Законодательное определение хищения содержится в примечании 1 к статье 158 Уголовного кодекса РФ. В Особенной части Уголовного кодекса РФ содержатся следующие формы и особые составы уголовно-противоправных хищений: кража (статья 158), мошенничество (статья 159), присвоение, растрата (статья 160), грабёж (статья 161), разбой (статья 162), а также хищение предметов, имеющих особую ценность (статья 164), хищение ядерных материалов, радиоактивных веществ (статья 221), хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 225), хищение наркотических средств, психотропных веществ (статья 229).

Автор считает, что признаки хищения вытекают из его вышеприведенного определения. Материальный признак предполагает, что предмет хищения – это всегда вещь материального мира. Предметом могут быть любые вещи, создаваемые человеком и обладающие материальной или духовной ценностью, деньги, ценные бумаги, имеющие нарицательную стоимость, документы, служащие эквивалентами денег.

Социальный признак состоит в том, что предмет хищения должен быть овеществлен человеческим трудом. Указанный признак позволяет отграничить преступления против собственности от экологических преступлений, в случае, когда имеет место завладение природными богатствами. Овеществленность человеческим трудом не является единственным критерием, положенным в основу разграничения названных преступлений.

Юридический признак включает два свойства: во-первых, виновный не должен иметь правомочий собственника или иного владельца на данной имущество, а во-вторых, такие правомочия должны находиться у другого лица.

Экономический признак означает, что предметом хищения может быть лишь вещь, которая обладает экономической ценностью, нашедшей своё выражение в цене. На основе рассмотренных признаков формулируется понятие предмета хищения.

Предмет хищения – имущество, обладающее признаками вещи и имеющее экономическую (товарную) стоимость. Иными словами, имущество должно иметь характеристики предмета материального мира (физические признаки), и в имуществе должен быть овеществлен человеческий труд, т.е. оно должно иметь денежную стоимость (экономический признак). Вещь – объект материального мира, в которой овеществлен труд человека, поэтому и предмет хищения всегда материален.

Для совершения хищения всегда есть предпосылки или причины. По мнению американских ученых, существует так называемый «треугольник мошенничества». Российское отделение ACFE (Ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию хищений) рассматривает не только мошенничество, но и другие виды хищений и называет его «треугольником хищений». Авторы «треугольника» исходят из того, что каждый человек, способен совершить хищение, нужно только, чтобы он оказался в соответствующей ситуации. Три элемента, образующие в совокупности так называемый треугольник и определяющие мотивацию и возможность для его совершения, представляют собой: 1) давление финансовых обстоятельств; 2) возможность совершить и некоторое время скрывать акт мошенничества; 3) способность оправдать это действие.

Виды давления внешних обстоятельств, вынуждающие идти на преступление, могут быть разбиты на 4 группы:

1) финансовое давление (жадность, жизнь не по средствам, крупные долги, большие счета за медицинское обслуживание, отсутствие денег на счете, большие финансовые потери, неожиданная потребность в деньгах);

2) давление пороков и пагубных пристрастий (приверженность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, дорогим удовольствиям);

3) давление обстоятельств, связанных с работой (кажущаяся недооценка своих успехов, чувство неудовлетворенности от работы, боязнь ее потерять, невыдача премиальных, ощущение несправедливости в оплате);

4) прочие виды давления внешних обстоятельств (жена или муж настаивает на более шикарном образе жизни, желание досадить всей системе, желание совершить «идеальное» преступление).

Возможность совершить хищение, скрыть его и избежать наказания проистекает из таких факторов:

1) отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить/выявить мошенничество;

2) невозможность или неспособность оценить качество выполненной работы;

3) отсутствие производственной дисциплины, нарушение принципа неотвратимости наказания;

4) предоставление искаженной или недостаточной информации, наличие у злоумышленника большей информации, чем у жертвы;

5) равнодушие к происходящему со стороны начальства и/или коллег, особая уязвимость жертв мошенничества — пожилых или больных людей;

6) отсутствие ревизий и/или аудиторских проверок, позволяющих своевременно вскрыть факт мошенничества.

