Вопрос, вынесенный в заголовок этого интервью, редакция уже ставила перед читателями в одном из ноябрьских номеров 2012 года. В статье поднимались вопросы качества охранных услуг, предоставляемых предприятиям железнодорожного транспорта одним из частных охранных предприятий на полигоне Тындинского региона дороги. Однако тема получила продолжение. Наш сегодняшний собеседник, учредитель ООО ЧОО «Страж» Роман Коган, уверен, что с уровнем стоимости услуг по охране объектов дороги складывается очень тревожная ситуация. Она не только грозит сворачиванием частного охранного бизнеса на полигоне дороги, но и создает угрозу сохранности собственности и обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

 

DVM_08_Kogan.jpg– Роман Соломонович, как давно вы работаете в сфере охраны объектов железнодорожного транспорта?

– С декабря 2002 года. В 2005 году был в числе первых, кто занялся аутсорсингом в охранной сфере на железнодорожном транспорте. Но уже в 2010 году из-за низкой стоимости часа охранных услуг наша организация была вынуждена уйти с охраны железнодорожных объектов Владивостокского региона дороги, а в 2011-м – существенно сократить объемы работы по ряду дирекций. 

И я совершенно уверен, что организация охраны железнодорожных объектов ЧОПами, которую сейчас так много критикуют, вытекает из экономической составляющей – стоимости часа охранных услуг, которая на Дальневосточной дороге в течение уже трех лет находится на крайне низком уровне.

– Какой цена была, к примеру, в 2011 году?

– В ходе конкурсных торгов в 2011 году она колебалась в зависимости от региона, в котором оказывались охранные услуги, в пределах от 63 до 81 рубля. 

При этом выделенные дирекции ОАО «РЖД», чьи структурные подразделения находятся на Дальневосточной дороге, могут устанавливать более высокий уровень расценок. К примеру, у Дальневосточной дирекции железнодорожных вокзалов и Дальневосточного филиала ОАО «ФПК» стоимость часа охраны была установлена в пределах 100 рублей.

– Какие требования содержались в конкурсной документации в предыдущие годы?

– В 2011 году в них был ряд положений, благодаря которым удавалось сохранить и без того невысокие расценки на охранные услуги и каким-то образом противостоять проявлениям ценового демпинга, а также поддерживать сложившиеся отношения с предприятиями, добросовестно оказывающими охранные услуги. 

Для победы в конкурсе имели значение положительные отзывы, рекомендации, благодарности контрагентов, с которыми у претендента имелись или имеются договорные отношения по предмету конкурса. 

Кроме того, указывалось, что «победителем конкурса может быть признан участник, чья конкурсная заявка соответствует обязательным и квалификационным требованиям, требованиям технического задания, изложенным в настоящей конкурсной документации, но имеет не минимальную цену».

– А каким образом складывалась ситуация с проведением торгов в 2012 году? 

– Основным критерием в конкурсной документации 2012 года было уже то, что «победителем конкурса признается участник, подавший конкурсную заявку, отвечающую требованиям, установленным в конкурсной документации, и предложивший наиболее низкую цену услуг». 

Чтобы победить в конкурсе, сохранив за собой объем имеющейся работы и не разрывать сложившиеся деловые связи с руководством служб, подразделений дороги и дирекций ОАО «РЖД», охранное предприятие должно было «уронить» стоимость охранных услуг до предельно низких. Тем самым поставив под угрозу невыполнения обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, определенные законодательством, а также социальные выплаты и гарантии работника, установленные законом.

– К какой цене пришли по итогу конкурсных торгов 2012 года? 

– Расценки на охранные услуги на 2013 год после рассмотрения в департаментах ОАО «РЖД» не были увеличены, по ряду объектов стоимость охраны была даже снижена. 

Участники торгов были вынуждены применять демпинговые цены, и на выходе получились расценки существенно ниже себестоимости оказания самих охранных услуг – они упали до уровня цен 2009 года, а по ряду объектов – даже 2008 года.

По техническим заданиям конкурсных торгов на охрану объектов в 2013 году, стоимость услуг по охране объектов на Дальневосточной дороге была установлена в развилке от 60 до 80 рублей и до 85 рублей – в северных районах. По результатам прошедшего конкурса цена «упала» до 58,5 – 63 рублей, а по Тындинскому региону до 65 – 71 рубля за час.

– Что означает для вас такая цена?

– Продажа услуг охраны по искусственно заниженным ценам ведет к полной потере как качества услуг, так и социальной ответственности охранного бизнеса перед своими сотрудниками, клиентами, государством. И это рано или поздно может погубить рынок охранных услуг на полигоне дороги. Особенно в том случае, если заказчики при проведении торгов вместо оценки качества охранных услуг и надежности ЧОПов будут руководствоваться лишь более низкой ценой.

И в таких условиях у нас только два варианта – или не платить зарплату, или уклоняться от уплаты налогов и сборов. 

– А ведь по данным Госкомстата по Хабаровскому краю средняя заработная плата охранника в 2012 году превышает 27 тысяч рублей?

