Личная карточка охранника – документ, подтверждающий факт трудоустройства частного охранника в частную охранную организацию по трудовому договору в качестве работника, но не более того!

Справка. Для получения профессии частного охранника и трудоустройства по профессии рабочего «охранник 4-6-го разрядов» требуется:

1) пройти платную первоначальную профессиональную подготовку по программам подготовки: охранника 4-го разряда (с применением специальных средств) – время обучения 98 часов (0,5 месяца); 5-го разряда (с применением специальных средств и гражданского оружия) – 174 часа (1 месяц); 6-го разряда (с применением специальных средств, гражданского и служебного оружия) – 266 часов (1,5 месяца);

2) сдать квалификационный экзамен комиссии органов внутренних дел с присвоением квалификации «охранник 4-6-го разряда» в период не более 30 дней (при этом выучить 235-330 вопросов, ответить на 7-10 вопросов в билете с количеством неправильных ответов 2-1 соответственно);

3) сдать документы и получить удостоверение частного охранника, срок изготовления - 20 рабочих дней (с продлением до 10 дней), срок действия удостоверения – 5 лет;

4) получить личную карточку охранника, срок - 5-10 рабочих дней;

5) ежегодно для охранников всех разрядов сдать периодическую проверку и подтвердить квалификацию (330 вопросов);

6) пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (ежегодно для охранников всех разрядов);

7) пройти повышение квалификации по программе для частного охранника (72 часа, 9 рабочих дней) для продления срока действия удостоверения частного охранника (один раз в 5 лет).

Для устройства на работу частному охраннику 6-го разряда требуется несколько месяцев. Периодические проверки на пригодность к действиям в условиях применения спецсредств и оружия (аттестация) проводятся ежегодно, повышение квалификации - один раз в пять лет. Для сравнения: аттестация сотрудников полиции проводится один раз в четыре года путем заслушивания (собеседования с аттестуемым).

ПРОБЛЕМА №1. О ЛИЧНЫХ КАРТОЧКАХ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ

Федеральным законом от 22.12.2008г. №272-ФЗ на органы внутренних дел возложены функции по выдаче личных карточек охранника, которые ранее по утвержденным лицензирующими органами образцам нагрудных карточек (беджам) выдавались принятым на работу охранникам руководителями частных охранных организаций (работодателями).

Федеральным законом от 7.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции включена выдача удостоверения частного охранника (подтверждающего статус частного охранника) и не включена обязанность по выдаче личной карточки охранника (не подтверждающей статуса частного охранника), при этом п.2 ст.12 Закона предусмотрено: «2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон».

Передача функций выдачи личной карточки охранника органам внутренних дел:

а) привела к многочисленным нарушениям трудовых прав охранников, которые, устроившись на работу, длительное время ожидают выдачи карточек без исполнения трудовых функций с вынужденными простоями;

б) выдача полицией личной карточки охранника на практике является бюрократическим дублированием документов работодателя по трудоустройству, не подтверждает статус охранника, не влияет на уровень безопасности охраняемых объектов, охраняемых общественных отношений;

в) данная функция является несвойственной для органов внутренних дел, требует значительных штатов и материальных затрат, недостаточно определенный порядок предоставления данной государственной услуги может способствовать использованию коррупционных схем при ее исполнении.

Обоснования

I. Федеральным законом от 22.12.2008г. №272-ФЗ в ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения, в частности «Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел».

При этом в ст.1.1 «Основные понятия» дано понятие удостоверения частного охранника: «Удостоверение частного охранника – документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг» и не дано понятия «личная карточка», а ее наличие либо отсутствие ни коим образом не должно оказывать влияние на своевременное выполнение работниками своих обязательств по трудовому договору между работником и работодателем

До указанного времени образец нагрудной карточки (беджа) частного охранника согласовывался с лицензирующим органом по представлению частной охранной организации. Карточки (оформленные по образцу) выдавались охранникам за подписью руководителя организации (не полиции) для ношения на специальной форменной одежде при исполнении трудовых обязанностей.

2. Приказом МВД РФ от 15.08.2011г. №941 была утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по выдаче личной карточки охранника (приложение №4 к приказу МВД России от 19.06.2006г. №447).

Данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 28.05.2012 года №543, утвердившего Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников (приложение №1).

3. Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии, в редакции приказа МВД России от 30.12.2014г. №1149 порядок выдачи личных карточек охранника не определен.

В настоящее время выдача личных карточек охранника осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии (приложение №2 к приказу МВД России от 29.09.2011г. №1039 в ред. приказа МВД России от 29.03.2013г. №171), которым, в частности, предусмотрено:

Пункт 9.5. «…Одновременно с подачей заявления о выдаче лицензии заявитель вправе подать заявление о выдаче личной карточки охранника (приложение №5 к Административному регламенту) лицам, принятым в штат организации. В случае трудоустройства частного охранника в нескольких частных охранных организациях личная карточка выдается в каждой частной охранной организации, где он работает. В случае если гражданин получает удостоверение частного охранника по месту нахождения лицензионного дела данной организации, заявление о выдаче личной карточки может быть подано одновременно с подачей документов о выдаче удостоверения. В этом случае удостоверение частного охранника и личная карточка выдаются одновременно».

Примечания

1. До получения личной карточки охранника он должен быть трудоустроен по профессии охранника соответствующего разряда при наличии статуса частного охранника.

