ПРОБЛЕМА №2. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Судебная практика сложилась не в пользу частных охранников. Суды признают охранников виновными за исполнение охранных функций без личных карточек и привлекают к административной ответственности (дело №12-19/2013, решение от 22 августа 2013 года федерального судьи Велижского районного суда Смоленской области; дело №12-61/2013, решение от 23 июля 2013 года судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия). Законность принятия таких решений вызывает сомнения.

Обоснования

1. Диспозиция ч.4 ст.20.16 предусматривает: «Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований».

1.1. При буквальном толковании - ответственность частного охранника (охранника) может наступать при оказании охранных услуг (не трудовых охранных функций), либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований.

1.2. Законом №2487-1 «частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» (ст.1) (в ред. от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

Примечание. При буквальном толковании – частным охранникам не выдается лицензия на оказание охранных услуг и, соответственно, они их не оказывают, а выполняют предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками трудовые (охранные) функции, а не услуги.

1.3. В целях указанного Закона используются следующие основные понятия:

«1) частная охранная организация (далее также – охранная организация) – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности (ст.1.1) (введена ФЗ от 15.11.2010г. №301-ФЗ).

Примечание. При буквальном толковании – частный охранник не является предпринимателем и юридическим лицом, соответственно, не уполномочен оказывать охранные услуги.

1.4. Охранник не оказывает ни одной охранной услуги, предусмотренной ст.3 Закона №2487-1, поскольку в соответствии со ст.9 он должен заключить письменный договор с каждым клиентом (заказчиком). Такие договоры заключаются только юридическими лицами (частными охранными организациями) и предпринимателями (частными детективами).

1.5. «Оказание услуг, перечисленных в части третьей ст.3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел» (ст.11) (в ред. ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

1.6. «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации» (ст.11.1) (в ред. ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ, от 2.07.2013г. №185-ФЗ).

Примечание. При буквальном толковании – частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией (не оказывает охранные услуги), и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом №2487-1.

1.7. «Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей ст.3 настоящего Закона» (ст.11.2) (введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

Примечания:

– при буквальном толковании – в совокупности с другими положениями лицензиатом является частная охранная организация, а не частный охранник;

– частный охранник не может нарушить установленных Правительством РФ лицензионных требований, поскольку он не является лицензиатом.

1.8. Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации (не охранник) обязан представить в соответствующий орган внутренних дел перечень требуемых документов (ст.11.3) (введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ). Охранник таких документов не представляет.

1.9. «Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации (ст.12) (ч.7 введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

Примечания

1. При буквальном толковании - наличие у работников частной охранной организации (осуществляющих охранные услуги) личной карточки охранника является обязательным требованием только для руководителя частной охранной организации в соответствии с утвержденным Порядком выдачи карточки.

2. Слово «осуществление» (означает «привести в исполнение, осуществить в действительность», словарь С.И.Ожегова) не означает оказание возмездных охранных услуг, оно более соответствует осуществлению трудовых охранных функций охранником и не может однозначно (в данном Законе с учетом предыдущих положений) трактоваться как оказание охранных услуг.

3. Предложение «Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги» противоречит многочисленным правообразующим основным положениям Закона №2487-1 и не может использоваться в качестве основного обоснования умышленной формы вины охранников (для признания вины суд должен обосновать главенство данной формулировки над иными положениями закона путем тщательного исследования, и, если данная формулировка вызывает сомнение (противоречит другим), она должна истолковываться в пользу охранников, а не наоборот).

4. Если установленным Порядком получения личной карточки не предусмотрено личное участие охранника, то и он, соответственно, не может нести административную ответственность (и наоборот, в случае нарушения трудовой дисциплины и отказа от работы (в нарушение трудового договора, приказа о выделении охранников на объект, графика работы) он будет привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности).

5. Выставляя охранника на пост без личной карточки, руководитель организации принимает на себя ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Выставленный на пост без личной карточки охранник при наличии удостоверения не теряет статус частного охранника и может быть привлечен к осуществлению охранных функций, поскольку в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками требуется: профессиональная подготовка; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет; наличие удостоверения частного охранника соответствующего образца, полученного в органах внутренних дел.

7. Охранник не является служащим, а является рабочим по профессии «охранник 4-6-го разрядов» и не может оказывать охранные услуги, обеспечивать лицензионные требования, может в соответствии с трудовым договором выполнять только трудовые функции по охране объектов.

Санкции ч.4 ст.20.16 предусматривает «наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций – от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

Примечания

В санкции ч.4 ст.20.16 указаны два физических лица, одновременно подлежащие административному наказанию за совершенное правонарушение – частный детектив (охранник):

1) «частный детектив» – гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй ст.3 Закона №2487-1, которому можно инкриминировать данное деяние (при наличии лицензии);

2) «охранник» (без разграничения должности, профессии), который может быть:

а) специалистом, в обязательные требования к квалификации которого включено наличие лицензии на право заниматься охранной деятельностью (приказ Минздравсоцразвития от 29 января 2009г. №32, утвердивший Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»), которому, по нашему мнению, можно инкриминировать данное нарушение (при наличии лицензии);

б) рабочим по профессии «охранник 4-6-го разрядов», не являющимся должностным лицом или предпринимателем, не уполномоченным Законом №2487-1 на оказание охранных услуг, не имеющим лицензии на оказание охранных услуг (соответственно, не нарушающим лицензионных требований) (приказ Минздравсоцразвития от 17 апреля 2009г. №199 «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1»), которому, по нашему мнению, нельзя инкриминировать данное нарушение (при отсутствии лицензии).

Уголовным кодексом Российской Федерации применяется термин «должностные обязанности» применительно к работникам частных охранных организаций: «Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей...»

С учетом изложенных выше обоснований, по нашему мнению, частный охранник по профессии рабочего «охранник 4-6-го разрядов» не является должностным лицом и не может быть привлечен к ответственности за данное преступление.

Предложения

1. Провести обзор судебной практики о порядке исполнения и соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих частную охранную деятельность и ответственность работников частных охранных организаций за их нарушение.

2. Для целей устранения причин и условий нарушений действующего законодательства направить данный обзор в СМИ для опубликования и распространения в охранно-сыскных структурах.

Представление официальных толкований и методических рекомендаций по применению положений действующего законодательства в сфере частной охранной деятельности поможет снизить напряженность в трудовых коллективах, вести деятельность в рамках действующего законодательства, что будет способствовать единообразному применению требований закона охранными структурами и контролирующими органами.