– При этом на сегодняшний день заработная плата охранников из ЧОПов на железной дороге – 7–10 тысяч в месяц. И непонятно, каким образом должно быть обеспечено решение правительства РФ о повышении минимальной заработной платы на 13 %.

– Себестоимость ваших услуг вы сами, естественно, просчитывали.

– Среднемесячная норма часов на 2012 год на охрану объекта в суточном режиме – 730 часов. При стоимости одного часа охранных услуг в 59 рублей за час, стоимость охраны суточного объекта составит 43 070 рублей. 

При трехсменном или четырехсменном режиме охраны объекта заработная плата охранников с учетом налога на доходы физических лиц должна составить 30 000 рублей. Фонд оплаты труда должен составить 33 900 рублей плюс единый социальный налог 34 %. 

То есть, с учетом налогов и заработной платы расходы предприятия должны составить 45 456 рублей, что уже превышает сумму стоимости охраны объекта на 2356 рублей. 

А каким образом должно это все выглядеть в Тындинском и Комсомольском регионах? 

 

– То есть предприятие теперь охраняет объекты железнодорожного транспорта в ущерб собственным интересам?

– Когда в торгах побеждает исключительно тот, кто предлагает самую низкую цену, исполнитель вообще теряет контроль над ценовой политикой. 

И тогда уже не стоят вопросы, почему на охране объектов находятся лица преклонного возраста, почему большая часть персонала охранного предприятия – женщины, почему у персонала нет удостоверений частных охранников и личных карточек охранника. Уже не говоря об оснащении объектов специальными и техническими средствами. 

 

– А что должно быть заложено в цену?

– Есть обязательные расходы, без которых невозможно обеспечить качественную охрану: форма охранников, спецсредства, зарплата административно-управленческого персонала, услуги на связь, банковские услуги, амортизация, транспортные расходы, расходы на обучение персонала, ну и, естественно, рентабельность. Средств на это все при существующей цене просто не остается.

Честно говоря, неясно, как вообще в таких условиях будут охраняться объекты дороги в течение 2013 года. 

Наверное, ответ на этот вопрос дадут лишь проверки выполнения договорных обязательств и проверки транспортной безопасности со стороны контролирующих органов.

Справка

Стоимость охранных услуг по железным дорогам ОАО «РЖД» на 2013 год:

– Восточно-Сибирская дорога – от 96,65 до 134,47 руб./час;

– Горьковская дорога – от 61,19 до 124,68 руб./час;

– Западно-Сибирская дорога – от 66,25 до 78,00 руб./час;

– Московская дорога – от 68,4 до 134,42 руб./час;

– Октябрьская дорога – от 97,00 до 123,69 руб./час;

– Северо-Кавказская дорога – от 83,25 до 96,06 руб./час;

– Южно-Уральская дорога – от 67,50 до 71,00 руб./час;

– Забайкальская и Дальневосточная дороги – от 59,00 до 85,68 руб./час.

http://rzd.ru (раздел «Тендеры»)

 

Пути решения

Даже существующие ныне условия оплаты труда частных охранников на объектах железнодорожной инфраструктуры не умаляют значение их работы. На многих объектах они выполняют возложенные на них функции, работая в тесной взаимосвязи с транспортной полицией. И в обеспечении качества их работы у курирующих их служб заинтересованность есть. 

DVM_09_ohrana.jpgПолковник полиции, заместитель начальника полиции УТ МВД РФ по ДФО Сергей Зайцев замечает:

– Конечно, все мы понимаем, что качество охраны зависело и будет зависеть от качественного подбора кадров. А качественный охранник – это охранник, имеющий достойную зарплату и наделенный соответствующими полномочиями. Поскольку зарплата невысокая, набрать получается преимущественно пенсионеров. Между тем охрана в общественных местах предполагает активность, постоянное движение, и немолодой возраст охранников им, конечно, преимуществ не дает. 

Немаловажный момент, как говорит Сергей Зайцев, это наличие полномочий. Пока объем их минимален и не дает ЧОПам стать в охране общественного порядка альтернативой работникам органов внутренних дел:

– Однако мы делаем общее дело и поэтому стараемся работать в тесном взаимодействии. На вокзалах мы для них – старшие оперативные товарищи. Совместно с Дальневосточной дирекцией железнодорожных вокзалов создан регламент взаимодействия частного охранного предприятия с полицией. Приказами МВД на нас возложено осуществлять досмотр пассажиров на предприятиях железнодорожного транспорта, но на ряде отдаленных станций сотрудники транспортной полиции в штатном расписании не предусмотрены. Поэтому работа организована таким образом: работу рамок металлоискателей контролируют сотрудники ЧОПов и в случае выявления подозрительных граждан приглашают сотрудников полиции. Кроме того, частные охранники присутствуют на наших ежедневных инструктажах и всегда, в общем-то, в курсе дел.

Как поясняют в транспортной полиции, сейчас прорабатывается вопрос, чтобы привлечь частные охранные организации на сопровождение пассажирских поездов. 