Самооправдание связано с обидой на фирму, которая якобы задолжала работнику за переработку, с попытками представить кражу как временный заем, объяснения типа «от этому никому хуже не будет, это направлено на благие цели, это необходимо для сохранения репутации честного кредитора и бизнесмена, все так делают, на моем месте так бы поступил каждый, глупо было не воспользоваться случаем, правительство транжирит деньги, а я должен платить, все воруют, мне нужнее» и т. п.

Таким образом, необходимо отметить, что хищения существовали на протяжении многовековой истории российского государства. Некоторые виды преступлений против имущественных прав выделялись в Русской Правде и Судебнике 1497 г. Нами были рассмотрены генезис и экономическая сущность хищений, а также предпосылки и причины их совершения.

В современных условиях успешное ведение бизнеса во многом зависит от системы обеспечения его безопасности, выявления и предотвращения внутренних и внешних угроз, сохранности товарно-материальных ценностей. Торговля является одной из важнейших отраслей российской экономики, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Именно поэтому проблема противодействия хищениям является одной из ключевых на предприятиях сферы торговли. Несмотря на удачное расположение магазина, грамотную маркетинговую стратегию и высокий уровень сервиса, предприятие может быть обречено на банкротство, если руководство не смогло обезопасить имущество от возможных рисков и угроз хищений.

Хищения в сфере торговли происходят на всем протяжении многовековой истории. Начиная с XIX века можно найти записи, в которых говорится о произволе и воровстве на торговых предприятиях. В последующие годы количество хищений не только не уменьшалось, но и увеличивалось. В конце 1930-х годов НКВД констатировал, что в торговле "размеры хищений учету не поддаются". Только в Москве в 1938 году выявили хищений и растрат на 12 млн. руб. А за первое полугодие 1940 года по всему СССР насчитали ущерба уже на 200 млн.

В предвоенные годы воровство в торговле в очередной раз попытались пресечь с помощью репрессивных мер. Однако, злоупотребления в торговле ничуть не уменьшились. Во время войны торговые работники обогатились еще больше, поскольку они располагали самым большим дефицитом того времени — продуктами. А в послевоенные годы появились совершенно новые способы хищений.

Одной из целей денежной реформы 1947 года была ликвидация тайных накоплений советских подпольных миллионеров. В Москве о предстоящем обмене стало известно заранее, и, как выяснилось позднее в результате милицейских проверок, торговые работники пострадали от реформы куда меньше честно зарабатывавших граждан. В 1948 году органами МВД привлечено к уголовной ответственности за хищения 28 810 работников системы Министерства торговли и потребительской кооперации.

В настоящее время убытки, причиненные хищениями, составляют в среднем от 10 процентов всех потерь, при этом в продуктовых супермаркетах эта цифра составляет около 30 процентов. В товарном выражении потери супермаркетов от хищений и краж составляют от 0,5 до 3 % товарооборота, однако, этот показатель не является объективным, поскольку собственники и управляющий персонал супермаркетов не разглашает информации относительно собственных потерь.

С целью минимизации затрат и возмещения ущерба, причиненного хищениями, управляющему персоналу супермаркетов приходится не только увеличивать товарооборот, но зачастую и повышать цены, увеличивая тем самым норму прибыли, что ставит их в заведомо невыгодное положение перед конкурентами.

По субъектному составу хищениями делятся на следующие виды:

1) Кражи, совершаемые покупателями, посетителями.

2) Хищения, совершаемые непосредственно персоналом.

3) Хищения, совершаемые в сговоре между персоналом супермаркета и покупателями, либо преступные группы, организовавшиеся непосредственно в супермаркете. (Состав таких групп может быть различный: кассир – покупатель, экспедитор – грузчик, охранник – продавец, бухгалтер – товаровед и т.д.).

