Всем нам хорошо известно такое понятие как охрана труда. В последние годы в рамках деятельности Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности», возглавляемой ее председателем, руководителем Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителем Координационного совета НСБ России Дмитрием Галочкиным, значительно активизировалась работа экспертов одного из подразделений профсоюза – Департамента охраны труда, особенно благодаря усилиям руководителя этого подразделения Андрея Лаптева. Лекции, семинары, круглые столы, в которых глубоко анализируются насущные вопросы охраны труда на предприятиях негосударственной сферы безопасности и представляются компетентные рекомендации в целях их решения, привлекают серьезное внимание со стороны руководителей и специалистов ведущих отраслевых структур.

Охрана труда в организациях, осуществляющих особую уставную деятельность, к которым в полной мере относится ряд предприятий НСБ, включая и предприятия частной охраны, представляет собой совокупность правовых и технических норм, направленных на обеспечение условий труда, являющихся безопасными для жизни и здоровья сотрудников этих организаций. Данная совокупность является комплексом элементов трудового законодательства Российской Федерации, включающим в себя нормы, предусматривающие права и обязанности администрации и персонала по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их правила и инструкции по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Специфика проблем, существующих в настоящее время в сфере охраны труда, определяется их многоплановостью и разнообразием, поскольку эти проблемы касаются многих аспектов деятельности трудовых коллективов, организации труда, организации управления персоналом. Осуществляемые в компании мероприятия, направленные на обеспечение охраны труда, служат прочной основой стабильной, продуктивной деятельности работников, в том числе выполняющих свои трудовые функции, связанные с охраной и безопасностью в негосударственном секторе экономики.

Отечественное законодательство предусматривает обязательное наличие на предприятии, численность работников которого превышает 50 человек, службы охраны труда или введение в штатное расписание должности специалиста по охране труда, который обладает определенной квалификацией и опытом работы в этой области. Если численность работников компании не превышает 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или наем специалиста данного профиля принимается администрацией с учетом специфики уставной деятельности предприятия. Делается это исключительно в целях обеспечения соблюдения установленных законом требований охраны труда и осуществления надлежащего контроля за их выполнением.

Если же на предприятии по тем или иным причинам отсутствует служба охраны труда или штатное расписание не располагает должностью специалиста по охране труда, то выполнение их функций возлагается на работодателя, который по своему усмотрению делает выбор между субъектами, которым он вправе делегировать эти функции: руководителем организации, либо другим уполномоченным работодателем работником, либо привлекаемыми работодателем по гражданско-правовому договору организацией или специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Одной из важных функций службы охраны труда на предприятии является мониторинг действующего профильного законодательства, консультирование руководства компании по поводу текущих изменений соответствующих норм права и выработка конструктивных рекомендаций относительно внедрения мер, проистекающих из факта внесения органами корректировок в государственные акты, регламентирующие отношения в сфере охраны труда.

Следуя данному посылу, представляем вниманию экспертного сообщества негосударственной сферы безопасности актуальную информацию, касающуюся установления органом исполнительной власти федерального уровня новых правил по охране труда при осуществлении охранной деятельности.

В июне прошлого года Министр труда и социальной защиты Российской Федерации подписал Приказ № 601н «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества», который 15 ноября 2017 года был зарегистрирован в Министерстве юстиции России. И с 17 февраля 2018 года требования, установленные этим документом вступают в законную силу.

Из факта регистрации указанного документа Минюстом следует, что вводимые правила по охране труда для охранных организаций имеют статус нормативного правового акта, требования которого обязательны для исполнения всеми работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при осуществлении ими охраны или защиты объектов и/или имущества.

В первую очередь нужно отметить следующее. Крайне важным представляется то, что введением данного акта со стороны государства сделан еще один шаг в направлении выравнивания дисбаланса прав и возможностей различных субъектов охранной деятельности. В составе тех, кому предписаны новые Правила, помимо частных охранных организаций, перечислены юридические лица с особыми уставными задачами и ведомственная охрана.

