НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

14 февраля, 2017 | Михаил САВЕЛИЙ, Дмитрий КРИШНЫЙ

Эффективность самого ценного ресурса (2033)
подготовкаохранаохранникЧООЧОПНОУ

Эффективность работы подразделения частной охранной организации (ЧОО) можно повысить усилением управленческих функций в служебной подготовке, являющейся показателем профессиональности сотрудников. Все учебники по управлению ЧОО отмечают важность применения эффективных программ подготовки кадров. В них обычно подготовка кадров определяется как структурированная деятельность подразделения с целью развить способности личного состава, связанные с их профессиональной деятельностью. 

Сегодня следует особое внимание обратить на служебную подготовку частных охранников, разработать новые подходы к их профессиональной подготовке, повысив ее эффективность. Авторы хотели бы показать некоторые новые направления современных эффективных средств обучения, сосредоточив своё внимание на служебной подготовке. 

Служебная подготовка – это комплексная деятельность, которая обеспечивает приобретение и развитие профессиональных и интеллектуальных навыков частных охранников. Одной из проблем проведения служебной подготовки в ЧОО является то, что некоторые руководители уделяют мало внимания обучению взрослых сотрудников и редко встречаются в учебных классах с молодежью. 

Обе эти группы уникальны, каждая со своими предпочтениями и потребностями в обучении. Поэтому руководителям ЧОО необходимо всё это учитывать в служебной подготовке и обращать внимание не только на график встреч с подчинёнными в связи с обучением, но и иметь ввиду различное восприятие учебного материала взрослыми сотрудниками и молодежью. Например, молодёжь усваивает материал значительно быстрее, чем взрослые сотрудники. Как правило, они не задают вопросов, зачем это им надо. А у взрослых обязательно возникнет вопрос, для чего им это преподают. 

В настоящее время идет быстрое развитие технических средств, особенно новых информационных технологий. Молодежь легко осваивает новшества и использует их в своей деятельности, тогда как взрослые сотрудники считают, что они смогут работать и без знания новых технологий и технических средств. Отчасти это основано на том, что взрослым труднее усвоить быстро развивающиеся технические новации, и на убеждении, что раньше-то они без этого обходились. 

Хорошие результаты при обучении взрослых сотрудников дает использование определенной методологии преподавания – андрогогики (гр. андрос – взрослый человек; агогейн – вести), раскрывающей специфические закономерности освоения знаний и умений взрослыми людьми. Андрагогика учит тому, что обучение взрослых должно быть сфокусировано в первую очередь на самом процессе обучения, и уже во вторую очередь – на содержании занятия. Такие стратегии обучения как изучение ситуаций, ролевые игры, симуляции (имитация процесса с помощью механических или компьютерных устройств) наиболее ценны, если при этом преподаватель выступает в роли не столько лектора, сколько организатора обучения, или «ходячей энциклопедии». 

Эта методика важна еще и тем, что помогает обеспечить расширение диапазона междисциплинарных знаний, формирование мотивации на непрерывное образование в течение всей жизни  при использовании четырех основных принципах обучения. 

1. Принцип самостоятельности. У обучаемых взрослых существует глубокая психологическая потребность в самостоятельности, в отличие от молодых людей, учеба которых в основном зависит от способности учителя преподнести материал и проконтролировать результаты учёбы. Часто взрослые слушатели уклоняются или сопротивляются ситуациям, где отвергается их самостоятельность, и избегают курсов обучения, в которых преподаватель и сама система обучения ставят их в зависимое положение, схожее с требованиями к детям. 

2. Принцип опыта. Взрослые накопили резерв опыта, который служит ресурсом обучения, как база знаний, готовая воспринять что-либо новое. 

3. Готовность к обучению. У взрослых возникает желание учиться, когда им предлагается информация, которая им необходима, или навыки, которые им нужно развить для того, чтобы исполнять свою роль в обществе. Например, преподавателям не следует учить их как писать рапорт или докладную записку, но принципы написания качественного делового документа им следует объяснять. 

4. Ориентация на обучение. Молодёжь обладает предметным подходом к обучению, в то время как взрослые имеют проблемно-ориентированный подход. Например, молодёжь выучивает материал только для того, чтобы, е примеру, сдать экзамен, а взрослые желают получить навыки и конкретные знания, которые им помогут разрешать проблемы реальной жизни. Например, сдать экзамен на высший класс или овладеть мастерством, овладеть навыками и знаниями, способствующими их дальнейшей карьере. 

Еще одной проблемой стало использование ЧОО традиционной модели системы подготовки, не слишком соответствующей потребностям учащихся, построенной лишь на базе потребностей проверки знаний лицензионно-разрешительной организацией с помощью тестирования или вопросников без охвата всего курса, предусмотренного государственным стандартом и с учётом потребностей охранных организаций. 

