Частная собственность, частное лицо, частные интересы, частный капитал, частная охрана – все эти понятия еще двадцать лет назад отрицательно воспринимались  в общественном сознании как явления инакие, бесполезные, содержащие в себе угрозу. В социально-политической сфере этих явлений не существовало вовсе.

Россия в конце ХХ века пережила революционные трансформации: легализация и бурное развитие частной собственности породили к жизни и частные интересы, связанные с защитой этой собственности, и необходимость в ее охране, защите частного лица и частной предпринимательской деятельности от вызовов и угроз, исходящих извне. В то же время, все эти понятия и явления, их появление, легализация, правовая кодификация во многом составили саму сущность социально-политических и социально-экономических преобразований нашего общества.

С этой точки зрения, социально-правовой анализ становления, развития и функционирования негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества является значимой и актуальной проблемой.

К настоящему времени с момента появления негосударственных структур безопасности прошло немногим более 15 лет. Их роль в системе обеспечения национальной безопасности сегодня уже более чем значительна. Работники частных охранных предприятий и служб безопасности в своей деятельности уже не только выполняют задачи, связанные с обеспечением личной безопасности предпринимателей, предпринимательской деятельности. Они также участвуют в предотвращении преступлений против жизни и собственности, в обеспечении безопасности при проведении общественных мероприятий. Так, в результате совместной работы по данным за 2006 г. с помощью и при активном участии ЧОП и СБ г. Саратова и области раскрыто 112 преступлений, сотрудниками негосударственных структур задержано и доставлено в ОВД 347 лица по подозрению в совершении преступлений, более 6500 человек за различные административные правонарушения. Это данные только одного региона!

Частные охранно-сыскные структуры объективно вносят большой вклад в обеспечение охраны общественного порядка. Они реально являются неотъемлемой частью сложившейся за последнее десятилетие системы правоохранительных органов городов и населенных пунктов. Более того, ни борьба с преступностью, ни борьба с терроризмом сегодня уже не могут быть в достаточной мере эффективными без использования сил и ресурсов негосударственной системы обеспечения безопасности.  По оценкам МВД; сегодня под охраной негосударственных предприятий и частных служб безопасности находится свыше 225 тыс. различных объектов. ежегодно сотрудниками этих структур осуществляется    человеко-выходов на совместное патрулирование и поддержание порядка в местах массовых гуляний и представлений.

Как подчеркнул первый заместитель Министра внутренних дел генерал-полковник Чекалин в интервью Российской газете: «Очень часто ЧОПы действительно оказывают большую помощь милиции. На их счету сотни задержанных преступников, они обеспечивают общественный порядок, оказывают неоценимую поддержку обществу и государству».

Эта основательная позиция, которую сегодня занимают негосударственные охранные и детективные предприятия в системе национальной безопасности, не вызывает сомнений и подтверждена и практикой и статистикой.

Однако негосударственная система безопасности так и не была вписана в единую национальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства. На государственном уровне не существует концепции, определяющей место и роль негосударственной системы обеспечения безопасности в современном обществе. Не разработана концепция совершенствования законодательной и нормативной базы негосударственных структур безопасности.

Чем сегодня являются негосударственные службы безопасности: только ли коммерческими предприятиями, действующими исключительно с целью получения прибыли? Можно ли сравнивать негосударственные предприятия с народными дружинами советского образца? Какова должна быть политика государства по отношению к данной системе обеспечения безопасности? Как эта политика должна отражаться в деятельности государственных правоохранительных органов и других структур обеспечения безопасности? Эти и многие другие вопросы остаются открытыми и требуют своего разрешения, и практического отражения в законотворческой деятельности.

Показательно, что в последние годы в научной и публицистической литературе, посвященной проблемам безопасности, стало все чаще встречаться понятие «негосударственная система обеспечения безопасности». Однако, несмотря на очевидную необходимость строгого соотнесения двух понятий: негосударственная и государственная система безопасности, в том числе, с точки зрения принципа системности, эти понятия рассматриваются в ключе междисциплинарных синтетических исследований, и само рассмотрение строится на общих постулатах и аксиомах.

К числу последних относится, в частности, аксиома, что негосударственные частные охранные и детективные структуры оказывают оплачиваемые услуги, т.е. в их деятельности преобладает коммерческая составляющая над правоохранительной.

