Отмечаемый в нашей стране 23 февраля праздник находит свои истоки в феврале 1918 года. 22 февраля 1918 г. был опубликован написанный В. И. Лениным декрет-воззвание «Социалистическое отечество в опасности!». В те же дни впервые проявила себя Красная армия. 

Впервые же подобное мобилизующее воззвание к французской армии и нации прозвучало 11 июля 1792 г. от законодательного собрания Франции: «Citoyens, la Patrie est en Danger!» (Граждане, Отечество в опасности!). 

«Отечество», «гражданин» и «нация» – понятия неразделимые. Отечество есть только у граждан. Назвать свою Родину Отечеством может только гражданин, а не безликий подданный. В течение столетий судьбой людей, именовавшихся подданными и составлявших подавляющую часть населения европейских государств, не имевших политических прав, всецело распоряжались хозяева, повелители. Долг подданных заключался в том, чтобы безропотно принимать любую власть. Ношение ими оружия, выдвижение даже самых скромных претензий на обладание политическими правами немедленно и жестко пресекалось. 

Все изменила Великая Французская революция. «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила, что все граждане «в отличие от бессловесных, безропотных подданных» выступают как равноправные члены общества. Установление равенства, отмена сословных привилегий способствовали возникновению единой нации людей, которые осознали свои интересы и ценности, ответственность за страну и которым было что терять. Защита Отечества провозглашалась обязанностью всех граждан Франции. Армии, проникнутые революционным духом, сражались с невиданным энтузиазмом и одерживали одну победу за другой над образцовыми европейскими армиями. В этих условиях родилась и концепция воина-гражданина (гражданина в военной форме). 

У жителей нашей страны, в отличие от Запада, Отечество было всегда. Понимание Отечества и гражданственности изначально ассоциировалось с родной землей. Несмотря на социальные противоречия и раздробленность страны, в русском обществе всегда была сильна идея защиты родной земли и ее единства. Защита Русской земли от врагов-супостатов, ее «обережение» требовали жертвенности и были моральным долгом, идущим от народного сознания и «предания», исполнением заповедей матери и отца, своего рода и общины, а не только следствием наложенной государством обязанности оказывать сопротивление иноземным захватчикам. Самым тяжким злом («грехом») на Руси считалось предательство матери-земли, Отчизны. 

У широких масс Отечество отождествлялось с культурой, языком, верой, традициями, государственным строем. Когда вставала угроза существованию страны, на ее защиту поднимались независимо от социальной, этнической или религиозной принадлежности. В этих условиях в нашей стране широкое распространение получила и практика создания в ходе войны или в случае военной угрозы воинских формирований по инициативе самих народных масс (ополчений и партизанских отрядов). Не случайно на памятнике, воздвигнутом в 1818 году на Красной площади в честь людей, вставших во главе Народного ополчения, начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». 

Защита своих идеалов и ценностей позволила стране выстоять в борьбе с многочисленными противниками и сохранить самостоятельность и самобытность. К этим ценностям апеллировало и руководство государства. Наиболее характерно в этом отношении обращение Петра Великого к войскам в сражении под Полтавой: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. …Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». 

Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, интерпретировав и развив с классовых позиций идеи и категории  революционной Франции, создали первую в историю армию нового типа, армию рабочих и крестьян, призвали трудящихся к защите социалистического Отечества. Принятая в июле 1918 года Конституция РСФСР признала «обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества». Вместе с тем указанная обязанность имела выраженную классовую специфику, и Конституцией РСФСР было установлено: «Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей». 

Обращает на себя внимание и то, что те войны, в которых решался вопрос выживания нашей страны, стали называться отечественными. В них, в отличие от западных стран, где обычно воевали между собой правительства и армии, противник сталкивался с целым народом. Сразу встает в памяти Отечественная война 1812 года и ее народный характер. Во многом этим обстоятельством объяснял нашу победу немецкий философ войны Клаузевиц. Участвуя в этой войне, будучи офицером русской армии, Клаузевиц пришел к убеждению, что наша страна «может быть завоевана лишь при помощи внутреннего раздора». За прошедшие без малого два века изменилось многое, однако думается, что подобный вывод вполне справедлив и по сей день не утратил своей актуальности. 

