Не бойтесь закона и уж ни в коем случае не относитесь к нему с пренебрежением, при должном обращении с собой он сможет не однажды сослужить вам верную службу. (Народная мудрость) 

В последнее время все чаще и чаще приходится сталкиваться с фактами противодействия со стороны частных охранников проникновению на объекты журналистов, различных средств массовой информации. Нередки случаи, когда сотрудники государственных и правоохранительных органов приглашают журналистов для проведения специальных операций и их освещения в газетах, журналах и на телевидении, популяризации их деятельности и даже оперативно-следственных мероприятий.

О.Митволь, подает в суд на частных охранников, задержавших и передавших милиции журналистов проникших на территорию охраняемого элитного коттеджного поселка «Сосны», где проживает ряд должностных лиц администрации Красноярского края.

Журналисты снимают борьбу капитана ФМС с частным охранником и неустанно транслируют это событие как противоборство государства и неуправляемых охранных структур.

Насколько законны требования журналистов на свободный проход на все территории, независимо от форм собственности и режима охраны?

— Как должны действовать частные охранники при появлении на объекте представителей средств массовой информации?

— Что является превышением полномочий как с одной, так и с другой стороны?

В основе массово-информационного права в нашей стране лежат нормы статьи 29 Конституции РФ, закрепившей право каждого на свободное получение информации и Закон «О средствах массовой информации», другие законодательные и нормативно-правовые акты.

Закон о СМИ был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным, а в силу вступил с момента опубликования, т.е. с 14 февраля 1992 года. В марте 1992 года был принят и Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности».

Нет необходимости говорить о том, что требования этих законодательных актов уже достаточно устарели, так как писались под определенные условия и имели больше политическую, чем правовую основу. Однако мы продолжаем жить и руководствоваться их требованиями.

В правоприменительной практике достаточно часто возникает необходимость правильного понимания норм законодательства, поэтому важно сформировать локальные нормативные документы определяющие порядок обеспечения деятельности журналистов на охраняемом объекте. С этой целью необходимо отразить следующие моменты:

Правовой статус журналиста:

В соответствии с п.10 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию».

Таким образом, охранник должен ответить на вопрос, являются ли журналистами прибывшие на объект люди?

Естественно охранник не может провести полную проверку всех установочных данных по журналистам и СМИ и предлагает руководителю съемочной группы связаться с Пресс-центром или сотрудником, отвечающим за связь с общественными организациями и средствами массовой коммуникации.

Если журналисты настаивают на необходимости срочной съемки, в таком случае необходимо учитывать следующие обстоятельства:

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права и законные интересы граждан и организаций, и будет правильным показать локальные нормативные акты, определяющие работу журналистов на данном объекте.

В этих инструкциях и положениях необходимо определить следующие моменты:

Профессиональный статус журналиста рассматривается как совокупность прав и обязанностей.

Для нас основной интерес представляет группа прав, связанная с профессиональной деятельностью журналиста по сбору информации, установленная ст. 47 Закона о СМИ.

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио и видеотехники, кино - и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях.

Законодательство устанавливает следующие виды сбора информации:

1. Посещение:

Законом о СМИ не установлен перечень учреждений и организаций. Из смысла статьи закона данная норма распространяется на неограниченный круг учреждений, организаций и предприятий любой формы собственности, в том числе и частные.

Журналист может реализовать свое право на доступ к информации, посетив само учреждение, организацию, предприятие либо их пресс-службы.

Поскольку закрепляется лишь само право на посещение данных учреждений и организаций, то, очевидно, порядок посещения остается за рамками данного закона и регулируется специальным законодательством. Он зависит от сферы деятельности конкретного предприятия (учреждения, организации), его режимности, наличия специального закона, регламентирующего его деятельность, и внутренних (локальных) нормативных актов, регулирующих внутренний распорядок на данном предприятии (режим).

В этом случае целесообразно с учетом специфики предприятия, ограничений в предоставлении информации и существующим порядком допуска подготовить локальный акт о порядке допуска журналистов на территорию предприятия и предоставления им информации.

При подготовке инструкции следует разделить два понятия: посещение и право свободного прохода на территорию предприятия независимо от форм собственности.

Разница, на наш взгляд, в данном случае заключается в том, что право посещения не имеет обязательного характера в отличие от права свободного прохода, которое предоставлено правоохранительным органам и сотрудникам специальных служб при достаточных на то основаниях.

