назначению экспертиз.
Пособие состоит из 11 глав, каждая из которых посвящена отдельному виду экспертизы. Одна из глав издания посвящена судебной автотехнической экспертизе. Вероятно, и автолюбителям и профессионалам руля различных классов не безынтересно будет узнать об объектах и документах экспертизы
Цель экспертизы - установление фактических данных об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, I связанных с механизмом ДТП, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, технического состояния транспортных средств и дороги, деталей, узлов, агрегатов и систем транспортных средств и психофизиологических качеств участников ДТП.
Объект экспертизы - материальные источники информации, представленные эксперту для экспертного исследования в целях решения поставленных вопросов (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.
Документы и вещественные доказательства, предъявляемые на экспертизу:
1. Протокол осмотра места происшествия.
2. Протокол осмотра транспортных средств.
3. Протоколы допросов участников и очевидцев ДТП.
4. Протоколы следственных экспериментов.
5. Протокол показаний на месте.
6. Заключения иных экспертиз, если они проводились по делу.
Исходные данные
Автотехническая экспертиза по сравнению с другими видами экспертиз наиболее зависима от исходных данных, принятых экспертом при производстве экспертизы.
Под исходными данными понимают совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследования, содержащиеся в постановлении следователя (определение суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования материалах дела, которые необходимы эксперту для установления обстоятельств ДТП и решения поставленных перед ним вопросов; данные об обстоятельствах происшествия, принятые экспертом при исследовании механизма происшествия и разрешения поставленных перед ним вопросов; научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.
Исходные данные заключения эксперта формируются на базе двух источников:
1) данные, добытые следствием (судом).
2) данные, принятые экспертом на основе своих специальных познаний, с учетом сведений, представленных следствием.
Исходные данные, указанные в постановлении следователя обязательны для эксперта, и должны быть получены в предусмотренном законом порядке (из протоколов осмотра места происшествия, протоколов следственных экспериментов, других экспертиз и т.д.).
Исходные данные, указанные в определении (постановлении) лица, назначившего экспертизу, влияют на выбор экспертом специальных экспертных данных.
В определении (постановлении) о назначении экспертизы в качестве исходных данных должно быть указано:
1. Тип дорожного покрытия (асфальтобетон, грунтовая дорога и т.д.).
2. Состояние проезжей части, угол уклона, ширина и разметка проезжей части, радиус закругления дороги и т.д.
3. Направление движения транспортных средств, расположение места ДТП (наезда, столкновения, опрокидывания и т.д.) в конкретной части дороги (но ширине и в продольном направлении по отношению к ориентирам и к следу торможения, в зоне действия каких дорожных знаков), характер, расположение и результаты измерений следов, оставленных на месте происшествия (следов юза колес, следов трения на проезжей части и т.н.).
4. Загрузка транспортного средства (количество пассажиров, вес перевозимого груза).
5. Техническое состояние ТС до и после происшествия (неисправности тормозов, рулевого управления, осветительных приборов, деформации, полученные в результате происшествия).
6. Скорость и характер движения ТС перед происшествием (юзом, с заносом, с поворотом).
7. Данные о видимости и обзорности для водителей (внешнее освещение, сведения о световых приборах, включенных в момент происшествия на ТС, состояние лобового стекла, предел видимости, расположение объектов, ограничивающих обзорность).
8. Путь, пройденный пешеходом в зоне видимости водителя (при наезде на пешехода).
9. Темп движения (медленный шаг, быстрый шаг, спокойный бег, быстрый бег), направление пешехода (при наезде на пешехода).
10. Свет фар ТС (при ДТП в ночное время).
11. Видимость: общая (проезжей части), конкретная (препятствия, возникшего на дороге).
12. Момент возникновения опасности.
13. Другие данные, имеющие значение для установления механизма происшествия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы.
В раздел «исходные данные» следует включать лишь данные, необходимые для установления механизма происшествия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы.
Исходные данные для исследований эксперт получает из описательной части постановления (определение суда) о производстве экспертизы, из представленной следователем информации в ответ на запрос эксперта. Кроме того, исходными данными могут служить предельные значения отдельных величин, если действительные их значения не установлены.
Основные вопросы, разрешаемые экспертом при производстве экспертизы:
1. Определить скорость движения транспортного средства (при наличии следов торможения на месте ДТП)?
2. Определить остановочный путь ТС?
3. Определить расстояние, проходимое ТС за время реакции водителя при скорости_..._км/ч?
4. Как должен был действовать водитель в соответствии с правилами дорожного движения в данной дорожной обстановке?
5. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие (наезд)?
6. Имеется ли в действиях водителя несоответствие с ДТП, если да, то находятся ли они в причинной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия?
7. Соответствовала ли выбранная водителем скорость безопасности движения правилам дорожного движения (при дорожно-транспортном происшествии в ночное время, в условиях снегопада, дождя и т.д.)?
8. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.)?
9. Соблюдал ли водитель дистанцию до движущегося впереди в попутном направлении транспортного средства?
Оценка заключения эксперта
Для проверки достоверности заключения эксперта необходимо установить:
1.Правильно ли приняты экспертом исходные данные, указанные судом?
2. Не выбраны ли экспертом исходные данные, не имеющиеся в материалах дела?
3. Правильно ли применены экспертом специальные экспертные исходные данные?
В последующих статьях мы планируем рассказать о других видах экспертизы.