Последней аксиомы, как представляется, недостаточно для понимания сути негосударственной системы обеспечения безопасности, ее содержательного, сущностного отличия от соответствующей государственной системы, раскрытия ее потенций в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Поэтому применим подход cum grano salis, то есть, как минимум, за нечто возможное. Данный подход к рассмотрению становления и функционирования негосударственной системы обеспечения безопасности, по крайней мере, позволяет рассматривать это понятие в соотнесении с такими понятиями, как государство, правовое государство, гражданское общество, государственная политика и т.д.

Актуализировавшаяся в последние годы необходимость разработки концепции и обоснования основных приоритетов государственной политики безопасности, которая в качестве одного из направлений должна включать создание условий для развития и функционирования негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества.

В настоящее время сложилась противоречивая ситуация, которая определяется следующими параметрами. С одной стороны, сегодня не только существует негосударственная система обеспечения безопасности, но она является важнейшим субъектом обеспечения национальной безопасности и социальным партнером государства в сфере правопорядка. С другой стороны, нет сколько-нибудь оформленной и последовательно реализуемой позиции государства в отношении негосударственной системы безопасности. Такая позиция может и должна быть отражена в политике государства. В теории политика государства может иметь форму государственной концепции, на практике она должна выражаться в законодательных и управленческих решениях, направленных на создание условий для эффективного (с точки зрения целей национальной безопасности) функционирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, ее дальнейшего развития.

Таким образом, государство, с одной стороны, заинтересовано в обеспечении негосударственным структурам безопасности условий для эффективного функционирования, поскольку многие угрозы национальной безопасности (преступность, терроризм, экстремизм и т.д.) сегодня неустранимы без деятельного участия в их устранении негосударственных структур безопасности. С другой стороны, эта заинтересованность должна найти (и пока не нашла) отражения в законотворческой деятельности по обеспечению национальной безопасности. Предлагаемые к рассмотрению законодателям законопроекты не могут комплексно решить этой задачи, поэтому возникла объективная необходимость создания нового Федерального закона или группы законов, регулирующих не только частную детективную и охранную деятельность, но и безопасность бизнеса как системы.

Сегодня негосударственная и государственная системы национальной безопасности функционируют как бы в разных плоскостях, не будучи связанными едиными правовыми механизмами функционирования и взаимодействия. Несмотря на единство целей деятельности, и на взаимопонимание, которое на практике всегда сопровождает взаимодействие структур негосударственной и государственной систем безопасности, обе стороны действуют на свой страх и риск. Нередки случаи, когда государственные структуры выступают конкурентами в борьбе за рынок охранных структур и используют в этой борьбе административный ресурс и возможности законопроектной и нормативной деятельности.

В настоящее время ни на концептуальном, ни на правовом, ни на административном уровне не существует сколько-нибудь продуманных механизмов разделения сфер и рынка услуг и эффективного их взаимодействия. Поэтому, будучи рядоположенными, эти две системы практически не функционируют в качестве единой общенациональной системы обеспечения национальной безопасности, а подчас и просто конфликтуют. В разрешении этого противоречия важная роль принадлежит Государственной думе, которая начнет свою работу в ближайшее время

Специфика частной охранной и детективной деятельности определяется тем, что она представляет собой направленное на предупреждение преступности оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности включает три основных типа субъектов: частные детективные бюро (агентства); частные охранные бюро (предприятия), собственные службы безопасности предприятий. Наряду с этими элементами в эту систему входит целый ряд элементов, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования и развития которых настолько сложна и многообразна, что они могут существовать как автономно, так и в тесной связи друг с другом.

К наиболее значимым элементам этой системы, в частности, относятся профессиональные союзы и объединения, общественные союзы и фонды, объединяющие частные охранные и детективные предприятия; информационные, информационно-аналитические и консультационные центры, работающие в сфере безопасности, общественные организации ветеранов государственной безопасности и других правоохранительных органов; специализированные технические и технологические компании, ориентированные на поставку, монтаж и обслуживание технических систем и оборудования организации, учреждения, занимающиеся обучением и обслуживанием негосударственной сферы безопасности, негосударственные структуры, специально созданные в качестве механизма согласования интересов деловых кругов и государства с целью осуществления цивилизованной лоббистской деятельности, содействия государственным органам и предпринимательским союза в разработке и реализации законодательства и программ обеспечения безопасности предпринимательства, в создании инфраструктуры защиты прав собственности в России и в борьбе с недобросовестной конкуренцией, и объединенные, преимущественно, на основе системы торгово-промышленных палат; организации, связанные с проектированием, производством, продажей специального оборудования и специальных технических средств для сбора и защиты информации, а также спецобмундирования; специализированные юридические и страховые конторы и компании, частный нотариат, адвокатура, третейские суды; печатные и редакционно-издательские органы, специализированные выставки и т.д.

