Редакция журнала «Охранная деятельность» готовит к выпуску переработанную и дополненную книгу «Охрана строительных объектов», в которую войдут методические рекомендации и образцы документов по организации работы частного охранного предприятия на стройке. Предлагаем вам статью одного из авторов этой книги О.Семенова.

 Растущая потребность в жилье, особенно в крупных городах и мегаполисах, приводит к созданию городских целевых программ, согласно которым на пустующих либо мало освоенных территориях возводятся новые современные жилые районы с развитой инфраструктурой. Несколько подрядных организаций (они же – заказчики охранных услуг) возводят 20 и более зданий различного назначения: жилые дома, школы, детские сады, магазины, объекты культурного назначения, спорта и пр.

Организация охраны указанной категории строительных объектов настолько отличается от охраны, скажем, точечных застроек, что ее вполне можно отнести к самостоятельному направлению. В чем же заключаются эти отличия?

1. Это самые уязвимые с точки зрения технической укрепленности объекты. Как правило, по общему периметру застройки поставлен сплошной забор с большим количеством въездных-выездных ворот. Ни один из отдельно находящихся объектов строящегося массива не имеет собственного ограждения. Причем не столько из соображений экономии средств, сколько из-за технической нецелесообразности, поскольку прокладка отсутствующих инженерных сетей и коммуникаций сопряжена с необходимостью рытья километров траншей, опоясывающих строящиеся здания и не позволяющих огородить территорию каждого отдельно строящегося объекта.  

2. На таких крупных площадках работают, как правило, несколько подрядных строительных организаций, что неизбежно привносит элемент децентрализации и осложняет создание единой системы охраны. Несомненно, в таком случае наиболее эффективной будет охрана, осуществляемая силами одного охранного предприятия, особенно если учесть, что число охранников на каждом отдельном объекте строго лимитировано строительной сметой.

3. Еще одной «болевой точкой» этой категории строительных объектов является их недостаточная освещенность в темное время суток, причем как по периметру общего ограждения, так и каждого отдельного строящегося здания. Это происходит потому, что инженерные сети и коммуникации (в том числе и сети электроснабжения) в районах массовой застройки либо полностью отсутствуют или строятся параллельно с возведением зданий, либо мощности имеющихся сетей недостаточно для обеспечения потребностей строительства. В таких условиях строительная площадка питается электричеством в основном от дизельных передвижных электростанций, мощностей которых (да и выделяемых лимитов топлива) не хватает для постоянного освещения огромного сплошного периметра.

4. Передвижение большого количества персонала, работающего в три смены, по всей территории стройки: на различные склады, к бытовым городкам и пр., вследствие чего охрана практически постоянно вынуждена работать в условиях круглосуточного присутствия людей на охраняемой территории.

5. Интенсивный поток въезжающего и выезжающего автотранспорта, ввозящего и вывозящего грузы, нередко круглосуточный. Причем это нагрузка не только на охранников, работающих на въездных и выездных воротах, но и на охраняющих отдельные, часто не огражденные, строительные объекты – непосредственные пункты доставки и вывоза грузов, бытовки. Кроме того, постоянно движется не только автотранспорт, но и другая строительная техника: краны, экскаваторы, бульдозеры и пр.

         Как видим, условия работы сотрудников охраны строительных объектов в районах массовой застройки далеки от классических канонов! Правомерен вопрос: а можно ли их вообще охранять? Да еще в условиях строгого лимита численности охранников? Как быть с многократно возрастающими рисками частного охранного предприятия?

Охранять можно, и можно делать это достаточно эффективно.

В данном случае эффективность охраны напрямую зависит от постоянного и тесного взаимодействия руководства ЧОПа с руководством заказчиков (строительными генподрядными организациями), от хорошо продуманной системы организации охраны, четко организованной связи, в том числе внутриобъектовой, от профессионализма старшего охраны объекта, непосредственно осуществляющего руководство работой нарядов охраны, и пр.

Приступая к созданию системы охраны, руководителю ЧОПа необходимо отчетливо представлять наиболее характерные виды угроз, которым будет противостоять охранное предприятие (в том числе необходимо знать наиболее распространенные способы совершения хищений товарно-материальных ценностей заказчика).

