МИНИСТЕРСТВО   

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МВД России)

ул. Житная, 16, Москва 119049

28.01.2008 Г. № 3/592

на ГКПИО7-1674 от 28.12.2007

 

 

О заявлении П.В. Мирошника

 

Судье Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К. Толчееву

 

 

копия: П.В. Мирошнику

 

ул. Сайкина, г.Москва, 115193

 

 

Уважаемый Николай Кириллович!

Министерство внутренних дел Российской Федерации, рассмотрев заявление П.В. Мирошника о признании частично недействующими подпунктов «а» и «б» пункта 1 Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №568 (далее — Положение), находит его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По мнению заявителя в правоприменительной практике подпункта «а» пункта 1 Положения органы внутренних дел обязывают пройти периодическую проверку всех охранников частного охранного предприятия, в том числе тех лиц, трудовые функции которых не предусматривают использование ими специальных средств.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»' (далее — Закон) охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В соответствии со статьей 16 Закона при осуществлении частной охраной деятельности разрешено применять специальные средства и огнестрельное оружие. При этом частные охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на

пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

 

________________________

1) в ред. федеральных законов от 21 марта 2002 г. №31-Ф3 - Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.

№12, ст. 1093; от 10 января 2003 г. №15-Ф3 - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,  №2, ст.

167; от 6 июня 2005 г. №59-Ф3 - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 24, ст. 2313; от 18

июля 2006 г. №11 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,  №30, ст. 3294; от 24 июля 2007

г. №214-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007,  № 1, ст. 4011.

171007

  

 

Согласно статье 11' Закона частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая функция частного охранника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) определяется содержанием трудового договора - соглашением между работодателем и работником. Согласно статье 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.

   В этой части назначение частного охранника на должность, связанную с использованием оружия и специальных средств, осуществляется приказом (распоряжением) руководителя частного охранного предприятия и определяется содержанием трудового договора, заключенного между работодателем и работником.

   В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения первичной периодической проверке подлежат только лица, назначенные на должность, предусматривающую в соответствии с законодательством Российской Федерации применение огнестрельного оружия (перед выдачей разрешения на хранение и ношение) и (или) специальных средств.

   В отношении лиц, назначенных на должность в охранном предприятии, не предусматривающую применение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, проведение периодической проверки в органах внутренних дел в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения не требуется (выделено редакцией).

   Таким образом, отнесение работников частных охранных предприятий к лицам, подлежащим периодической проверке в органах внутренних дел, определяется на основании приказов (распоряжений) руководителя частного охранного предприятия о назначении работника на должность, связанную с использованием оружия и специальных средств, а также трудовой функцией данного частного охранника, регламентированной трудовым договором.

   В связи с изложенным подпункт «а» пункта 1 Положения не содержит положений, противоречащих нормативным правовым актам большей юридической силы, и не определяет круг лиц, подлежащих периодической проверке, так как круг таких лиц установлен статьей 16 Закона.

   П.В. Мирошником также заявлено о признании частично недействующими положений подпункта «б» пункта 1 Положения, в части слов «Плановые проверки также проводятся при выявлении нарушений установленных правил применения огнестрельного оружия и (или) специальных средств, допущенных указанными работниками (лицами). Такие плановые проверки назначаются уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел».

   Заявитель полагает, что указанные периодические проверки могут проводиться только в виде первичных проверок и плановых, проводимых ежегодно.

   В соответствии со статьей 16 Закона Министерство внутренних дел Российской Федерации уполномочено определять порядок проведения периодических проверок работников частных охранных предприятий. Согласно статье 20 Закона такие контрольные мероприятия осуществляются должностными лицами в пределах их компетенции, установленной настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

   В этой части компетенция специально уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел назначать плановые периодические проверки, проводимые при нарушении установленных правил применения огнестрельного оружия и (или) специальных средств, установлена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №568, утвердившим названное Положение.

   Одновременно, оспариваемая норма носит общий характер и распространяется на широкий круг лиц, в том числе работников юридических лиц с особыми задачами, использование которыми специальных средств и оружия регламентировано иными Федеральными законами.

   В связи с вышеизложенным полагаю, что подпункты «а» и «б» пункта 1 Положения законодательству не противоречат и не нарушают права и свободы граждан. Оспариваемые нормы изданы в пределах компетенции МВД России.

   Прошу в удовлетворении заявленных требований отказать.

Статс-секретарь-заместитель Министра                                                                                                                          Н.А. Овчинников

 

КОПИЯ ПИСЬМА ПРИЛАГАЕТСЯ: