Мы привыкли ассоциировать управленческие должности с серьезными стрессами. Однако недавние изыскания в этой области показали нежданный результат – чем серьезнее пост, тем спокойнее управленец. Так ли это на самом деле? А если так – хорошо ли это?  

Итак, ученые – нет, не британские, а из Гарварда и Бостона – провели исследование, выявляющее корреляцию между служебным рангом менеджера и уровнем стресса, который он испытывает. В качестве подопытных кроликов выступили 216 американских государственных и военных чинов среднего и высшего звена, обучающихся по программам повышения квалификации. С помощью проверенных ранее тестов и методик исследователи измеряли у испытуемых уровень кортизола, называемого также гормоном стресса, и уровень тревожности. И пришли к выводу: чем выше у управленца должность, чем больше возможностей для делегирования, чем шире полномочия и полнее контроль над ситуацией, тем меньше стрессов он переживает. Знай себе, раздавай указания – и спи спокойно. Это, вроде бы, противоречит общепринятому представлению о стрессе как неотвязном спутнике больших начальников.  

Или нет?  

На мой взгляд, многое зависит от сферы деятельности. В исследовании участвовали государственные и военные мужи – для них, возможно, и вправду чем выше должность, тем больше стабильность и сильнее успокаивающее ощущение всевластия. Но в корпоративном мире все несколько по-другому. Чем выше положение менеджера – тем больше факторов неопределенности в его деятельности, и по мере продвижения вверх по иерархической лестнице растет волатильность и непредсказуемость. Чем старше должность, тем меньше можно положиться на «спасительный указующий перст» вышестоящего начальника и на какие-либо регламенты и нормативные акты. Все нужно решать самому – и нести за эти, фактически, «в чистом поле» принятые решения полную ответственность. Чем больше у вас власти в бизнесе, тем больше людей – подчиненных, потребителей, партнеров – зависит от вас лично, и это не дает топам расслабляться.  

Есть люди, которых пугает груз ответственности, удручает необходимость принимать решения, – такие отказываются от повышений по службе, предпочитая привычный ограниченный мирс лимитированным уровнем стресса. Другие, наоборот, жаждут власти и пользуются любой возможностью ее обрести. И здесь подстерегает «темная сторона силы». Самую яркую иллюстрацию этого явления я видела… на дороге.  

Долгое время для меня было загадкой поведение водителей дорогих мощных внедорожников. Многие из них склонны совершать рискованные, а то и прямо запрещенные правилами дорожного движения маневры – например, превышать скорость и совершать обгоны по встречной полосе в очень ограниченном пространстве. Причем процент лихачей среди «джиповодов» в целом выше, чем среди остальных водителей. Сначала я думала, что это люди определенного склада характера покупают себе внедорожники. Но потом убедилась на примерах – это машина меняет характер водителя и манеру езды. Стоит приобрести мощный, огромный, с высокой посадкой и отличной проходимостью автомобиль – и водитель начинает позволять себе все больше и больше экстравагантных движений рулем. Ведь кажется, что эта машина может все.  

Тут-то и кроется ловушка. Машина действительно может практически все. Но – в теории, по спецификациям. На практике же любой автомобиль способен лишь на то, что под силу его водителю. Чем закончится каждый маневр – благополучным исходом или аварией, – зависит не только от техсредства, но и во многом от мастерства, скорости реакции, опыта того, кто за рулем. В мощной большой машине человек начинает переоценивать себя – и иногда это оборачивается трагедией. То же самое в менеджменте – опьянение властью приводит иногда к печальным последствиям: сломанным карьерам, загубленным проектам, растраченным бюджетам, испорченным репутациям. Ощущение абсолютного контроля над ситуацией – в большинстве случаев убаюкивающее опасное заблуждение. Уж лучше, на мой взгляд, некоторый уровень стресса, который держит в тонусе и не дает оторваться от реальности, побуждая действовать «с оглядкой».  

А вы как думаете?  

Источник: http://i-business.ru/blogs/post/2552