1. Обычное хищение. Может быть совершено как одним человеком, так и группой лиц. Участниками могут быть как посторонние граждане, так и рабочие объекта. Причем, по статистике многих ЧОПов, последние крадут чаще (до 80% всех краж). Совершаются как спонтанно (что называется, «прихватил по случаю»), так и с предварительной подготовкой, когда похищенное имущество предварительно прячется на территории строительства в укромном месте, а в дальнейшем выносится за пределы объекта, перебрасывается подельникам через забор и т.п. Это наиболее распространенный вид хищений. Как правило, стоимость похищаемого таким образом имущества по сравнению с другими видами хищений не очень высока (в руках, в сумке или под одеждой много не унесешь). Тем не менее эти кражи представляют собой весьма серьезную опасность экономическим интересам заказчика (вплоть до срыва нормативных сроков строительства) в силу своей массовости, а также доступности (в случае плохого надзора со стороны администрации и охраны объекта).

2. Хищение, совершаемое путем несанкционированного вывоза. Здесь возможны два варианта. Первый – когда водитель вывозит за пределы объекта какие-либо материальные ценности, спрятанные в кузове, в кабине, под капотом или прикрепленные к раме. Второй – куда более серьезный, когда из-за халатности или неподготовленности охранников можно прямо через ворота на глазах у всех вывезти (по поддельным либо без надлежаще оформленных документов) не один десяток тонн арматуры, бетона, раствора, дерева, кирпича, любое количество строительной техники, вагончиков-бытовок и другого весьма дорогостоящего имущества. Понятно, что воровать таким способом одному водителю не под силу. Как правило, он бывает в сговоре с кем-либо из материально ответственных ИТР. Да и без привлечения машиниста автокрана или автопогрузчика здесь не обойтись.

3. Хищение, совершаемое путем недовоза материалов на объект, когда материально-ответственное лицо, находящееся в сговоре с подельниками, делает отметку в товарно-транспортной накладной о приемке якобы завезенного на объект груза, проводит его по материальному отчету, а недостачу впоследствии списывает на разные обстоятельства (какие – это тема отдельного исследования для специалистов по экономической безопасности компании), а нередко – на инсценируемую кражу по вине «плохой» охраны. Это самый дерзкий, изощренный и, пожалуй, наиболее опасный для экономики строительной компании вид хищений. Правильно организованная работа охраны является неотъемлемой и обязательной частью комплекса мероприятий по их пресечению.

 

Итак, изучив принимаемую под охрану строительную площадку с учетом описанных выше ее специфических особенностей и оценив уровни и виды угроз охраняемой собственности заказчика, руководство ЧОПа переходит к созданию системы охраны. В основе ее лежит отработка следующих основных направлений.

Обеспечение эффективного контроля за движением товарно-материальных ценностей как через въездные-выездные ворота (количество которых может быть не менее 2-4), так и непосредственно на конкретном не огражденном точечном объекте. Другими словами, обеспечение контроля за въезжающим и выезжающим автотранспортом.

– Обеспечение сохранности материальных ценностей, расположенных непосредственно на территории каждого из строящихся объектов.

– Обеспечение контроля за соблюдением персоналом заказчиков охраны и их субподрядных организаций требований внутриобъектового режима: правил электро- и пожарной безопасности, выявление и передача представителям территориальных ОВД лиц с признаками алкогольного или наркотического опьянения, пресечение фактов нахождения на территории строительства персонала строительных организаций после окончания рабочей смены (за исключением лиц, работающих во 2-ю и 3-ю смены) и т.д.

– Обеспечение устойчивой связи старшего охраны объекта как с дежурной частью ЧОПа, так и с каждым постом охраны, что позволит ему контролировать обстановку на объекте в режиме реального времени и оперативно реагировать на все ее изменения. Только отработав все указанные направления можно говорить об эффективной охране. Рассмотрим более подробно каждое из них.