2. Срок оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности, соответственно и личной карточки, составляет до 45 дней (пункт 7 приложение №2 к приказу МВД России от 29.09.2011г. №1039), лицензия выдается сроком на 5 лет.

3. Срок выдачи удостоверения, соответственно и личной карточки, – 20 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней), удостоверение выдается сроком на 5 лет.

Вывод. С учетом положений статьи 12 Закона №2487-1 о том, что «обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел», трудоустроенный охранник не может работать (осуществлять охранные функции и вынужден простаивать) соответственно 45 и 20 (до 30) рабочих дней.

Пункт 9.9. «Для получения личной карточки работник организации, уже имеющий лицензию, руководитель (представитель) организации подает заявление (приложение №5 к Административному регламенту) в орган внутренних дел, в котором находится лицензионное дело данной организации. В этом случае личная карточка оформляется в день приема заявления и соответствующих документов. При невозможности выдачи личной карточки руководителю (представителю) частной охранной организации выдается отрывной талон о приеме документов, в котором указывается наименование частной охранной организации, фамилия, имя и отчество частного охранника, номер его удостоверения, дата получения личной карточки. Срок оформления личной карточки не должен превышать 5 рабочих дней».

Примечания

1. Организовать оформление личной карточки в дни приема, как правило, не представляется возможным по следующим причинам:

– прием посетителей в подразделениях лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России осуществляется 2 раза в неделю (и один раз в месяц в выходной день);

– «сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, отвечающий за прием документов, в часы приема, как правило, не должен отвлекаться на исполнение иных служебных обязанностей» (пункт 15), в частности осуществлять проверку изложенных в документах сведений, отлучаться для подписи у руководителя каждой карточки и проставления печати;

- заявление и документы принимаются по описи с регистрацией в соответствующем журнале, а для предоставления услуги требуется направление запросов (срок до 5 дней);

- проверка полноты и достоверности сведений в представленных документах - на это необходимо как минимум 5 рабочих дней (с учетом выходных и приемных дней и до 10 рабочих дней);

- «руководитель лицензионно-разрешительного подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий трех дней с момента регистрации заявления, назначает сотрудника, ответственного за рассмотрение заявления» (пункт 22.7);

– правом подписи в личной карточке и удостоверении частного охранника (также проставлением печати) обладает только руководитель органа внутренних дел, который на практике не будет оформлять каждую карточку в отдельности;

– несмотря на то, что функции по выдаче личных карточек возложены на органы внутренних дел (определены как государственные услуги, пункт 6), образец карточки не утвержден, их оформлением на практике занимаются частные охранные организации, что не создает условий для единообразного оказания государственных услуг, способствует коррупционным проявлениям при их оказании.

II. Для получения личной карточки охранника руководитель (представитель) частной охранной организации представляет в соответствующий орган внутренних дел: заявление о выдаче личной карточки; фотографию частного охранника размером 3х4 см; удостоверение частного охранника с приложением копий страниц удостоверения, имеющих запись; выписку из приказа о принятии гражданина на работу по соответствующей профессии (должности).

При сдаче удостоверения для внесения сведений о выдаче карточки (на срок ее выдачи) охранник не вправе осуществлять охранные функции, а при их осуществлении (даже при наличии описи) будет привлечен к административной ответственности.

III. Процедура выдачи личной карточки охранника крайне обременительна не только для охранников, но и для руководителей:

– региональному охраннику (а их большинство в охранных структурах) для получения личной карточки приходится как минимум два раза приезжать в Москву и длительное время не работать, будучи при этом трудоустроенным;

– руководителю приходится представлять документы на каждого трудоустроенного и уволенного охранника, на что затрачивается время, необходимое для организации и контроля за работой охранников.

Варианты решения проблемы №1

1. Внести соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты с передачей функций выдачи личных карточек руководителям частных охранных организаций (с утверждением в лицензирующих органах его образцов, как было установлено ранее). Органы внутренних дел отказались (ведь ?) от функции согласования специальной форменной одежды охранников, что в значительной мере способствовало устранению установленных бюрократических контрольных функций полиции.

2. При наличии в органах внутренних дел информационных баз данных значительно сократить сроки изготовления требуемых документов. Определить сроки сдачи квалификационных экзаменов в образовательной организации непосредственно после прохождения обучения.

3. Дать разъяснения по вопросам возмещения потерь охранников в зарплате при вынужденных простоях на срок выдачи личной карточки (с представлением в полицию удостоверения охранника).

Организационные и экономические выгоды

1. Органы внутренних дел освободятся от несвойственных (излишних) функций по выдаче личных карточек (беджей) охранников, что приведет к освобождению рабочего времени сотрудников и руководителей полиции, перераспределению штатов для организации контроля над оборотом оружия - крайне востребованной функции для обеспечения национальной безопасности России.

2. Снижение количества посетителей сократит расходы на оборудование и содержание приемных комнат органов внутренних дел, сократится объем требуемых документов.

Судебная оценка угрозы охраняемым общественным отношениям

При рассмотрении судами дел об административных правонарушениях за «оказание охранных услуг» без личной карточки охранника суды находят такие правонарушения малозначительными, поскольку они не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и это убедительно свидетельствует о необходимости освобождения полиции от излишних бюрократических функций.