В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» юридическими лицами с особыми уставными задачами являются (статья 4) предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия. В качестве примера, ссылаясь на тот же закон (статья 12), приведем названия ряда таких организаций. В их числе Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации и другие.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» определяет ведомственную охрану как совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Исходя из представленных данных, факт того, что мы видим частные охранные организации в одном ряду с организациями, финансируемыми из государственного бюджета, можно считать хорошей основой к дальнейшей работе общественных институтов негосударственной сферы безопасности в направлении обеспечения равных условий для работы частных охранных организаций на отечественном рынке охранных услуг.

Далее предлагаем рассмотреть содержание новых Правил чуть подробнее.

Перво-наперво профильное ведомство, уполномоченное осуществлять функции по регулированию отношений в области охраны труда, в том числе в сфере негосударственной безопасности, установило обязанности работодателя по обеспечению соответствующих условий и выполнению определенных действий. К ним относятся:

- выполнение работ по охране объектов в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

- проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;

- принятие мер, по исключению или снижению возможного воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов до допустимых уровней воздействия. Если принятия таких мер окажется недостаточно для исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия, работодатель обязан обеспечить работников соответствующими средствами индивидуальной защиты;

- обеспечение при заключении трудового договора информирования работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты;

- обеспечение прохождения работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Ответственность за выполнение Правил возложена на работодателя.

К правам работодателя государственный орган управления отнес лишь возможность устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, улучшающие условия труда работников.

В тексте Правил официально признан факт наличия профессионального риска повреждения здоровья сотрудников охраны при осуществлении ими своих непосредственных трудовых функций и приведен перечень отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, таких как:

- противоправные действия других лиц;

- последствия неправильного обращения с огнестрельным оружием и специальными средствами;

- пожар или взрыв;

- физические и нервно-психические перегрузки;

- движущиеся транспортные средства, грузоподъемные машины, перемещаемые материалы, подвижные части оборудования;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума или вибрации;

- повышенная запыленность или загазованность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- повышенная или пониженная влажность и повышенная подвижность воздуха рабочей зоны;

- расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола);

- замыкание электрических цепей через тело работника.

Правила содержат общие для всех структур требования охраны труда при организации выполнения работ по охране объектов, независимо от специфической принадлежности последних. К примеру, заступить на охрану объекта может лишь лицо не моложе восемнадцати лет и подтвердившее свою квалификацию, прохождением обучения и успешно пройдя испытания по проверке знаний требований охраны труда в соответствии с положениями Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Также Правила упоминают об обязательности применения соответствующих трудовому законодательству Российской Федерации режимов труда и отдыха работников, определяемых правилами внутреннего трудового распорядка организации, и о необходимости обеспечения сотрудников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

Нелишне напомнить о том, что работник, не прошедший инструктаж по мерам безопасности при осуществлении охраны объекта, в том числе при обращении с огнестрельным оружием и специальными средствами, если охрана объекта предусматривает ношение и применение оружия и специальных средств, не вправе приступить к выполнению своей трудовой функции.

Правила описывают требования к техническому оснащению охранников и к маршрутам обхода территории охраняемого объекта. Особо оговаривается, что такие маршруты должны быть надлежащим образом утверждены.

В Правилах содержится исчерпывающий перечень запрета на ряд действий при осуществлении охраны объектов. К ним относятся:

- выполнение работ, не предусмотренных трудовыми обязанностями или договорными обязательствами;

- уход с поста или маршрута, за исключением случаев оказания помощи пострадавшим при аварийных ситуациях, предотвращения правонарушений и задержания правонарушителей;

- хождение по железнодорожным путям, пересечение их под стоящими вагонами;

- прикосновение к оборванным электропроводам, попытка наступить на них;

- разведение костров, сжигание тары и производственных отходов вблизи охраняемых объектов;

- использование для осмотра транспортных средств неисправных приставных лестниц, случайных предметов, а также осмотр транспортных средств с подножек или колес;

- проверка документов (пропусков) на право выезда (въезда) во время движения транспортных средств;

- допуск к управлению воротами с автоматическим приводом посторонних лиц;

- самостоятельное устранение недостатков в электроснабжении и неисправностей технических средств охраны.