 

Контроль въезжающего и выезжающего автотранспорта

Это одно из приоритетных направлений не только в работе ЧОПа по созданию системы безопасности строительной площадки, но и в работе по обеспечению экономической безопасности строительной компании в целом. Ведь, как уже говорилось выше, экономический ущерб, причиненный заказчику охраны путем недовоза либо несанкционированного вывоза материальных ценностей с объекта будет на несколько порядков выше ущерба, причиненного банальными «несунами», как внешними, так и внутренними (из числа персонала работающих на стройке организаций). В этой ситуации стационарную охрану мы рассматриваем как первый заслон, поставленный на пути хищений. Тщательная проверка оформления товарно-транспортных накладных при вывозе грузов за территорию объекта и возможность для заинтересованных должностных лиц из числа заказчиков эффективно контролировать движение (как вывоз, так и ввоз) материальных ценностей – вот две основные внутриобъектовые задачи. Каким образом мы можем их решить? Сегодня мы можем говорить об уже сложившейся и на практике оправдавшей себя системе взаимодействия частных охранных предприятий и заказчиков их услуг. Многие крупные строительные компании, как правило, имеют в своем штате должность заместителя руководителя по экономической безопасности. И работают на этой должности бывшие сотрудники правоохранительных органов, преимущественно специалисты по борьбе с экономическими преступлениями. Будучи профессионалами, первостепенное значение они придают качественной работе охранников на въездных-выездных воротах, стремясь создать для этого максимально благоприятные условия. Правомерен вопрос: какова же роль охранника, впускающего или выпускающего автомашину, если ему запрещено проводить ее досмотр? Просто открывать и закрывать ворота? Конечно, нет. Просто никакого досмотра охраннику делать не требуется. Его обязанности в данном случае предельно просты, но весьма эффективны.

1. Вывоз (вынос) товарно-материальных ценностей с объекта разрешать только на основании товарно-транспортных накладных, завизированных начальником строительства, и при наличии штампа заказчика установленного образца. Устные распоряжения, записки и т.п. основанием для вывоза не являются. Причем владелец груза – заказчик охраны – вправе установить и потребовать, чтобы товарно-транспортные накладные на все грузы, проходящие через пост охраны, были номерными и отмечались охранником (дата, время въезда-выезда и роспись). Более того, многие заказчики предпочитают изготавливать для охраны специальные штампы, без которых их бухгалтерии не принимают эти накладные к учету. В результате этого водитель автомашины, доставившей груз на объект, лично заинтересован в том, чтобы даже при отсутствии ограждения объекта не «проскочить» мимо охраны, а остановиться, предъявить документы на груз, откинуть тент кузова, предоставив охраннику возможность сличить наименование и количество ввозимых (вывозимых) материальных ценностей с данными, указанными в накладной.

2. Весь въезжающий и выезжающий автотранспорт фиксировать в книге учета с обязательным указанием марки автомобиля (другой техники), государственного регистрационного знака, времени въезда и выезда, а также номера товарно-транспортной накладной и наименования ввозимого (вывозимого) груза. Многие заказчики охраны также требуют указывать, для какой именно из работающих на объекте организаций поступил груз, а также куда и с чьего разрешения груз вывозится. Для чего? Нередки случаи, когда из соображений экономической целесообразности грузы доставляются (развозятся) одной автомашиной сразу на несколько объектов или когда материальные ценности (излишки строительных материалов, элементы лесов, опалубки, инструменты и др.) попутно вывозятся с данного объекта на другой, где в них существует потребность. В этом случае возникает возможность хищения путем сговора, например, материально-ответственного лица объекта с водителем. Если же на том объекте, куда по документам вывозится груз, работа охраны на въездных-выездных воротах организована аналогичным образом, то заместителю по экономической безопасности строительной компании не составит труда отследить поступление груза. А сотрудник охраны, выпускающий автомашину с объекта, всегда сможет убедиться, сличив состав и количество находящегося в кузове груза с данными товарно-транспортной накладной, что ничего лишнего с объекта не вывозится. Кроме того, имея в наличии записи в объектовых «Книгах регистрации въезжающего и выезжающего автотранспорта» и отмеченные охраной товарно-транспортные накладные, заместитель по экономической безопасности строительной компании всегда сможет сопоставить количество и наименование материалов, реально поступивших на объект, с тем, что значится в отчете материально-ответственного лица. Тем самым ставится эффективная преграда совершению хищений путем недовоза.