Рассмотрим наиболее характерные способы совершения хищений покупателями:

1. Хищение с последующим употреблением продуктов питания, напитков непосредственно в самом супермаркете (торговом зале, подсобных, служебных или складских помещениях) и соответственно без дальнейшей оплаты товара.

2. Хищение мелкого, малогабаритного товара с припрятыванием в собственной одежде или вещах, кража товара из магазина путем надевания на себя несколько пар одежды.

3. Помещение покупателем мелкого товара в упаковку из-под крупного товара, в случае когда в кассовой зоне кассир не проверяет, что находится внутри упаковки а лишь считывает штрих-код предоставленного товара, спрятанный товар похищается покупателем без оплаты.

4. Подмена товара покупателем, когда последний переклеивает с дешевого товара, находящегося в ассортименте на более дорогой штрих-код и таким образом совершает хищение более дорогого товара.

5. Кражи из торгового зала, когда товар похищается с последующим выносом минуя кассовую зону через смежные, складские помещения пр.

Следует отметить, что вышеуказанные виды хищения характерны как для покупателей так и для персонала супермаркета.

Хищения, совершаемые персоналом супермаркетов:

1. Хищения, совершаемые в ходе транспортировки товара или его приемки на склад. Данный вид хищения может быть совершен водителем, экспедитором когда при выполнении разгрузки обнаруживается недостача товара согласно приходно-расходных документов. Возможен также сговор складских работников, персонала, ответственного за приемку товара с водителем, экспедитором в случае когда при разгрузке поставляемого в магазин товара производится незаконная загрузка якобы некачественного, неликвидного и др. товара, для возврата поставщику.

2. Хищения, совершаемые в ходе перемещения товара в торговый зал либо на склад в случае, когда товар признается некачественным (возврат товара на склад).

3. Хищение, совершаемые персоналом непосредственно в торговом зале.

4. Хищение денежных средств кассирами. Характерным способом совершения данного преступления является то, что после оплаты покупателем товара, последний не всегда забирает кассовый чек. В этом случае кассир осуществляет отмену чека и похищает наличные деньги. Возможно, также хищение наличных денег в случае, когда покупатель приобретает большое количество единиц товара, что дает возможность кассиру провести один и тот же товар дважды. Таким образом, покупатель оплачивает большую сумму. После ухода покупателя, кассир делает чек на отмену проведенных дважды позиций и похищает деньги.

5. Хищения, совершаемые кассиром в сговоре с покупателем. Характерными особенностями данного преступления является следующее: сговор кассира с другим лицом – покупателем, когда кассир проводит через кассу лишь часть покупок покупателя. Возможна также имитация проведения чека через кассу когда кассиром закрывается штриховой код и имитируется сканирование. Также пользуясь тем, что иногда штрих - код не считывается сканером, кассир пробивает код товара вручную. В случае сговора с покупателем в этой ситуации кассир может пробить более дешевый код.

6. Совершение хищений группами, сложившимися непосредственно в супермаркете. Состав групп, как указывалось выше, может быть различным как и способы совершения преступлений. Наиболее характерными из них являются: реализация продукции внешне схожей с аналогичной, реализуемой в супермаркете, но гораздо более низкого качества и соответственно закупаемую продавцом супермаркета самостоятельно по более низкой цене, что позволяет произвести замену товара. Возможны также хищения, совершаемые специалистами по поставкам, финансовыми работниками, товароведами в ходе заказа товаров по заведомо завышенным для супермаркета ценам в связи с получением ими взятки, т.н. «отката». Не исключена также возможность совершения хищений сотрудниками охраны в сговоре с персоналом.

Следует отметить, что в предложенной схеме рассмотрены наиболее характерные способы совершения краж и хищений как персоналом, так и покупателями. В зависимости от особенностей и специфики функционирования сетевого магазина, возможны другие способы хищений.

Продолжение следует