Эта система не противопоставлена системе государственной безопасности, а является существенным и естественным дополнением к ней. Однако она обладает рядом особенностей, определяющих специфику ее функционирования и отличающих ее от предприятий, органов и структур, входящих в систему государственной безопасности: отсутствие иерархических управленческих звеньев и жесткой управленческой структуры; деятельность элементов координируется специально уполномоченной организацией (союзом, ассоциацией); постоянные связи между элементами отсутствуют и возникают по мере необходимости.

Основное отличие государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности состоит в том, что сущность государственной системы охраны национальной безопасности восходит к государству, а сущность соответствующей негосударственной системы - к гражданскому обществу, поскольку:

·        негосударственная система обеспечения национальной безопасности складывалась исключительно по инициативе граждан для защиты их частных интересов, то есть создание частных сыскных и охранных фирм, служб безопасности явилось результатом реализации гражданской социально-экономической инициативы.

·        негосударственные предприятия и службы безопасности являются элементом функционирования либеральной рыночной экономики;

·        негосударственная система обеспечения национальной безопасности способствует защите интересов, прав, свобод граждан и предприятий от незаконного вмешательства в их деятельность, в том числе, со стороны государства;

·        структура негосударственной системы обеспечения национальной безопасности характеризуется открытостью, отсутствием иерархических управленческих звеньев и жесткой управленческой структуры, а также тем, что деятельность элементов координируется не государством, а общественными организациями, к числу которых относятся союзы, ассоциации, добровольные объединения.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности – это один из системных элементов гражданского общества, состоящий, в свою очередь из негосударственных предприятий, служб и организаций, предоставляющих на возмездной основе услуги по охране интересов граждан, предприятий и организаций, связанных с безопасностью, действующих в условиях рыночной экономики и являющихся реализацией частной предпринимательской инициативы граждан.

За годы, прошедшие со дня возникновения частных детективных и охранных предприятий, они стали необходимой частью системы субъектов предупреждения преступности, нужным элементом многоуровневой системы государственных, общественных мер, которые влияют на ослабление, нейтрализацию и пресечение преступности. К ним предъявляются те же требования, что и к иным субъектам: социальная убедительность, подтверждение правовыми актами, экономическая эффективность и функциональная системность.

Негосударственная и государственная системы обеспечения национальной безопасности системно взаимосвязаны и вместе составляют (как единство и противоположности) единую систему обеспечения безопасности личности, общества, нации и государства.

Вывод о том, что негосударственная система обеспечения безопасности российского общества по своей природе является структурой гражданского общества позволил подтвердить и анализ истории и факторов формирования негосударственной системы обеспечения безопасности.

Он показал, что с древнейших времен по настоящее время создание, развитие и угасание негосударственных структур безопасности на всех этапах исторического развития вызывалась общественно значимым интересом и реальной потребностью в обеспечении сохранности государства, собственности и безопасности личности, соответственно, природа негосударственных структур обеспечения национальной безопасности, в силу обусловленности этими интересами, восходила к гражданскому обществу. А сегодня эта задача стоит остро как никогда. Президент России В.В. Путин подчеркивает: «Самая главная задача – это все-таки борьба с преступностью, эффективная борьба с преступностью. Исхожу из того, что все, что мы делаем по этому направлению, будет прежде всего направлено на решение именно этой задачи». 

Можно даже утверждать, что степень развитости негосударственной системы безопасности, степень развития ее субъективности в систем национальной безопасности является одним из критериев и показателей степени развитости гражданского общества.

Целью функционирования негосударственных служб безопасности в системе обеспечения безопасности страны является защита интересов личности и общества, а также интересов негосударственных хозяйствующих субъектов. Наибольший ущерб коммерческим предприятиям наносят кражи и хищения. Практика показывает, что угроза имуществу компаний исходит как от внешних источников, так и со стороны персонала. За последние два года 59% отечественных компаний стали жертвами экономических преступлений. Согласно федеральной статистике, кражи со стороны персонала составляют до 70% случаев; региональные специалисты оценивают ситуацию более критично. Причем, как подсчитали аналитики, средний размер ежегодного ущерба, который отечественные компании несут из-за мошенников, впятеро выше среднемирового — $12,8 млн. против $2,4 млн.