В основе успеха этой работы лежит постоянный контроль руководства ЧОПа за внимательным и добросовестным ведением нарядом охраны «Книги регистрации въезжающего и выезжающего автотранспорта», все записи в которой делаются аккуратно и обязательно в режиме реального времени:

 

 

 

Дата

 

Время въезда

 

Марка и гос. регистрационный знак автомашины

№ ТТН,

наименование ввозимого груза, наименование организации, в чей адрес поступил груз

 

Время выезда

№ ТТН

(характер и количество вывозимого груза, куда вывозится (адрес), кто разрешил вывоз)

1

2

3

4

5

6

 

3. На строительных объектах г. Москвы охранники, работающие на выездных воротах, выполняют еще одну важную функцию, позволяющую даже в местах интенсивного строительства поддерживать чистоту и порядок на улицах города. В соответствии с распоряжением Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города №43 от 4.10.2005 г. частным охранным предприятиям запрещено выпускать с объекта автотранспорт, не прошедший пункт мойки и очистки колес.

 

Обеспечение сохранности материальных ценностей, расположенных непосредственно на территориях строящихся объектов

Независимо от количества объектов в районах массовой застройки каждый из них строится на основании отдельного проекта и соответственно сметы. Поэтому исходя из принципа «адресности» финансирования, а также из-за отсутствия, как правило, единого застройщика – заказчика охраны каждый из строящихся объектов будет являться предметом отдельного договора об оказании охранных услуг. Исходя из сложившейся практики смета на каждый из таких объектов не позволяет финансировать работу более чем двух охранников в смену, по крайней мере до начала активного цикла отделочных работ и монтажа оборудования. Кроме того, нахождение охраны на въездных-выездных воротах, не являющихся согласно смете отдельным объектом, финансируется за счет строящихся корпусов или инженерных сетей. Поэтому перед ЧОПом уже на стадии заключения договора со строительной компанией встает проблема правильной расстановки охранников, распределения их обязанностей и зон ответственности. Именно на этом этапе с заказчиком отрабатываются все вопросы, связанные с созданием оптимальных условий для эффективной работы малочисленной охраны. Рассмотрим наиболее существенные из них.

 

Тактика охраны. Все охранники, за исключением задействованных на въездных-выездных воротах (стационарные посты), выполняют обязанности в составе подвижных постов методом обхода (патрулирования). Если численность дежурной смены охраны составляет 7 сотрудников и более, целесообразно ввести освобожденную должность старшего охраны объекта. При определении численности охранников и дислокации постов необходимо также предусмотреть:

– возможность осуществления подмены каждого из охранников на время отдыха, приема пищи, обогрева, сушки обмундирования и т.п. таким образом, чтобы каждый из постов находился под охраной непрерывно;

– порядок взаимодействия и усиления постов в случаях пресечения хищений и иных противоправных действий в пределах охраняемой территории, задержания злоумышленников, а также возникновения нештатных ситуаций.

 

Дислокация постов. Количество и расположение стационарных постов определяется количеством и расположением въездных-выездных ворот. Численный состав этих постов (парный или одинарный) зависит от интенсивности и продолжительности движения автотранспорта через конкретные ворота, а также возможности осуществления подмены охранников. При определении дислокации подвижных постов и границ их ответственности необходимо учитывать следующие факторы:

– расположение сдаваемых под охрану мест (зон) складирования товарно-материальных ценностей;

– освещенность в темное время суток различных участков объекта;

– состояние ограждения объекта (целостность, прочность и высоту забора), степень освещенности охраняемого периметра;

– обстановку на прилегающей к ограждению объекта территории;

– численность работающих на объекте во вторую и третью смены;

– возможность визуального контакта между постами охраны и др.

         Затем необходимо четко определиться с заказчиком, что и в каком порядке охраняет ЧОП, в каких случаях он несет материальную ответственность. Ведь мы уже говорили, что эффективно охранять силами, как правило, двух сотрудников такой огромный объем материальных ценностей, рассредоточенных (а иногда просто разбросанных) по всей площадке, да еще в условиях пребывания на объекте персонала – невозможно.

