Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы сотрудники были высокопрофессиональными специалистами. Даже если и не супер, то в полной мере удовлетворяли нормативным требованиям и лояльны к фирме и заказчику. Частный охранный бизнес не является исключением. Оказывая специфичные услуги, руководитель во многом зависит от уровня подготовки сотрудника и отношения клиента к его услугам.

Новые изменения в Законе требуют не только системных знаний и профессиональной переподготовки, они ориентируют руководителя на создание системы непрерывного обучения охранников, да и самому необходимо постоянно развиваться. В этой связи, как ни крути, необходимо не реже одного раза в пять лет повышать профессиональный уровень персонала. В идеале эту операцию было бы неплохо провернуть так, чтобы затраты на обучение не ударили по чистой прибыли организации. Возлагать все на карман охранников было бы не совсем верным шагом.

Как считает Е. Амаргорова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"; «Одним из сложных в исполнении условий при списании расходов в ранг снижающих прибыльный налог являются требования пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Издержки на обучение персонала исключения не составляют, поскольку равно как и остальные траты, их надо обосновать с точки зрения экономической целесообразности, а также подтвердить осуществление таких трат соответствующими документами».

Что касается обоснованности расходов на подготовку и переподготовку кадров охранного предприятия, то здесь, по сути, достаточными основаниями могут быть требования законодательства и занимаемая должность, с учетом специализации ЧОП. В качестве довода может послужить тот факт, что без данного вида подготовки персонала невозможно выполнить лицензионные требования и получение разрешительных документов для персонала. Логично, что инициатива направить на обучение сотрудников должна исходить от руководства охранной организации, ведь приобретенные знания работника будут реализовываться именно в стенах предприятия.

Помимо вышеуказанных налоговым законодательством установлены и дополнительные требования для признания права на списание "учебных" расходов. В частности, эти условия поименованы в подпункте 23 пункта 1 и пункте 3 статьи 264 Кодекса.

Итак, разберемся по порядку, что может послужить критерием для признания расходов на подготовку и переподготовку кадров в налоговом учете и какими документами в каждом конкретном случае следует подтверждать траты.
Следует учитывать, что списанию подлежат только "образовательные" расходы, которые произведены с целью обучения именно состоящих в штате сотрудников, с которыми организация заключила трудовой договор. Иначе говоря, отнести к снижающим базу по "прибыльному" налогу затраты на профподготовку того же охранника-совместителя, скорее всего, не удастся. В качестве обоснования факта обучения "штатника" потребуется представить его трудовой договор, а также приказ о принятии на работу и копию трудовой книжки сотрудника.
Однако одного трудового контракта может оказаться недостаточно. Для подтверждения расходов на учебу работника от фирмы должен существовать договор на оказание образовательных услуг, заключенный с учебным учреждением. Будет правильно, если организация выберет одно или два образовательных заведения и всю переподготовку кадров и повышение квалификации будет осуществлять в их стенах.  Кстати, если говорить о российских учебных заведениях, то обязательным условием считается наличие у них лицензии на данный вид деятельности по изучаемой специальности, а иностранным необходимо иметь соответствующий статус. Наличие аккредитации следует подтвердить копией лицензии на право ведения образовательной деятельности, реквизиты которой и указываются в договоре.

Нередко приходится сталкиваться с организациями, не имеющими лицензии на подготовку специалистов данного профиля или что еще чаще отсутствия данной специальности в государственных программах подготовки специалистов. Например, Вы решили повысить стрелковую подготовку сотрудников ГБР, или организовать курс подготовки инкассаторов или телохранителей. Уверены, данных специальных учебных программ и лицензий          по подготовке специалистов Вы не найдете ни в одном НОУ.

Если же у предоставляющей образовательные услуги организации нет соответствующей лицензии, то чисто теоретически расходы на профподготовку сотрудников, равно как и на семинары и конференции, можно попытаться учесть как затраты на консультационные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК).

Однако, как отмечают эксперты журнала "Московский бухгалтер", в данном случае следует быть предельно аккуратными: в документах не должно стоять, что это была переподготовка или повышение квалификации, ведь инспекторы будут изо всех сил стараться "срезать" списание таких затрат.

Документально проведение переподготовки или повышение квалификации должно подтверждаться;
- Договором с образовательным учреждением на данный вид деятельности с приложением копии лицензии акты выполненных работ и соответствующие счета-фактуры.

