С древнейших времен по настоящее время создание, развитие и угасание негосударственных структур безопасности на всех этапах исторического развития вызывались общественно значимым интересом и реальной потребностью в обеспечении сохранности государства, собственности и безопасности личности. Соответственно природа негосударственных структур обеспечения экономической безопасности, в силу обусловленности этими интересами, восходила к гражданскому обществу. Именно тенденция самосохранения общественных интересов и дала свежий импульс в формировании системы экономической безопасности хозяйствующих субъектов в новой России.  

В относительно недавнем 1991 г., государство Российское делало заявку на коренное изменение своей внутренней сущности, на приближение к европейским стандартам качества государственного мышления и управления, участия общества в делах, касающихся всех и каждого, и наконец, создание эффективной системы защиты собственности и личности.  

В то же время в 1992 году вышел Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», что положило начало развитию негосударственной системы обеспечения экономической безопасности. Закон ввел лицензирование, контроль со стороны государства - рынок негосударственных услуг по обеспечению безопасности перешел на качественно новый, правовой уровень. 

С развитием рыночной экономики в нашей стране начался бурный рост сферы услуг, которая представляет собой одну из наиболее важных областей общественного производства. Эта тенденция обусловлена частичным уходом государства с этого рынка, с одной стороны, и ростом спроса и предложения на новые виды услуг - с другой. Тем не менее, окружающая среда и условия, формирующие эту сферу, претерпели огромные изменения с момента ее образования в 1992 году. Процесс формирования новой государственной политики в области защиты прав собственности и человека оказался более трудным, противоречивым и даже трагичным, чем предполагалось в начале 90-х. 

В общем, негосударственная система обеспечения безопасности включает три основных типа субъектов: частные детективы (сыщики); частные охранные организации (предприятия), собственные службы экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Наряду с этими элементами в эту систему входит целый ряд элементов, взаимозависимость и взаимообусловленность функциониро­вания и развития которых настолько сложна и многообразна, что они могут существовать как автономно, так и в тесной связи друг с другом. К подобному роду элементов относится система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров занятых в обеспечении негосударственной безопасности. 

Обобщая прошедшее двадцатилетие, скажем, реформы в области государственной политики по защите собственности и прав гражданина были свернуты из-за неготовности субъектов этой деятельности, непонимания отдельными государственными чиновниками роли и места негосударственной сферы безопасности в единой системе защиты государственных интересов, неспособности законодателей правильно оценить мировые тренды в этой сфере экономической деятельности. Не является исключением и система профессионального образования, стагнирующая на уровне НОУ (негосударственных образовательных учреждений) по подготовке охранников. Современное образование в сфере безопасности, представленное совокупностью курсовых подготовок или специализаций по видам безопасности, что не может удовлетворять потребности общества по ряду причин: 

  •  нет единой методологии обучения;  
  •  забвение родовой функции безопасности, как одной из важнейшей функции бытия;  
  •  разрыв в основных функциях - функции безопасности и функции развития, что противоречит основам диалектики  

Глобализация - главный вызов образованию в мировом масштабе. Сегодня уже нельзя учить сопротивление материалов и теоретическую механику в отрыве от реальных бизнес процессов и обеспечения комплексной защиты и производителя и продукции. Содержание обеспечения безопасности организации все больше понимается не как техническая функция, а как взаимосвязанный процесс обеспечения реализации развития (наращивание потенциала) и защиту самого процесса развития. Содержание и результаты этого взаимосвязанного процесса тесно увязаны с реализацией комплексной функции безопасности при конкретных для каждой системы условиях (внутренних и внешних) и, как следствия, возможности осуществления самого процесса развития системы.  

Одним из условий развития инновационной экономики в России является значительное улучшение ее кадрового обеспечения. В этой связи становится все более важным, не только какое образование получают сегодняшние выпускники университетов и технических вузов, но и как динамично будут обновлять свои знания работающие специалисты. Основная ценность и задача системы образования – обеспечить наших современников важнейшим инструментарием управления и анализа социально-экономических систем - методологией безопасности.  

Как все это сочетается с уровнем высшей школы и готовностью людей перейти на системы непрерывного образования? Ответ на этот вопрос очевиден. Никак.  

На расширенном заседании правительства, которое проходит в Кремле в четверг, 31 января, президент России Владимир Путин заявил, «Ситуация осложняется дефицитом квалифицированных кадров, данная проблема, по словам работодателей, становится одной из самых острых в стране» и продолжил, интенсивный рост экономии возможен только на путях повышения профессионального уровня работников. В этой связи встает вопрос о новом качестве образования. 

Необходимо отметить, что новые социально-экономические условия, процесс глобализации, формирование основ информационного общества предъявляют новые требования к образованию, в том числе такие, как непрерывное обновление знаний, создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать необходимое качественное образование.  

В силу стремительного развития научных знаний, технологий остро стоит вопрос о непрерывном техническом перевооружении образовательных учреждений, об интеграции науки и образования. 