Необходимо совместно с уполномоченным представителем заказчика определить места, в которых будут сосредоточены подлежащие охране материальные ценности. Речь идет о создании компактной зоны складирования и надлежащем оборудовании временных складских помещений. Поскольку специальных вагончиков, отводимых под склады, обычно не хватает, многие строительные организации, особенно субподрядные, устраивают свои временные склады прямо в строящемся здании. Это вполне допустимо, делать это можно и нужно, но не хаотично и не там, где и кому заблагорассудится. Здесь важно соблюдать два правила:

1) добиться от заказчика категорического запрета всем работающим на объекте организациям устраивать свои склады в подвальных помещениях (в подвале вообще лучше при первой же технической возможности закрыть на замки все имеющиеся двери и не пускать туда рабочих без надобности);

2) временные склады расположить на одном-двух этажах (лучше – на втором) в одном из подъездов, оборудовав надлежащим образом входные двери и окна (включая металлические решетки). Убывая с работы, уполномоченный представитель заказчика сдает закрытые и опечатанные склады охраннику, который прекращает патрулирование своего участка территории и до прибытия утром следующего рабочего дня представителя заказчика и приема им у охраны складов находится на стационарном посту.

Выстраивая свои взаимоотношения с заказчиками, руководству ЧОПа крайне важно достичь с ними единого понимания того обстоятельства, что эффективно обеспечить сохранность материальных ценностей на строительной площадке силами только ЧОПа, без активного участия самого заказчика, невозможно. Такой подход уместно закрепить в положениях договора об оказании охранных услуг, где в обязанностях как исполнителя, так и заказчика необходимо четко прописать, что каждый из них обязан делать по созданию и поддержанию на объекте единой системы учета материальных ценностей и их движения, порядка сдачи под охрану и приема у охраны, соблюдения единых для всех работающих на объекте правил пропускного и внутриобъектового режимов.

Например, в обязанностях заказчика уместно записать следующее: «Малогабаритные и дорогостоящие материалы, оборудование и средства малой механизации сдавать под охрану в закрытых и опечатанных помещениях, оборудованных исправными замками, запорными устройствами и оконными решетками, с обязательной записью в «Книге приема-передачи помещений и материальных ценностей под охрану». Указанные помещения располагать на территории объекта таким образом, чтобы обеспечить сотрудникам охраны возможность постоянного контроля за ними».

Такая совместная с заказчиком охраны постановка вопроса обеспечения сохранности материальных ценностей способствует наведению порядка на стройке и достаточно эффективно препятствует попыткам хищений. Насколько эффективно – зависит от конкретных людей, выполняющих обязанности по охране объекта, их подготовки (знаний, навыков, умения), добросовестного отношения к работе, а также от уровня подготовки тех, кто им противостоит. Поэтому не стоит полностью исключать вероятность неприятного исхода, когда охранника перехитрили, отвлекли либо охранник нарушил инструкцию: уснул, оставил пост, не дождавшись подмены, и пр., а в результате – хищение, необходимость возмещать (согласно договору) материальный ущерб. А дальше – либо суд, его определение и возмещение ущерба, а в дальнейшем – возможная потеря заказчика, либо добровольное возмещение ущерба. Это куда лучше и, главное, достойнее. Но в каком размере? Ведь «находчивый» прораб под эту кражу может списать все, что захочет, если сотрудники охраны документально не зафиксировали, что же из сданного под охрану имущества пропало.

Поэтому на находящиеся внутри сдаваемых под охрану помещений материальные ценности должна составляться опись за подписью уполномоченного представителя заказчика (в рукописном виде, в трех экземплярах: первый – в охраняемом помещении, второй – у охраны, третий – у лица, сдающего помещение под охрану). Опыт показывает, что составлять длинные списки на «мелочевку» не имеет смысла (она, как правило, не является объектом преступных посягательств). А вот дорогостоящие электроинструменты, электрокабель, электроприборы, сантехническое оборудование, геодезические приборы и т.п. описывать нужно обязательно.