Соответственно, как органы и структуры государственной системы обеспечения безопасности, так и элементы негосударственной системы безопасности функционируют в системе целесообразно, то есть развиваются во взаимосвязи с взаимозависимости с целью, которая является связующим фактором системы обеспечения безопасности России в целом.

Негосударственная система обеспечения безопасности страны включает те же элементы, что и соответствующая государственная система. В этом случае, под силами негосударственной системы обеспечения безопасности страны необходимо понимать те профессиональные группы людей и предприятия, возможности которых используются при осуществлении негосударственной охранной и сыскной деятельности. Средства негосударственной системы обеспечения национальной безопасности - это совокупность научно-технических, информационных и силовых систем, применяемых в целях обеспечения безопасности личности, предпринимательской деятельности и самих сотрудников негосударственных охранных структур. Диапазон этих средств ограничен действующими нормативно-правовыми актами, его составляют некоторые виды оружия, специальные и технические средства.

Негосударственные структуры обеспечения безопасности обладают субъектностью в системе безопасности страны, поскольку, во-первых, негосударственные службы безопасности являются структурными элементами гражданского общества. Гражданское общество в качестве одной из основных функций воплощает в практику возникающие «внизу», в массах социальные инициативы и тем самым обеспечивает процесс саморегуляции внутри цивилизационной системы. Если в сфере безопасности страны выделяется безопасность общества, личности и государства, то субъектность в обеспечении безопасности является некоторым образом «поделенной» между негосударственной и государственной системами безопасности, причем государство защищает от рисков и угроз общество и собственно государство, а негосударственные структуры - общество и личность. Если интересы личности, в рамках этатической традиции, являются не всегда приоритетными для государства, то, напротив, сама сущность функционирования гражданского общества состоит в защите интересов личности, причем как в ходе солидарной деятельности с государством, так и в противовес, вопреки государству.

Таким образом, в деятельности каждой из подсистем гражданского общества интересы личности оказываются приоритетными. Однако без блага личности не может быть блага общества.

В то же время, интересы личности и общества составляют содержание деятельности государства, поэтому между интересами государства и общества не может быть антиномии. Таким образом, негосударственная и государственная системы обеспечения безопасности страны составляют единую систему, в рамках которой существует разделение функций.

Причем именно структуры негосударственной системы безопасности создают и поддерживают внутреннюю сбалансированность всей системы. Между ведущими социальными субъектами - личностью, государством и негосударственными службами безопасности как структурами гражданского общества складываются цивилизованные отношения равновесного триединства. В результате перехода части управленческих функций от государства к самоуправляющимся ассоциациям граждан, этатистский дисбаланс власти уступает место более гармоничной модели социального взаимодействия. В итоге государство и личность, вначале противопоставленные в своих интересах защиты безопасности, обретают, при наличии негосударственных систем безопасности, ценностную равновеликость. А это, в свою очередь, способствует активному протеканию процессов самоорганизации внутри всей социальной системы.

Само существование негосударственной системы обеспечения безопасности способствует тому, чтобы государство и личность относились к интересам, связанным с безопасностью друг друга, с равным взаимным уважением. Не поощряя ни этатистский произвол властей, ни правовой нигилизм индивидов, она активно способствует укреплению и стабилизации безопасности внутри цивилизационной системы. На высоких ступенях развития общества и государственная и негосударственная системы обеспечения безопасности выступают как две в равной степени необходимые друг другу системы, на равных участвующие в процессе обеспечения безопасности общественной жизни, то есть личности, общества и государства.

Кроме того, сам факт существования негосударственной системы обеспечения безопасности страны позволяет говорить о наличии защиты от одной из самых серьезных и самых значимых внутренних политических угроз: замедления процессов демократизации общества.

Во-вторых, само государство, сначала фактически, затем в форме законодательства практически возложило на негосударственные структуры безопасности, как часть функций, так и часть полномочий, связанных собеспечением безопасности личности и общества и защитой от внутренних угроз.  