В Правилах по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества в отдельные разделы выделены требования, предъявляемые к процедурам охраны труда при проведении осмотра транспортных средств, при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами, при осуществлении охраны искусственных сооружений.

Эти требования включают в себя описание оборудования осмотровых площадок, осмотровых канав, подъемно-транспортных механизмов, а также порядок проведения осмотра транспортных средств, в том числе запрет на осуществление определенных действий во время проведения такого осмотра. Кроме того, в документе приведен перечень требований безопасности при проведении осмотра транспортных средств. Для осуществления охраны искусственных сооружений Правилами предусмотрены специальные рекомендации, касающиеся перемещения сотрудников в районе охраняемого объекта, а также поведения охранников во время смены постов и при прохождении транспортных средств по охраняемому искусственному сооружению.

При использовании охранной организацией для оказания охранных услуг специального оборудования и специальных средств работодатель в соответствии с вновь введенными Правилами и требованиями технической документации организации-изготовителя спецсредств должен разработать инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Совсем недавно, в конце января этого года с участием Общероссийского профсоюза НСБ было заключено трехстороннее соглашение, фиксирующее признание властью серьезного вклада структур негосударственной сферы безопасности в обеспечение общественной безопасности в стране. Кроме Общероссийского профсоюза НСБ, сторонами соглашения являются Федеральная служба по труду и занятости, представляющая исполнительную власть государства, и, от имени бизнес-сообщества НСБ, Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», которое возглавляет председатель Правления этой организации Александр Козлов.

Это трехстороннее соглашение предусматривает активное вовлечение каждой из сторон в решение многочисленных вопросов, касающихся обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики России. Не последнее место в перечне направлений взаимодействия участников трехстороннего соглашения занимают вопросы охраны труда.

Используя ресурс государственно-общественного партнерства, Общероссийский профсоюз НСБ намерен добиваться положительных результатов в решении вопросов улучшения условий труда и обеспечения его безопасности через различные процедуры, дозволенные действующим законодательством Российской Федерации. В составе таких процедур можно предположить и мероприятия по предоставлению дополнительных льгот и компенсаций работникам, и целевое финансирование различных локальных мероприятий по охране труда, и многие другие. Предполагается использовать действенные и эффективные формы участия Общероссийского профсоюза НСБ в создании нормальных и безопасных условий труда на предприятиях негосударственной сферы безопасности.

Главным стратегическим ориентиром отрасли НСБ в вопросах охраны труда продолжает оставаться является вовлечение как можно большего числа организаций в коллективное регулирование профильных вопросов охраны труда.

Большинство несчастных случаев во время исполнения работниками своих трудовых функций происходит по причинам недостаточного контроля со стороны администрации за процессом оказания охранных и иных услуг, направленных на обеспечение безопасности охраняемых объектов, нарушений трудовой и производственной дисциплины, невыполнение требований инструкций и правил по охране труда, незнание руководителями требований правил и норм охраны труда, отсутствие или недостаточно качественное проведение инструктажа по безопасному проведению работ и по иным причинам организационного характера.

Выражая субъективную точку зрения относительно рассматриваемой темы, могу сказать, что Общероссийский профсоюз НСБ, выполняя, в том числе, возложенные на него функции общественного контроля за охраной труда, в числе основных задач, направленных на решение проблем безопасности производственных процессов в сфере частной охраны, вполне может предложить экспертному сообществу НСБ рассмотреть вопрос о возможности формирования института уполномоченных лиц по охране труда как первичного общественного звена контроля за состояние условий труда на рабочих местах.

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин уверен, что «позитивные и целенаправленные действия профсоюзных экспертов нашей отрасли позволят существенно повысить компетентность руководящего состава частных охранных организаций НСБ именно в такой ответственной области хозяйственной деятельности как охрана труда охранников. Использование законных возможностей профсоюзов в части контроля за исполнением работодателями предписанных трудовым законодательством норм по охране труда на предприятиях НСБ, а также помощь руководству и специалистам организаций, осуществляющих охрану объектов или имущества, в исполнении требований этих норм, позволят значительно поднять планку деловой репутации всего профессионального сообщества негосударственной сферы безопасности!».