Бывает, что преподаваемый материал изучается поверхностно, скучно. При таком обучении сотрудники остаются неподготовленными к возникающим на практике инцидентам. Да и руководство организации или подразделения вместо того, чтобы создавать программы обучения, ориентированные на потребности учащихся, на желаемый график обучения и набор изучаемых дисциплин, наиболее соответствующий тому подразделению, в котором сотрудники работают или собираются работать, планирует общие мероприятия для организации. Ежегодно для сотрудников читают одни и те же лекции, проводят повторяющиеся практические занятия. Так, обычно занятия по стрельбе включают обзор истории применения огнестрельного оружия и законодательства в виде лекций и демонстрацию основных процедур обращения с огнестрельным оружием без учета опыта и навыков слушателей. 

На наш взгляд, после того, как определены цели обучения и тренировки кадров, а также результаты, которых сотрудники должны достичь в результате обучения, охранным организациям следует спланировать курс обучения. Разработка учебного плана – это системный подход к подготовке персонала. Эффективный учебный план учитывает индивидуальный подход к каждому сотруднику подразделения. 

Не следует концентрировать внимание лишь на соответствии обязательному стандарту. При планировании учебного процесса следует учитывать нюансы работы сотрудников именно в этом подразделении; во время учёбы обстановка и оборудование классов должны помогать усваивать учебный материал, а методы оценки знаний должны быть объективными. 

Существуют определенные требования к спецподготовке. Например, на огневую подготовку отводится определенное количество часов, включающее: 

- цели огневой подготовки; 

- уход, чистка, безопасное обращение и хранение оружия; 

- правовые основы применения огнестрельного оружия; 

- основы стрельбы: прицеливание и выравнивание с целью, поза и положение рук при стрельбе, контроль спуска. 

Безусловно, данные вопросы являются важными для понимания и отработки охранниками. Однако методы преподавания должны быть ориентированы на взрослого человека с учетом индивидуальности опыта каждого учащегося. 

Еще следует обратить внимание на то, что в основном подготовка в ЧОО сфокусирована на вопросах, указанных в программах профессиональной подготовки, при этом мало внимания обращается на подготовку сотрудников с использованием примеров прецедентов или моделей ситуаций, которые возникали или могут возникнуть на территории охраняемого объекта. Например, в настоящее время много внимания уделяется запоминанию статей законов и других нормативных актов и гораздо меньше – обучению, как действовать в конкретной экстремальной или иной ситуации в соответствии с законодательством. 

Вместо того, чтобы просто «проходить материал», следует адаптировать программы служебной подготовки в организации для взрослых слушателей с учетом их опыта и навыков и молодежи. Ведь цель преподавания - это не просто передача знаний. Преподавание должно побуждать учащихся изменить свое поведение в соответствии с поставленными преподавателем задачами, демонстрировать готовность к усвоению и практическому применению полученной информации. Мы можем отметить некоторые основные элементы процесса обучения. 

►Создание атмосферы, которая будет способствовать обучению и поддерживать образовательный процесс. 

►Важнейшее правило преподавания – это работа не только с высокой интенсивностью, но и с сохранением у учащихся чувства безопасности, в которой обучение построено на результатах совместной деятельности преподавателя и учащегося, а не на принудительной или унизительной деятельности. 

►Необходимо четко обозначить поставленный результат обучения, в котором подробно прописано, как учащиеся должны продемонстрировать приобретенные знания и навыки. 

►Учебная работа должна быть построена с учетом потребностей учащихся. 

►В процессе обучения следует использовать жизненный и профессиональный опыт обучаемых. 

►Обучение должно происходить с использованием различных стилей и методов обучения, включая разработку учебных планов и стратегий обучения. 

►Учащиеся должны быть активно вовлечены в процесс обучения, интеллектуально и физически, а не только пассивно слушать, конспектировать и читать. 

►Следует использовать технические средства для интерактивного обучения, позволяющие осуществлять постоянный контроль процесса обучения и изменять тактику и методику преподавания в случае необходимости. 

►Учебную деятельность следует строить таким образом, чтобы развивать критическое мышление и стратегический подход. 

Учащиеся должны быть вовлечены во все действия, которые должны анализироваться. Например, после занятия следует совместно обсудить, насколько эффективной была методика обучения, и, возможно, предложить другие варианты обучения. 

При таком подходе не только учащиеся являются субъектами обучения, но и сами преподаватели учатся в процессе обучения. 

И еще об одной проблеме хотелось бы упомянуть: это отсутствие желания большинства руководителей охранных структур использовать в процессе служебной подготовки стимулирующие методы, которые позволили бы повысить заинтересованность у сотрудников. 