 

Выше мы рассмотрели некоторые особенности охраны материальных ценностей, расположенных во временных складских помещениях. Однако на строительной площадке далеко не все строительные материалы, механизмы и инструменты можно убрать на склад: кирпич, арматура, дерево, элементы опалубки, железобетонные конструкции, механизмы и пр. В этом случае необходимо исходить из взаимных интересов и реальных возможностей сторон договора об оказании охранных услуг. Вы можете внести пункт: «Охране подлежат только те материальные ценности, которые должным образом складированы (с использованием скруток, пломб и т.п.) или находятся в закрытых и опечатанных помещениях, а также крупногабаритная строительная техника и строительные конструкции».

Для этого следует охраняемое имущество складировать, закрепить и т.д., чтобы у злоумышленников не было возможности просто поднять и унести, перебросить через забор в неосвещенном месте и т.п., а пришлось бы для хищения использовать погрузочную технику (автопогрузчик, кран), автомобильную технику. Следовательно, охранное предприятие в конце рабочего дня принимает у заказчика под охрану, например, доски (брус), уложенные в штабеля и зафиксированные при помощи скруток и пломб, арматуру – в «пачках» на опломбированных скрутках и т.д. В «Книге приема-передачи помещений и материальных ценностей под охрану» записываются не штуки, метры кубические или тонны (за исключением единиц строительной техники, механизмов, крупноразмерных и тяжелых конструкций и изделий), а количество пачек, скруток и т.п. Так же, как при охране временных складских помещений, создаются компактные зоны складирования, расположение которых учитывается руководством ЧОПа при создании групп охраны и дислокации ее постов.

Если необходимо охранять большое количество различной строительной техники, необходимо решить с заказчиком вопрос об ее компактном сосредоточении, максимальном приближении к постам охраны и прописать правила опечатывания кабин, агрегатов и пр. Принимаемую под охрану технику также записывают в «Книге приема-передачи помещений и материальных ценностей под охрану». 

 

Обеспечение контроля за соблюдением персоналом заказчиков охраны и их субподрядных организаций требований внутриобъектового режима

Строительная площадка в силу специфики производства строительных работ является объектом высокой категории опасности. Поэтому выдворение за его пределы посторонних граждан (играющих детей), лиц без определенного места жительства и пр. – важнейшая задача охраны. Часто на сотрудников охраны строек возлагают обязанность контролировать соблюдение персоналом правил пожарной и электробезопасности, требовать от окружающих соблюдения правил техники безопасности. В активе любого ЧОПа, длительное время охраняющего строительные объекты, не один десяток предотвращенных или локализованных возгораний, сохраненные материальные ценности стоимостью не один миллион рублей, а порой и человеческие жизни.

 

Исходя из степени опасности строительного производства трудно переоценить важность работы подвижных постов охраны по выявлению и выдворению с объекта с последующей передачей сотрудникам правоохранительных органов лиц с признаками алкогольного или наркотического опьянения. Недопущение их к работе и удаление с объекта – лучшая профилактика не только правонарушений, но и гибели или увечья людей.

Важнейшей составляющей работы охранников строек является пресечение фактов нахождения на территории строительства персонала строительных организаций после окончания рабочей смены (за исключением лиц, работающих во 2-ю и 3-ю смены). Задача эта весьма непростая, особенно в районах массовой застройки. Однако при обеспечении достаточной численности охраны вполне выполнимая. Для ее успешного решения необходимо добиться от заказчика четкого указания всем работающим на объекте субподрядным организациям о том, чтобы ежедневно к исходу рабочего дня смены старшему охраны объекта сдавались реальные списки персонала данной организации, работающего во вторую и третью смены, заверенные печатью и подписью руководителя организации. Имея такие списки, охрана способна достаточно оперативно проверить правомерность нахождения на стройке любого лица.

 

Обеспечение устойчивой внешней и внутриобъектовой связи охраны объекта

Основой построения системы охраны строительных объектов в районе массовой застройки является устойчивая и надежная связь, которая условно строится в три эшелона:

– между постами;

– между постами и старшим охраны объекта;

– между старшим охраны объекта и дежурной частью ЧОПа (внешняя связь).