Причем поскольку любые ограничения прав граждан могут вводиться лишь на основании только федерального законодательства (ст. 55 Конституции Российской Федерации), то ограничение права доступа к информации также должно быть закреплено на уровне федерального закона. Любое ограничение на доступ к информации в нарушение установленных требований федерального законодательства, оформленное приказом или иным распоряжением руководителя учреждения, организации (независимо от формы собственности), является незаконным.

1. Запросы

Журналисты вправе искать, запрашивать, получать и распространять информацию (п.1 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Они вправе знакомиться с документами и материалами, за исключением фрагментов, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также публиковать их при условии соблюдения авторских или иных прав на интеллектуальную собственность (п. 4 и 5 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»). В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в письменной, так и в устной форме.

Из содержания рассматриваемой статьи вытекает, что информация должна быть предоставлена в течение семи дней со дня получения адресатом запроса редакции. Отсутствие ответа в течение этого времени равноценно отказу в предоставлении информации, который может быть обжалован в суд.

Уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемой информации вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса. Отказ в предоставлении информации возможен, только если она составляет государственную или иную охраняемую законом тайну. В уведомлении должны быть указаны: причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от охраняемых законом тайных сведений; отказывающее в предоставлении информации должностное лицо; дата принятия решения об отказе.

Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допускается в случае, если необходимые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. В уведомлении об отсрочке должны быть указаны: причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок; дата, к которой будет представлена информация; установившее отсрочку должностное лицо; дата принятия решения об отсрочке.

В случае запроса информации в устной форме представителям СМИ обязательно надо иметь в виду, что сроки вручения уведомления об отказе или отсрочке исчисляются только с момента подачи письменного запроса. При устном же запросе никаких гарантий предоставления информации не существует.

Однако процедура ответа на журналистский запрос, в отличие от процедуры ответа на запросы редакции, действующим законодательством не устанавливается: определение порядка предоставления информации по «частным» запросам журналистов, так же как и запросам иных граждан, всецело отдано на усмотрение адресатов запроса.

Журналист имеет право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (п.3 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Особого порядка приёма журналистов должностными лицами не установлено. Данное право, в отсутствие корреспондирующей (следующей) ему обязанности, не подкрепленное никакими санкциями, следует признать абсолютно декларативным.

3. Аккредитация

Аккредитация (от лат. acredere — оказывать доверие) — процедура признания чьих-либо прав. Действующее российское законодательство о СМИ использует данный термин для обозначения процедуры признания прав корреспондентов зарубежных СМИ на территории РФ (ст. 55 Закона РФ «О средствах массовой информации» — см.§1), а также для обозначения процедуры признания особых прав журналиста при сборе информации в конкретном государственном органе, организации, учреждении или общественном объединении.

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Однако данному праву не корреспондирует обязанность соответствующей организации аккредитовать представителей СМИ в соответствии с этой заявкой:

Наиболее принципиальным требованием к содержанию этих правил является необходимость их соответствия нормам российского права. Правила дожны быть направлены на установление более благоприятных, по сравнению с гарантированными законом, условий для реализации прав масс-медиа по сбору информации, но никак не на ограничение оных. На деле нередки случаи издания совершенно реакционных документов.

Правила аккредитации должны быть составлены таким образом, чтобы не допускать неоднозначного толкования содержащихся в них условий, не допускать произвола со стороны аккредитующего органа при выборе кандидатов на аккредитацию.

Общие положения документа должны определять:

а) лиц, имеющих право на аккредитацию;

б) срок, на который оформляется аккредитация;

в) виды аккредитации;

г) квотирование мест, выделенных для прессы;

д) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмотрения;

е) должностное лицо, принимающее решение об аккредитации.

3. Права аккредитованных журналистов.

4. Обязанности аккредитованных журналистов.

5. Основания для приостановления, лишения, отказа в аккредитации.

6. Порядок лишения и отказа в аккредитации.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 Закона РФ «О средствах массовой информации», организации, аккредитовавшие журналистов, обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, составлявшимися в ходе этих мероприятий, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованные журналисты имеют право присутствовать на всех, кроме закрытых, заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых данными организациями.

По сложившейся практике аккредитующие органы производят квотирование мест, выделенных для прессы, в случае отсутствия надлежащих условий для одновременной работы большого количества представителей средств массовой информации, а также устанавливают различные виды аккредитации.

При установлении ограничений необходимо соблюдать принципы открытости, справедливости и целесообразности, чтобы обеспечить информацией через различные СМИ все категории граждан.