– Это будет нужная работа для пассажиров железной дороги и серьезная помощь для нас, несмотря на вышеозвученные трудности в работе ЧОПов, – говорит Сергей Зайцев. – Хотя, конечно, транспортная полиция за то, чтобы все эти проблемы были скорректированы и охрана имела возможность стать более профессиональной.

Как пояснили в Дальневосточном региональном центре безопасности, поскольку в 2014 году лимит финансирования на организацию охраны объектов компанией вряд ли будет увеличен, необходимо искать другие варианты решения проблемы с низкой рентабельностью охранного бизнеса.

– Один из вариантов, который мы намерены предложить руководителям структурных подразделений ОАО «РЖД» на полигоне дороги в марте на совещании по формированию перечня объектов, – это оптимизация количества объектов. Где-то заменить охрану на пультовую, где-то отказаться от охраны вообще, – говорит заместитель начальника центра Олег Кругликов. – Кроме того, возможно, по согласованию с экономической и финансовой службами дороги будет определена минимальная цена, ниже которой опускать расценки одного часа охраны при проведении конкурсных процедур будет нельзя. 

Блиц-опрос 

Александр Ходотов, ООО ЧОП «Скиф»:

– На объектах железнодорожного транспорта я работал с 2005 по 2012 годы. Но, увидев, какие цены установлены на час охранных услуг на 2013-й год, даже не стал участвовать в конкурсе. 

Все рассчитывали, что цены вырастут, ведь обещали, что их выведут на планку в 80–100 рублей. А они упали на уровень пятилетней давности. А ведь по Хабаровску цена редко где составляет 75 рублей за час охраны, в основном 90 и выше. И для коммерсанта 59–60 рублей за час охраны не дают возможности платить людям более-менее приличную зарплату. Если придерживаться требований закона, платить все налоги, люди при такой стоимости охраны больше 6–7 тысяч рублей в месяц получать не будут. Разве это нормально на сегодняшний день? А зарплата в конверте без уплаты налогов не очень-то работникам нравится, да и я против таких методов ведения дел.

Так и получается, что наше «все» – пенсионеры силовых структур,  которые просто не хотят сидеть дома. Но какими бы они не были добросовестными, за эту зарплату тяжело требовать, чтобы обход они сделали грамотный, чтобы внешний вид у них был подтянутый. Зарплата у них должна быть хотя бы 15–20 тысяч.

А ведь мы людей обнадеживали, я своих работников уговаривал потерпеть, и теперь перед ними стыдно. Я старался работать как положено, но с рынка охраны железнодорожных объектов вообще пришлось уйти. Раньше у меня работало порядка 90 человек, сейчас около двадцати. 

 

Совершенно непонятно, почему так происходит. Складывается впечатление, что частные охранные предприятия просто подгоняют к тому, чтобы они банкротились. Ведь если нужна частная охрана, к ней нужно повернуться лицом. И мы будем работать, строить планы, развиваться, набирать людей.

В любом случае, если цена поднимется до приемлемого уровня, не исключаю, что снова подам документы на конкурс и вновь начну работать.

Александр Шаповалов, член координационного совета МВД РФ по взаимодействию с охранно-сыскными структурами: 

– На Дальнем Востоке нижний порог приемлемой цены часа охранных услуг не может быть менее 80 рублей. Понятно, что даже форма охранника может быть более или менее бюджетной, но большого разбега по цене не будет, потому что самые большие траты – это денежное содержание охранника, его зарплата. 

 

Посчитаем, сколько доложен стоить час охраны при зарплате охранника 12 тысяч рублей, графике работы сутки через трое и работе в соответствии с установленными законодательством требованиями. К заработной плате прибавляем примерно 6 тысяч рублей расходов на все виды налогов. Итого 18 тысяч рублей делим на 178 часов и получаем 101 рубль – стоимость часа. При этом мы не заложили сюда аренду офиса, накладные расходы, заработную плату директору ЧОПа, бухгалтеру, кадровику, оплату содержания счета, обучение охранников, оплату ГСМ и прочие накладные расходы. При этом речь о рентабельности на уровне 3–5 %. 

А суммы ниже 80 рублей за час охранной услуги хватит уже на что-то одно – или на рентабельность, или на фонд оплаты труда.

К сведению

«Для России применение в охранных услугах цен ниже себестоимости продукта представляет из себя изощренный недобросовестный конкурентный прием захвата рынка с использованием несовершенного законодательства о закупках для муниципальных нужд товаров и услуг. 

Юридическая суть явления: за цену, не позволяющую оказывать услугу требующегося заказчику качества, поставщик «подписывается» (принимает обязательства) предоставить услугу именно такого качества, которое необходимо заказчику и которого заказчик ожидает. В итоге предоставляется услуга качества еще более низкого, нежели позволяет принятая сторонами заниженная цена. Потребитель получает «не ту услугу», что ожидал, часть услуги, чем значительно увеличивает риски причинения вреда предмету договора – взятым под охрану интересам». 

Из статьи «До каких пор» президента Ассоциации охранных и детективных предприятий ветеранов ГУВД города Москвы «ПАЛАДИН-А» Николая Степанова Статья опубликована http://zdr.gudok.ru/pub/14/208530/