Наиболее простым и доступным вариантом внутриобъектовой связи является радиосвязь с использованием маломощных радиостанций, работающих в полосе радиочастот 433,075 – 434,750 МГц и с мощностью излучения передающих устройств не более 10 мВт.  Во-первых, для этого класса носимых радиостанций не требуется выделение частоты и, следовательно, и ее постоянной оплаты. Во-вторых, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 г. №476 с 25 августа 2007 г. радиостанции этого класса изъяты из «Перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации», установленного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. №539.

Какую марку лучше выбрать? Можно «KENWOOD». Если подешевле, то «VECTOR». По отзывам многих ЧОПов, на строительных объектах прекрасно себя зарекомендовали радиостанции ICOM IC 4008 и ICOM IC 4088, причем как по устойчивости связи, так и по дальности. Кроме того, они весьма просты в обращении, уходе и обслуживании.

Как использовать радиосвязь? На строительной площадке эффективен только один вариант, когда все радиостанции работают на одной частоте. Причем саму частоту нужно подобрать на месте (ICOM, например, имеет 69 каналов частот плюс по 38 подканалов на каждой частоте), а для того чтобы этой же частотой не воспользовались посторонние (скажем, соседняя охрана) и не создавали помехи друг другу, лучше сразу установить не только частоту, но и подчастоту.

Не такой простой вопрос – организация нормальной работы в единой сети одновременно 14 – 20 радиостанций. Отсутствие четких правил ведения переговоров в эфире приведет к полной неразберихе. Поэтому каждому абоненту внутриобъектовой радиосети необходимо выдать необходимые документы, определяющие порядок и правила пользования радиосвязью, где следует кратко указать перечень сведений, разрешенных к открытой передаче, а именно:

         - о местоположении и состоянии абонента;

         - о времени убытия и прибытия в пункт;

         - об изменениях маршрута движения;

         - о выполнении операций по линии служебной деятельности;

         - о необходимости выхода на телефонную связь с абонентами предприятия;

         - сигналы бедствия и аварийного состояния.

Однозначно запрещается при использовании радиосвязи:

- передача ложных сигналов бедствия, аварийного состояния;

- передача сведений, составляющих государственную тайну или коммерческую тайну.

 

Для обеспечения скрытности, простоты и четкости переговоров рекомендуется всем абонентам внутриобъектовой радиосети выдать таблицы позывных и сигналов. Например:

 Т А Б Л И Ц А

позывных и сигналов, используемых сотрудниками охраны ООО ЧОП

«______________» на объекте «___________________» по адресу:

__________________

 

П О З Ы В Н Ы Е

 

Посты охраны

Заводской №радиостанции

Позывной

1. Старший охраны объекта

000000

«Нерпа-1»

2. Охранник поста № 1

000000

«Нерпа-2»

3. Охранник поста № 2

000000

«Нерпа-3»

4. Охранник поста № 3

000000

«Нерпа-4»

5. Охранник поста № 4

000000

«Нерпа-5»

6. Охранник поста № 5

000000

«Нерпа-6»

7. Охранник поста № 6

000000

«Нерпа-7»

8. Охранник поста № 7

000000

«Нерпа-8»

9. Охранник поста № 8

000000

«Нерпа-9»

10. Старший поста № 9

000000

«Нерпа-10»

11. Охранник поста № 10

000000

«Нерпа-11»

12. Охранник поста № 11

000000

«Нерпа-12»

13. Охранник поста № 12

000000

«Нерпа-13»

14. Охранник поста № 13

000000

«Нерпа-14»

 и т.д.

 

 

С И Г Н А Л Ы

 

1. Нападение на объект

010

2. Пожар на объекте

020

3. Попытка несанкционированного вывоза ТМЦ

030

4. Преследую злоумышленника. Прошу помощи

040

5. Обнаружено взрывное устройство (высокотоксичные или радиоактивные материалы), получено сообщение о заложенном взрывном устройстве

050

6. Попытка хищения. Вызываю старшего охраны объекта

060

7. Авария систем водоснабжения, отопления, канализации

070

8. Отключение электроэнергии на объекте

080

9. Прибытие на объект проверяющих – сотрудников правоохранительных органов

090

10. Прибытие на объект руководства заказчика

0100

11. Просьба срочно подменить

0110

12. Требуется подзарядка аккумулятора радиостанции

0120

и т.д.