Таким образом, система высшего образования при переходе к устойчивому развитию общества должна существенно отличаться от сложившейся, традиционной. 

Как должна измениться система подготовки кадров для негосударственной сферы безопасности. 

Кризис высшего образование, ни для кого не является секретом, студенческих мест больше чем выпускников школ, дипломированных специалистов больше чем требует рынок труда, а потребности в специалистах безопасности не покрыты и на 30%.  

Можно ли утверждать, что наблюдаемый сегодня дефицит доверия к государственной системе образования, восполняется во многом за счет некой «исторической памяти», о превосходстве советского образования над западным.  

В чем видится выход? В смене парадигмы подготовки кадров. Мы должны перейти от «тупика» в обучении студента (получение диплома) к системе непрерывного образования (подготовки, переподготовки) специалиста. Важным этапом должна стать система профессиональной аттестации и формирование общепризнанного аттестационного органа. Система постоянной аттестации (не реже в 5 лет) стимулирует специалиста на постоянный профессиональный рост, самосовершенствование и достижение новых результатов в практической деятельности.   

Для реализации этих задач сегодня создаются при высших учебных заведениях, кафедры, институты, факультеты. В Москве при двух ведущих экономических школах созданы специализированные подразделения. В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации создана специализированная кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность», которая призвана осуществлять не только профессиональную подготовку кадров для государственных и негосударственных структур экономической безопасности но и вести большую научную работу по профильным НИРам. Возглавил кафедру Владимир Авдийский (в прошлом первый заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции России, генерал-лейтенант налоговой полиции, ведущий ученый-практик в сфере экономической защиты хозяйствующих субъектов). Необходимо заметить, что в этом году отмечается десятилетие факультета с аналогичным названием, который был создан и длительное время работал под руководством В.Авдийского.

В Высшей школе экономики создан Институт проблем безопасности (ИПБ). В составе которого будут действовать научно-исследовательский центр и кафедра проблем безопасности, директором ИПБ назначен Александр Юрченко ( в прошлом генерал-майор ФСБ, прошедший с 1998 года большой путь руководящей работы в негосударственной сфере безопасности).

Руководством ВШЭ утверждена программа нового общеуниверситетского факультатива «Безопасность предпринимательской деятельности» для студентов старших курсов бакалавриата и специалитета, а также магистрантов, обучающихся по специальностям, не предполагающим их последующую работу в негосударственных службах безопасности. 

С повестки дня не снимается вопрос организации профильного ВУЗа, полностью ориентированного на подготовку кадров для негосударственной сферы безопасности.                                                           

На основании имеющегося опыта можно разработать уникальную модульную программу подготовки, переподготовки и сертификации кадров для негосударственной сферы безопасности. «Продвигаясь по модулям» специалист получает все более высокие степени образования (до магистра включительно) и совершенствует свои знания в соответствии с требованиями времени и работодателя.

О необходимости сертификации специалистов в области безопасности и организации реестра в декабрьском номере журнала «Директор по безопасности» http://www.s-director.ru/magazine/archive/viewnumber/2012/12.html  пишет Сергей Мартынов президент российского отделения ACFE. 

27-28 марта  2013 г. в Финансовом университете состоится Международная научно-методическая конференция «Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования в России».  

На пленарном заседании конференции планируются выступления руководителей Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, институтов Российской академии наук, объединений работодателей и др. 

В рамках конференции совместно c представителями вузов – членов УМО и зарубежных учебных заведений предполагается обсудить следующие приоритетные направления и актуальные вопросы: 

  • Задачи Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы  в области высшего и среднего профессионального образования и пути их решения; 
  • Роль финансово-экономических вузов в реализации Государственной программы  Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы; 
  • Современные требования к образованию в соответствии с законопроектом «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Международный опыт в области общественно-профессиональной сертификации образовательных программ и квалификаций выпускников вузов; 
  • Опыт интеграции образовательных учреждений: проблемы и преимущества; 
  • Соответствие структуры учреждений и организаций профессионального образования задачам инновационного развития страны; 
  • Вопросы реализации программ прикладного бакалавриата в рамках финансово-экономических направлений подготовки и специальностей СПО; 
  • Индивидуализация обучения – важнейшее требование  Болонского процесса; 
  • Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; 
  • Междисциплинарное взаимодействие в процессе подготовки бакалавров и магистров; 
  • Основные направления повышения квалификации преподавателей финансово-экономических вузов; 
  • Опыт создания фондов оценочных средств для оценки  компетенций студентов бакалавриата. 

В рамках конференции состоится расширенное заседание Учебно методического совета по профилю подготовки «Анализ и управление рисками» под руководством зам. проректора по научным исследованиям и разработкам, зав. кафедрой «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации доктора юридических наук, профессора Владимира Ивановича Авдийского. 

Что ожидают будущие студенты и слушатели?

1.      Дешевизны образования

2.      Легкости в обучении

3.      Практической направленности

4.      Новых методов и практик

5.      Корпоративного общения

Как это реализуется на практике, покажет время