Если уж речь зашла об анализе рынка охранных и иных услуг в негосударственной сфере, касающихся обеспечения безопасности, то уместно поговорить о главной составляющей этого рынка – о его субъектном составе и о том, как пользователям этих услуг – бизнес-структурам и простых гражданам – научиться грамотно ориентироваться в этом постоянно меняющемся океане экономического пространства. «В отрасли НСБ очевидно есть осознание престижа и значимости профессии. Логично, что вместе с этим возрастают естественные и адекватные потребности к уважению и соблюдению трудовых прав. Любой конфликт, при условии готовности к диалогу, можно разобрать и урегулировать при помощи Профсоюза НСБ и Общественной палаты РФ в качестве независимого арбитра», – отмечает заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин.

Начнем с того, что, оказавшись перед необходимостью выбора структуры, сотрудникам которой предстоит в будущем обеспечивать нашу безопасность, охраняя наше имущество или нашу жизнь от преступных посягательств, мы невольно реализуем один из основных демократических принципов, а именно свободу такого выбора. Мы озадачены поиском важных сведений – нанимаем частного детектива, нам нужно приобрести и установить индивидуально-определенную охранную сигнализацию – мы приглашаем к сотрудничеству производителя такого оборудования, требуются спецсредства – идем в специализированный магазин, хотим быть уверены в сохранности своего имущества или бизнеса в целом – ищем надежную охранную организацию. Специфика охранных услуг подразумевает в первую очередь необходимость набраться терпения и с особой тщательностью и дотошностью подойти к процедуре выбора конкретного исполнителя – частной охранной организации.

Мы вправе заключить договор оказания услуг или договор подряда с любой из функционирующих на отечественном рынке компаний. Государство, устанавливая соответствующие нормы гражданского законодательства, гарантирует нам свободу волеизъявления в этом и подобных вопросах. Но захотим ли мы вступать в правоотношения с абы какой фирмой, наименование и контактный телефон которой мы случайно увидели либо в рекламной брошюре из числа раздаваемых в подземных переходах усталыми гастарбайтерами, либо на экране монитора в навязчиво всплывающем ежеминутно окошке браузера?

Дайте угадаю с первого раза – вряд ли. Каждый из адекватных и вменяемых владельцев бизнеса и руководителей мало-мальски успешных предприятий стремится иметь в качестве контрагентов надежные компании, достойно зарекомендовавшие себя среди себе подобных, имеющие солидные профильные характеристики и обладающие большим опытом работы в соответствующем сегменте экономического пространства. Одновременно с этим, имея намерение заключить сделку, директор компании или предприниматель всегда прикладывает максимум усилий, чтобы избежать риска подписать договор с организацией ненадежной, имевшей в прошлом немало проблем и нареканий на работу ее сотрудников, выполнявшей работу или оказывавшей услуги ненадлежащего качества, короче, которая вела себя по отношению к заказчику, мягко говоря, недобросовестно.

Особое отношение к указанным факторам сложилось в сфере закупок работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Органы исполнительной власти России справедливо очень придирчиво оценивают представителей бизнеса, стремящихся выполнять работы или оказывать услуги, осваивая соответствующие бюджетные инвестиции.

В целях защиты общества от некачественно выполненных работ или скверно оказанных услуг, оплаченных из государственной казны, законодателем была принята юридическая норма, определенная статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Она содержит положения о реестре недобросовестных поставщиков – черном списке компаний, негативно зарекомендовавших себя в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности, в частности при участии в закупочных процедурах.

Реестр недобросовестных поставщиков является информационным ресурсом в сети Интернет, обладающим открытым доступом, размещенным в единой информационной системе – ЕИС и доступной для ознакомления на безвозмездной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона №44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 года №728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» таковым органом в настоящее время определена Федеральная антимонопольная служба.

Законодательством установлены определенные основания для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В числе таких оснований признаются действия (или в отдельных случаях бездействие), способные повлечь неблагоприятные последствия для эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Результатом включения данных об организации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) становится практически полное ограничение участия такой организации в торгах, касающихся закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подавляющее большинство госзаказчиков работ (услуг) включает в тендерную документацию требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. В настоящее время сложилась ситуация, когда и организации негосударственной формы собственности при заключении договоров на торгах включают это требование в выносимую на тендеры закупочную документацию. Таким образом, совершенно очевидно, что предприятие, признанное недобросовестным, оказывается в очень неблагоприятной ситуации, поскольку включение данных об организации в реестр недобросовестных поставщиков чрезвычайно негативно отражается на ее деловой репутации. Последнее может стать для компании фатальным.