В-третьих, в настоящий период развития российского общества в системе внутренней безопасности все больший удельный вес обретает экономическая безопасность, сущность которой состоит в том в состоянии защищенность экономических интересов личности, организации, общества, государства. Развитие рыночных отношений привело к тому, негосударственные службы безопасности взяли на себя значительную часть функций по обеспечению экономической безопасности личности и предпринимательства.

Анализ деятельности негосударственных структур обеспечения безопасности приводит к выводу, что все структурные элементы негосударственной системы обеспечения безопасности обладают субъектностью и входят в общенациональную систему обеспечения безопасности страны. Они играют существенную роль в обеспечении защиты личности, общества и государства от социальных, политических, экономических угроз внутренней безопасности страны. В политической сфере деятельность негосударственной системы обеспечения безопасности способствует защите от таких угроз как: замедление процессов демократизации общества, коррумпированность государственного аппарата, низкий уровень гражданской инициативы, разочарование в западных либеральных ценностях, разъединение, атомизация, взаимоотчуждение граждан. В социальной сфере - безработица, преступность, в экономической сфере – криминализация экономической деятельности и другие угрозы личности предпринимательству.

В то же время, на внешнюю безопасность страны субъектность негосударственной системы обеспечения национальной безопасности практически не распространяется, поскольку предотвращение и нейтрализация рисков и угроз, исходящих извне государства, является, с одной стороны, функцией, с другой стороны, монополией государства.

Все проблемы функционирования и развития негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества имеют общенациональную значимость и, в силу их сущности, масштаба и характера, могут и должны быть решены лишь субъектом государственной власти и на уровне государства, поскольку именно государство является субъектом осуществления политики обеспечения национальной безопасности.

Властные полномочия государства, выраженные в политике по отношению к гражданскому обществу вообще и по отношению к негосударственной системе обеспечения безопасности в частности, реализуются не в форме управления, а в форме создания соответствующих условий благоприятствования для развития институтов и структур гражданского общества. Политика обеспечения безопасности, осуществляемая государством в отношении негосударственной системы безопасности, должна быть направлена на создание благоприятных условий для становления этой системы в области обеспечения безопасности страны, и, в конечном итоге, нацелена на формирование единой общенациональной системы обеспечения безопасности страны, включающей два системных компонента: государственную и негосударственную системы безопасности.

Насколько эта политическая линия выражена в действующем законодательстве и соответствующих нормативных актах попытались разобраться участники круглого стола, «Перспективы и особенности развития законодательной базы негосудасртвенных структур безопасности», проведенного Союзом юристов России, редакциями журналов «Человек и Закон», «Охранная деятельность» Интернет порталом «Хранитель».

Особый интерес, на мой взгляд, должны представлять перспективы развития государственной политики в области гражданского общества и негосударственных структур безопасности как его элемента.

Главными направлениями работы нам представляются:

·        осуществление целенаправленной деятельности государства, обеспечивающее реализацию прав граждан на безопасность их личности, собственности, деятельности;

·        согласование деятельности и объединение сил государства и общества при реализации целей обеспечения безопасности российского общества, государства и граждан;

·        развитие безопасности процессов политических изменений в самом государстве и обществе (прежде всего, его демократизации);

·        организация такой деятельности всех государственных органов обеспечения безопасности, которое, даже при наличии соответствующих негосударственных структур (например, обеспечивающих безопасность предпринимательства), позволяют государству оставаться гарантом безопасности жизненно важных интересов личности. 

Будет интересен анализ положений законодательства и законопроектной деятельности именно в рамках этих направлений.

В современных условиях очень важно не просто соблюдать пра­вила юридической техники, но и выдерживать общий стиль за­конодательства.

Следует подчеркнуть, что в идеале точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Характеризуя необходимость, воплощенную в правовых нормах, нужно отметить, что она свя­зана не только с объективными, но и с субъективными факторами. В этой связи я полностью согласен с Президентом России В.В. Путиным, который сказал «Заметьте, в какие бы времена мы ни жили: в периоды революционных потрясений или в годы застоя – нам почти всегда хочется перемен. Правда, при этом у каждого из нас свои представления о том, какие должны быть эти перемены, свои приоритеты, симпатии и антипатии, свои взгляды на прошлое, настоящее и на будущее. Это понятно, это естественно: мы разные. Однако есть нечто такое, что объединяет всех без исключения: все хотят, чтобы это были перемены к лучшему. Но не все знают, как этого добиться….необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять». В этом и будет состоять главная задача Гражданского общества.

 Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038