Следует напомнить, что война, в которую была втянута Россия в 1914 году, в обществе поначалу была с энтузиазмом воспринята как Вторая Отечественная, однако в народной памяти она таковой не сохранилась. Весьма интересное объяснение этому дает отечественный военный теоретик Александр Свечин: «Родина – это знакомые пейзажи, домашняя обстановка, сны заброшенных на чужую сторону людей. Отечество – это жизненный уклад, законы и учреждения; это тот устав, с которым суются в чужие монастыри, та идея, которую люди готовы проповедовать словом, пером и мечом всему миру. Родина – это мечты, отечество – долг; родину любят, отечеством гордятся. Родину защищают, за нее умирают; во имя отечества наступают и одерживают победы. Нам не удалось сделать последнюю нашу войну отечественной; армия не имела поддержки в идее об отечестве, так как оно раздиралось внутренними смутами». 

Провозглашение же в 1941 году войны против гитлеровской Германии Великой Отечественной четко указывает на духовную связь с войной 1812 года и с традициями защиты родной земли. 

Уже в первые дни Великой Отечественной, обращаясь к народу, Сталин назвал соотечественников «братья и сестры». Такое непривычное обращение находило самый живой отклик. В самые суровые дни битвы под Москвой в выступлении Верховного Главнокомандующего на параде 7 ноября 1941 г. прозвучали такие слова: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Кстати, в годы войны в кремлевском кабинете Сталина появились портреты русских полководцев Александра Суворова и Михаила Кутузова. 

Произошедший в 1941-1945 гг. поворот в официальной риторике был закономерен и целесообразен. Многие иллюзорные надежды (например, на помощь немецкого пролетариата) с началом войны быстро улетучились. Как выяснилось, идеологические штампы далеко не всегда способствовали превращению страны в единый военный лагерь, консолидации общества и мобилизации граждан на борьбу с врагом. Интересы борьбы с врагом заставили обратиться к испытанному чувству преданности своей Родине, возрождать преемственность тех традиций служения Отечеству, которые сложились во времена «старого мира». От этого наследия советская власть еще недавно решительно отрекалась, отряхивая прах прошлого с ног. Защищать всем миром можно только Отечество, для этого и требовалось сплотить народ. Именно заложенные в историческую память нашего народа патриотические мотивы, связанные с защитой рода, семьи, своего жизненного пространства, идейно сплотили народ и подняли его на борьбу. Не случайно в годы войны Красной армии были возвращены традиционные знаки различия, а система государственных наград стала формироваться с учетом использования понятных и памятных традиций русской армии. 

Характерно, что возникающие в современных условиях в ряде развитых стран официальные концепции обороны страны исходят прежде всего из необходимости отстаивания и распространения их традиционных ценностей. Не случайно в христианской эзотерике пламенеющий меч Архангела Гавриила традиционно символизирует духовное оружие. Поучительно и заслуживает осмысления то обстоятельство, что в ряде государств приняты в качестве официальных концепции т.н. общественной, тотальной и духовной обороны. Доктринальными установками подобного рода руководствуются, в частности, в таких известных своими демократическими традициями странах, как Австрия, Норвегия, Швейцария, Швеция, Финляндия. Указанные концепции обладают рядом сходных черт, поскольку все они опираются на необходимость такого воспитания граждан, в процессе которого у них формируется готовность к отпору от врага, защите страны и отстаиванию ценностей своего общества. Например, в Австрии духовная оборона страны (geistige Landesverteidigung) предполагает проведение среди граждан мероприятий «по усилению воли к отпору, к обороне страны и по духовно-интеллектуальному самоутверждению как государства и общественной системы». Соответствующие идеи интегрированы в систему организации обороны стран. Правительства оказывают необходимую поддержку исследованиям, посвященным изучению данного феномена. 

В завершение хотелось бы напомнить слова русского поэта Николая Некрасова (стихотворение «Поэт и гражданин»): 

Не может сын глядеть спокойно 

На горе матери родной, 

Не будет гражданин достойный 

К Отчизне холоден душой, 

Ему нет горше укоризны... 

Иди в огонь за честь Отчизны, 

За убежденье, за любовь... 

Иди и гибни безупречно. 

Умрешь не даром: дело прочно, 

Когда под ним струится кровь. 

Практически «полный комплект» ценностей, которые должен отстаивать гражданин, обнаруживается в этих строках. Действительно, настоящий гражданин не может оставаться безразличным к судьбе своей страны. Подлинно гражданская позиция человека как раз и заключается в разделении ответственности за судьбу Отечества и за его защиту. Создание нации ответственных граждан – чрезвычайно сложная задача, которую еще предстоит осознать и решить усилиями общества и государства. 

 Василий Белозеров - доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, сопредседатель Ассоциации военных политологов