Виды аккредитации:

-         постоянная (на весь срок объявленной аккредитации для журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике);

-         временная (ограниченная меньшим сроком для журналистов, выполняющих конкретное задание своих редакций по освещению работы аккредитующего органа);

-         специальная (при особом режиме мероприятия).

На практике встречаются также случаи введения разовой аккредитации (на одно мероприятие), необходимость которого вызывает сомнения, поскольку факт наличия или отсутствия аккредитации не может рассматриваться в качестве предварительного условия признания за журналистом прав по сбору информации, предоставленных ему законом (ст. 29, 55 Конституции РФ, ст. 1, 38, 47, 58 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Нельзя также признать обоснованными требования указывать в заявке на аккредитацию излишних сведений персонального характера о журналисте: характеристики, данных о его образовании, стаже работы, должности, биографии, выписки из трудовой книжки, излишних паспортных данных, псевдонимов.

Согласно ч.5 ст. 48 Закона РФ «О средствах массовой информации», журналист может быть лишен аккредитации лишь в двух случаях: когда им нарушены правила аккредитации, которые в силу требований ст.ст. 1 и 5 данного Закона не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов; если журналистом распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство работников аккредитовавшей организации, что должно быть подтверждено вступившим в силу решением суда.

На практике основаниями лишения аккредитации могут быть также неоднократная утеря аккредитационных документов, увольнение журналиста из редакции, прекращение существования СМИ, многократное нарушение правил внутреннего распорядка работы организации.

Лишение аккредитации или отказ в её предоставлении должны оформляться письменным документом с указанием ФИО и должности лица, принявшего соответствующее решение и подписавшего документ, со ссылкой на пункт правил или положение законодательства, установившие применяемое основание, с указанием порядка обжалования принятого решения.

Отсутствие аккредитации не является основанием для умаления законных прав журналиста. В случае если в данном органе или организации институт аккредитации не вводился или отсутствуют правила аккредитации, представители масс-медиа вправе посещать эти органы свободно, если законом не установлены определенные ограничения.

Журналисты вправе собирать информацию всеми законными способами. Ссылки руководства государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений на то, что ими не практикуются те или иные формы предоставления информации из числа гарантированных законом (посещения, запросы, аккредитация, запись, копирование, работа с документами и прочими материалами, не составляющими охраняемую законом тайну) незаконны.

Рассмотрим правовые основы допуска к информации и сохранности государственной и коммерческой тайны.

На сегодняшний день отношения по доступу журналистов к информации, регламентированы в Законе «О средствах массовой информации», Федеральном Законе № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный Закон № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральном законе № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

В них установлены процедуры подачи запроса и получения информации, а также права и обязанности обладателя информации, что является правовым основанием введения ограничений на деятельность журналистов на охраняемом объекте и территории предприятия.

Журналист вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино и фотосъёмки. Право производить запись может быть ограничено только федеральным законом (п.6 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Порядок реализации права на посещение некоторых государственных органов и коммерческих организаций установлен специальным законодательством. Это, прежде всего, относится к медицинским, фармакологическим, кредитно-финансовым учреждениям и предприятиям повышенной опасности.

При посещении частных предприятий или предприятий с производством, сведения о котором составляют государственную тайну, закон разрешает принимать в отношении журналиста меры, предотвращающие доступ и разглашение коммерческой или государственной тайны.

Поэтому практика коммерческой или государственной тайны, препятствующей в получении доступа и съёмке носителей этих тайн, не противоречит закону.

Такие же меры могут быть предприняты администрацией лечебных стационарных и амбулаторных учреждений выделения сопровождающих, контролирующих соблюдение режима данного лечебного учреждения.

Журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях (п.7 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Доступ журналистов на места преступлений или несчастных случаев может быть ограничен в связи с производством следственных действий, в частности, в связи с осмотром места происшествия по мотивам сохранения следственной тайны.

Журналисту не могут запретить снимать место происшествия из-за оцепления, однако средства фиксации (видеокассета, кино- и фотопленка) могут быть впоследствии по мотивированному постановлению следователя или органа дознания изъяты и приобщены к делу в качестве доказательства.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Не рекомендуется частным охранникам запрещать проведение видео- фото съемки на прилегающей к объекту охраны территории.

Законодательство предусматривает меры ответственности за непредоставление информации, нарушения прав журналиста, что влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативно-правовые локальные акты должны разрабатываться и реализовываться для каждого предприятия или отдельного охраняемого объекта. Руководители ЧОП должны разрабатывать эти документы совместно с представителями заказчика, отвечающими за сохранение и распространение информации, связь со СМИ и другими органами.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038