Что ж, определенный механизм для противодействия тем структурам, которые недобросовестно относятся к выполнению своих обязательств как в отношении контрагентов, так и в отношении установленных законом норм, выработан. И несмотря на то, что этот механизм предназначен для использования не во всем экономическом пространстве нашей страны, а служит превенцией лишь в отношении субъектов, участвующих в выполнении работ или оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, его эффективность не может быть подвергнута сомнению.

А что же те предприятия, которые обладают действительно заслуженной положительной деловой репутацией и на самом деле достойны продавать нам высококачественную спецтехнику и спецоборудование, с надлежащим качеством выполнять для нас работы по установке и монтажу охранной видеосигнализации, надежно оказывать нам услуги по защите нашей жизни и охране нашего имущества? Каким образом в нашей стране реализована система аккумулирования информации о предприятиях и организациях, оказывающих услуги безопасности в негосударственной сфере, и, что, пожалуй, более важно, что можно сказать о представлении этой информации широкому кругу заинтересованных лиц?

Начнем с того, что на сегодняшний день российским законодательством не предусмотрены правовые нормы, закрепляющие обязанность либо право включения юридического лица в определенный список, который мог бы служить аналогом отмеченного выше реестра недобросовестных поставщиков, но с положительным знаком. Равно как и нет зафиксированных законом или постановлением федерального правительства распространяющихся на все предпринимательские структуры признаков, на основании которых успешные и надежные компании подлежали бы внесению в указанный «положительный» список. Отсюда первый вывод: в данном случае закон – не в помощь.

Насколько могли бы пригодиться для рассматриваемых нами целей учетные сведения, находящиеся в компетенции ведомства, взаимодействующего с частной охраной в качестве структуры, курирующей этот вид экономической деятельности со стороны власти, если бы существовала легальная возможность их использования?

Известно, что в информационной системе уполномоченного государством регулятора частной охранной деятельности - Росгвардии в лице Главного управления контроля и лицензионно-разрешительной работы - отсутствует единый официальный рейтинг деловой репутации частных охранных организаций. Такое положение обусловлено тем, что лицензионные подразделения Росгвардии являются субъектами контроля и не обладают правомочием ранжировать подконтрольные им частные охранные организации по каким-то гипотетическим, не предусмотренным законом критериям. Кроме того, такие действия силового ведомства могли бы быть расценены как необоснованное вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, что недопустимо, если речь идет о легальном, строго в рамках закона оказании охранных услуг. По личному мнению заслуженного ветерана правоохранительных органов, преданно отслужившего Отечеству все годы своей профессиональной карьеры, в том числе в составе руководства государственного регулятора частной охранной деятельности регионального уровня, Владимира Семёркина, «любая частная охранная организация, действующая в рамках закона, не имеющая замечаний со стороны регулятора и тесно взаимодействующая с территориальными подразделениями лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, по умолчанию является для лицензирующего органа положительной единицей контроля».

Следовательно, рассчитывать на требуемую для упомянутых выше целей более или менее объективную оценку качества оказываемых частными охранными предприятиями услуг на основании данных уполномоченного государственного органа не приходится.

Размышляем далее. Организация системы безопасности (одним из ключевых звеньев которой является охрана) любого вида предпринимательской деятельности, представляет собой сложный процесс, требующий специальных знаний и опыта от лиц, непосредственно вовлеченных в решение поставленных задач. Простых решений в деле организации безопасности бизнеса не бывает, точно так же, как и дешевых. Это аксиома.