К стимулирующим методам следует отнести досрочное или плановое повышение классности сотрудников организации, развитие карьеры и другие методы, позволяющие повысить заинтересованность сотрудников охранных организаций в служебной подготовке.

Хотелось бы остановиться на развитии карьеры как методе повышения заинтересованности в служебной подготовке. Такой подход позволяет заинтересовать сотрудников организации в обучении, поэтому следовало бы предусмотреть возможность планирования развития карьеры сотрудников организации. Общая схема развития картеры предполагает четыре шага: 

- оценка личности; 

- анализ возможностей; 

- выбор карьерных целей; 

- применение стратегий. 

Адаптивные программы подготовки, побуждающие к достижению поставленной цели, поддерживают мотивацию у сотрудников, способствуют сплочению коллектива, повышают ответственность за обучение. В долгосрочной перспективе такие программы играют критически важную роль как для руководителей ЧОО, так и для их подчинённых. К сожалению, планы развития карьеры сотрудников в ЧОО отсутствуют. Причин несколько, одна из основных – боязнь конкуренции. 

Высокий уровень технологий требует грамотного подхода, часто человек еще не успевает привыкнуть к новшествам, а уже произошли изменения. Новые технологии меняют стиль жизни и способы взаимодействия людей. 

Не всегда технологии используются со знаком «+». Преступники и террористы тоже меняются, овладевая новыми знаниями, которые используют во вред обществу. Очень важно применять новые технологии и методы в охранной деятельности, отставание чревато не только потерей профессионализма, но и потерей объектов охраны. 

Обучение сотрудников ради проформы, потому что «так надо», уже не оправдывает ни затраченного времени, ни израсходованных денег. Современные правонарушители изучают новые технические средства и методы борьбы с преступностью, которые используют полиция и частная охрана. Для того, чтобы успешно осуществлять охранную деятельность, следует изучать и использовать в своей работе не только традиционные методы, но и развивающиеся технологии. 

Важно помнить, что обучение сотрудников охранной организации - ключевая задача в управлении этой организацией. Каким бы грамотным работником не казался бы вновь пришедший, чтобы работать хорошо, он должен знать не только общие положения законодательства, но и нюансы, присущие именно тому рабочему месту, где он находится. 

Умный и дальновидный руководитель обязательно позаботится о повышении профессионализма и мастерства своих сотрудников. Кстати, право работников охраны на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей компетентности прописано в ст.21 Трудового кодекса России. И это очень важно. Работа в области безопасности сложна и опасна. И чтобы поддерживать свои навыки, нужно учиться.

 

Авторы:   

Михаил САВЕЛИЙ, кандидат юридических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны,   

Дмитрий КРИШНЫЙ

 

 

Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Специальная подготовка
01 февраля, 2017 | Владимир ПАВЛОВ
Специальная подготовка | Проблемы охраны городской больницы Проблемы охраны городской больницы (3669)
Городская больница как объект охраны имеет ряд черт и особенностей, которые следует обязательно учитывать при организации системы охраны медицинской организации
 
 
Специальная подготовка
23 января, 2017 | Денис КРЮЧКОВ
Специальная подготовка | Пожар на объекте обнаружен вовремя Пожар на объекте обнаружен вовремя (2032)
Пожар — само по себе опасное явление. Но когда во время пожара происходит взрыв, проблема приобретает угрожающие масштабы. Такое происшествие имело место на объекте, где работает охранник ООО ЧОО «Рубеж СБ» Анатолий Степанов

 
 
Обзоры
22 ноября, 2016 | Денис КРЮЧКОВ
Обзоры | Опыт СРО Ассоциация «Школа без опасности» востребован на международном уровне Опыт СРО Ассоциация «Школа без опасности» востребован на международном уровне (3099)
Состоялась встреча руководства СРО Ассоциация «Школа без опасности» с представителями НСБ Казахстана по вопросу организации охраны социальных объектов



 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Посетительница выстрелила в лицо заместителя главврача смоленского психдиспансера из газового пистол ...
10 октября на площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялось заседание Гильдии НСБ в рам ...
ФКЦ РОС активно включился в реализацию стратегии развития НСБ
12 октября на площадке ...
III Форум негосударственной сферы безопасности «Безопасная столица».
https://www.youtu ...
III Форум негосударственной сферы безопасности «Безопасная столица».
https://www.youtu ...
Число собранных штрафов не должно быть увязано с оценкой эффективности проверок, считает председател ...
Размер членских взносов для политических партий могут ограничить для обеспечения прозрачности финанс ...
В Госдуму внесен законопроект о внедрении института «народного инспектора» в целях повышения безопас ...
Министерство обороны России сделало предупреждение США, считает первый заместитель председателя Коми ...
Член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Виталий Пашин горячо ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100