- Инициатива охранного предприятия в получении сотрудниками допобразования также документально подтверждается рядом документов.

1) приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, в котором должна быть зафиксирована обоснованная необходимость, в обучении сотрудника (перевод на более высокую должность или в другое структурное подразделение, обучение работе на новом объекте или с использованием более современного оборудования и т. п.);
2) программа обучения с указанием изучаемых тем и количества часов;
3) приказ о новом назначении сотрудника, дополнительное соглашение к трудовому договору (после окончания обучения и получения новой специальности работником).
Неплохо приложить к данному пакету документов копию документа о полученном образовании или переподготовке.
Гораздо сложнее обстоят дела с подготовкой и повышением квалификации детективов и руководителей охранный предприятий. Проект Закона в ст. 13. предполагает, что «обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника и высшего юридического профессионального образования либо иного высшего профессионального образования при условии обязательного прохождения специальной переподготовки либо повышения квалификации для руководителей частных охранных организаций», а ст. 14 устанавливает «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации частных детективов осуществляются в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования….Переподготовка и повышение квалификации руководителей частных охранных организаций осуществляются на базе учреждений высшего профессионального, среднего профессионального либо дополнительного профессионального образования (повышение квалификации)». Интересно, что налоговое законодательство категорически запрещает учитывать в составе снижающих базу по налогу на прибыль траты организаций на получение сотрудником высшего, среднего специального и послевузовского образования. Причем запрет распространяется как на первое, так и на последующее, в частности второе высшее, образование. Таким образом, руководитель охранной организации, как и частный детектив обязаны учиться за свои собственные средства.

Если с вопросом как учиться все более или менее понятно, то вопрос чему учиться остается открытым и законотворческими предложениями никак не регулируется. А ведь это достаточно серьезный вопрос.
Нам представляется совсем неверным подход, когда программа подготовки частного охранника, программа его переподготовки и повышения квалификации будут зеркально одинаковыми. В начале статьи мы уже обращали внимание на то, что при обосновании необходимости переподготовки или повышения квалификации указывается назначение на новую должность, более сложный объект или принятие на вооружение нового оборудования или технических средств. В этой связи и подготовка должна осуществляться по новым программам. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются такие программы обучения, как МВА, которые могут реализовываться как в нашей стране, так и за рубежом. Конечно, руководителям охранных предприятий будет интереснее получить именно послевузовское образование с расширением кругозора по вопросам организации и управления бизнесом, экономических знаний. Интересно, что для специалистов, получивших ранее высшее экономическое образование, прохождение данных программ считается повышением квалификации. А вот для тех, чье первое образование оказалось непрофильным в рамках осуществляемых ныне должностных обязанностей, обучение по названным выше программам расценивается как переподготовка.

О правомерности списания затрат на обучение сотрудников организаций по таким программам говорили сами чиновники главного финансового департамента. Так, в письме от 8 сентября 2006 г. N 03-03-04/1/657 Минфин одобрил отражение в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, трат на обучение МВА. Разумеется, снижать налогооблагаемую прибыль на сумму потраченных средств на обучение можно лишь в случае соответствия таких расходов обязательным условиям, указанным в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса.

Следующим, немаловажным вопросом является готовность нашей высшей и средне специальной школы к проведению занятий по подготовке и переподготовке кадров для негосударственной системы безопасности. Редакцией проведен мониторинг существующих учебных заведений и установлено, что только в двух из них имеются кафедры или структурные подразделения специального профиля. В Самарском государственном аэрокосмическом университете создан единственный пока в Российской Федерации Институт комплексной безопасности, где начали готовить специалистов по следующим профилям: «Безопасность перевозок», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Защита в чрезвычайных ситуациях». В перспективе будут созданы факультеты подготовки сотрудников сферы безопасности для разных отраслей промышленности, государственных и муниципальных структур.

Переподготовку кадров и повышение квалификации по 12 программам осуществляет Центр специальной подготовки Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. Об опыте этого уникального учебного заведения редакция Хранителя планирует рассказать в ближайшее время.

Представляется необходимым для реализации всей программы комплексного непрерывного образования в негосударственной охранной организации введение в штат должности специалиста-методиста или специалиста по подготовке кадров.

Мы считаем, что с учетом предлагаемых изменений и дополнений новые нормы будут способствовать повышению профессионального мастерства сотрудников и повышению качества охранных и детективных услуг.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038