 

Примечания:

1.Пример вызова абонента: «Я - «Нерпа-3», вызываю «Нерпу-1», прием». Ответ вызываемого абонента: «Нерпа-1» на связи, прием». Абонент «Нерпа-3»: «Ситуация «090», прием». Абонент «Нерпа-1»: «Вас понял, ждите. Конец связи».

2. Все радиостанции объекта работают на одной частоте.

 

Генеральный директор

ООО ЧОП «_____________________»                                          

                                                                                               

Поскольку размеры строительной площадки могут быть весьма значительными, а наличие сотен тонн металла и железобетона создают серьезные помехи для работы радиостанций и сильно влияют на дальность связи, необходимо обследовать всю площадку и экспериментальным путем установить те зоны, куда не доходит сигнал от радиостанций, находящихся, скажем, в другом конце строящегося массива. Если такие имеются, то можно предложить следующее решение проблемы: охраннику одного или нескольких промежуточных постов поручить функцию некоего ретранслятора, вменив в обязанность четко дублировать сигналы, адресуемые старшим охраны объекта охранникам дальних постов и обратно.

Разработав схему устойчивого радиообмена между постами охраны, можно добиться четкого знания старшим охраны объекта ситуации на объекте в режиме реального времени, предоставив ему возможность эффективно решать все вопросы подмены охранников на постах (что должно происходить под его контролем и только с его разрешения), усиления постов, перегруппировки на момент, скажем, задержания, нападения на пост, оперативного реагирования на нештатные ситуации и т.д.

                 Охрана строительных объектов уже давно выделилась в самостоятельное направление охранной деятельности, с каждым годом все более стремительно развивающееся вслед за бурным развитием строительного бизнеса. Поэтому крайне несправедливым является сложившийся на рынке охранных услуг подход, когда охрана строек, по сравнению с охраной других категорий объектов, считается чуть ли не самой простой, малопрестижной и соответственно дешевой. Противовесом такому недальновидному подходу является позиция Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, который на протяжении многих лет принимает действенные меры по усилению безопасности строительных объектов. В частности, только в 2007 году решением, принятым на совещании у первого заместителя руководителя Департамента от 13 апреля 2007 г., Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы поручено в кратчайшие сроки «разработать и включить в проектно-сметную документацию расчеты количества и дислокации постов охраны и затраты на усиленную охрану объектов на каждом этапе строительства с учетом требований по антитеррористической защищенности и комплексной безопасности, категории важности, сложности и уникальности объектов».

Этим же решением как заказчикам охраны, так и ЧОПам предписано на охрану одного объекта выставлять не менее двух одинарных или одного спаренного постов охраны. Тем самым пресечена порочная практика попыток некоторых заказчиков охраны осуществлять охрану строящегося точечного объекта силами одного одинарного поста.

Согласно протоколу Межведомственного совета по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы №МС-9-07 от 27.09.07 г. на период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для оплаты услуг частных охранных предприятий – членов Ассоциации негосударственных структур безопасности «Стройбезопасность», осуществляющих охрану объектов строительства городского заказа г. Москвы, установлена предельная стоимость одного одинарного круглосуточного поста в месяц в размере 86 741 руб. 24 коп. без НДС. 

Несомненно, реализация этих весьма актуальных решений будет способствовать привлечению к охране строительных объектов города Москвы квалифицированных кадров частных охранников, повысит заинтересованность и ответственность ЧОПов, что положительно скажется на повышении безопасности строительных объектов.

В предложенной статье автор лишь в самых общих чертах обозначил основные направления работы охранного предприятия на строительном объекте, раскрыл особенности построения системы охраны. Хотелось бы подчеркнуть теперь уже очевидное: сотрудников необходимо готовить специально, поскольку они должны уметь надежно и эффективно действовать не только по главному своему предназначению – обеспечению сохранности собственности заказчика, но также и в любой нештатной ситуации. Мы надеемся, что эта статья поможет вам наладить работу вашего охранного предприятия при организации охраны строительных объектов в районах массовой застройки.