Да, можно попытаться сэкономить, привлечь к выполнению действий, определенных договором как оказание охранных услуг, требующих от исполнителей профессионализма, высокой квалификации, надежности и ответственности, корпулентных культуристов (без обид для представителей этого достойного вида спорта), внушающих своим грозным видом благоговение пенсионерам и школьникам, но при этом не прошедших специального курса дополнительного профессионального образования, не имеющих соответствующей лицензии частного охранника, надлежащих навыков поведения в нештатных ситуациях. Экономии будет на рубль, последующих потенциальных потерь в результате некомпетентных действий таких псевдоохранников – на миллион. Кроме того, некоторые негативные последствия «дешевого» решения вопроса организации охраны предприятия предусмотрены нормами административного законодательства России. К примеру, за незаконное осуществление частной охранной деятельности, равно как и за оказание частных охранных услуг, не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований государство вправе применить весьма чувствительные имущественные санкции. И грамотные, рассудительные бизнесмены, а также опытные руководители охранных структур, не один год проработавшие в системе обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, будь то охрана объектов, физическая защита руководящих кадров компаний, охрана грузов, правовое сопровождение сделок, осуществление представительских функций при разрешении периодически возникающих экономических споров между контрагентами и т.п., прекрасно отдают себе в этом отчет. Поэтому стремление оказывать охранные услуги самого высокого качества и четкое следование требованиям действующего законодательства является для охранных организаций, заботящихся о своей деловой репутации и дорожащих своим честно завоеванным положением на рынке, неотъемлемым условием достижения желаемого результата, под которым подразумевается эффективность и стабильность осуществления предпринимательской деятельности, основанные, причем не в последнюю очередь, на конкурентоспособности и востребованности компании на профильном рынке.

Главными факторами, позволяющими заказчику обеспечить заключение договора оказания охранных услуг с охранной организацией, отвечающей всем заданным критериям, должны стать особая скрупулезность и осмотрительность при решении вопроса выбора контрагента – компании, которой на протяжении значительного срока надлежит компетентно и надежно защищать бизнес заказчика, охранять его имущество и спокойное выполнение производственных процессов; компании, сотрудникам которой заказчику придется доверить свою безопасность; контрагента, который на ближайшую перспективу фактически станет партнером заказчика. То же самое в полном объеме относится и к подбору организаций негосударственного сектора экономики, оказывающих иные, кроме охранных, услуги, связанные с обеспечением безопасности предпринимательской деятельности.

Владимир Семёркин, являющийся одним из наиболее опытных и компетентных специалистов по вопросам частной охраны и взаимодействия субъектов этого вида деятельности с органами государственной власти, прослуживший в системе лицензионно-разрешительной работы профильного ведомства почти пятнадцать лет, выражая субъективную точку зрения, ранее отмечал, что «проблема деловой репутации частных охранных организаций является крайне сложной, поскольку она у каждого предприятия непосредственно связана с коммерческой тайной. Законодательством установлен четкий перечень информации о юридическом лице, являющейся открытой и находящейся в свободном доступе: полное наименование; организационно-правовая форма и место нахождения организации; ее код по ОКПО и ИНН; сведения об учредителях юридического лица; дата принятия решения о предоставлении лицензии, ее номер и срок действия; виды предоставляемых охранных услуг; сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; сведения о выдаче или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии. Нетрудно заметить, что данные сведения не могут являться достойной характеристикой для принятия решения при выборе частной охранной организации».

В настоящее время самым оптимальным способом поиска частной охранной организации, заключив договор с которой, можно в определенной степени быть уверенным в приемлемом качестве оказания охранных услуг, в профильной среде считается использование рекомендаций знакомых. Если кто-то из людей, пользующихся вашим доверием, имеет положительный опыт сотрудничества с какой-либо ЧОО, то высока вероятность того, что, начав взаимодействие именно с этой организацией, вы сможете обеспечить безопасность вашего бизнеса наиболее эффективно. На сегодняшний день, пожалуй, это наиболее проверенный вариант определения структуры, от которой, вполне возможно, могут зависеть ваши материальное благополучие и жизнь.

Однако далеко не каждый предприниматель может похвастаться наличием доверенных лиц в профильной среде, которые в состоянии представить подобные рекомендации. Может оказаться, что специализация рекомендованной частной охранной организации не соответствует профилю хозяйственной деятельности потенциального заказчика. Как быть в этом случае? Как из многочисленных компаний, функционирующих на рынке частной охраны, выбрать ту, которая оптимально подойдет для выполнения конкретных задач по обеспечению безопасности?

(Окончание следует)