Современный этап государственного строительства требует формирования профессиональной и эффективной системы обеспечения экономической безопасности, которая является одним из базовых условий успешного развития страны. Это следует из указов Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №536 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и №537 «Основы стратегического планирования в Российской Федерации». Указы впервые определяют систему стратегического планирования, устанавливают основные характеристики, критерии и показатели оценки состояния национальной безопасности. Важнейшей составляющей системы экономической безопасности государства является частная охранная деятельность. Сегодня в России существует 17 тысяч частных охранных организаций, объем рынка охранных услуг составляет 3,5 млрд. долл. (рекламный рынок страны сегодня оценивается в 3,47 млрд. долл.) А количество частных охранников (около 800 тысяч человек) в прошлом году превысило количество сотрудников милиции, занимающихся вневедомственной охраной. В России в охранном бизнесе занято 0,6% населения; в США, например, 0,8%; в Европе - менее 0,1%. (но и в Европе, и в Америке это число в два раза и более превышает штаты полиции).

По мнению одного из ведущих экспертов отрасли Николая Краюшенко, уже в ближайшее время российский рынок услуг по охране и безопасности ждет качественный скачок, который должен изменить технологическую основу обеспечения безопасности бизнеса.

Кадровый состав негосударственной сферы безопасности в последние десятилетия формировали ветераны спецслужб и правоохранительных органов. Теперь и государство, и клиенты (заказчики услуг) начали понимать, что наличие подготовки в силовых структурах - отнюдь не главный критерий успешной работы. Тем более что и возможности, и обязанности у них сейчас совсем другие. Сегодня необходимы специалисты по безопасности новой формации. И новыми критериями деятельности становятся обеспечение организации комплексных исследований основных направлений, способов и средств защиты российского бизнеса, умение вести постоянный анализ и оценку состояния уровня защищенности объекта охраны и реализовать приоритетные проекты и программы на федеральном, региональном и отраслевых уровнях, осуществление своевременного выявления и устранение причин и условий, способствующих подрыву экономической безопасности государства, хозяйствующих субъектов и противодействию иным негативным процессам в сфере экономики, управления народным хозяйством.

Власть заинтересована в развитии и совершенствовании системы негосударственной сферы безопасности.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, при посещении Тулы, заявил о том, что в России в ближайшем будущем могут появиться частные военные компании. Рассмотрением вопроса о возможности разрешить создание подобных организаций на территории страны займется Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве. По словам вице-премьера, специальная межведомственная рабочая группа проведет мониторинг инициатив частного бизнеса в сфере обороны и безопасности, а также состояния основных тенденций мирового рынка частных услуг, после чего вынесет вердикт: целесообразно ли создавать в России частные военные компании. Отметим, о планах создания в России частных военных компаний, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия российского государства, говорил в апреле этого года Владимир Путин, будучи еще премьер-министром. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что это вопрос сложный, и по этому поводу будет проведена дискуссия. В любом случае, «сделаем шаг в этом направлении», — отметил он. По его словам, у России есть большие экономические интересы за границей, и некоторые крупные государственные и частные компании работают в странах с непростой обстановкой. «В этой связи мы думаем над тем, будут ли наши деньги утекать на финансирование чужих частных охранных военных компаний, или же мы рассмотрим целесообразность создания таких компаний внутри самой России и сделаем шаг в этом направлении», — пояснил вице-премьер.

О целесообразности легализации частных военных услуг в России наши эксперты говорили давно и в стенах Общественной палаты, и на заседаниях в Торгово-Промышленной палате России. Не будет преувеличением сказать, тема витала в воздухе. http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=70795 http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=65678 и т.д.

В настоящее время в мире существует более сотни крупных частных военных компаний (ЧВК). «Законодатели мод» на этом рынке — представители США, Великобритании, Франции, Израиля и ЮАР.Сфера их деятельности — охрана объектов, тренировка армейских и полицейских подразделений, консалтинговые услуги в области безопасности, снабжение и обеспечение войск. ЧВК можно разделить на две группы: работающие в «горячих точках» и занимающиеся охраной секретных или стратегически важных объектов. К примеру, услуги подобной организации могли бы понадобиться ЛУКОЙЛу в ходе реализации проекта по разработке крупнейшего в Ираке месторождения «Западная Курна-2».

Работают ЧВК по контрактам с правительствами и министерствами обороны, а также крупными трансциональными корпорациями. Несколько десятков таких компаний действуют сейчас в Ираке и Афганистане. Общий оборот мирового рынка ЧВК на сегодняшний день оценивается экспертами в сотни миллиардов долларов.

Для внутреннего рынка МВД России на своем сайте опубликовало проект приказа под названием «Об утверждении типовых форм соглашений об обеспечении правопорядка, а также о предупреждении и раскрытии преступлений». В проекте разъяснен порядок заключения типовых соглашений, ответственность договаривающихся сторон, их обязанности, а также организация совместной работы по предотвращению и раскрытию преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что сотрудничество правоохранительных органов с частными охранниками и сыщиками всегда предусматривалось законами. Более того, в них даже указаны обстоятельства, при  которых частники обязаны оказывать всяческое содействие полиции. К примеру, по требованию полицейских предоставить записи камер видеонаблюдения, сообщить о совершенном или готовящемся преступлении. Кроме того, ЧОО нередко подключают своих сотрудников к охране общественного порядка во время массовых гуляний, а также для совместного патрулирования. Известны даже случаи, когда группы быстрого реагирования формируются из сотрудников вневедомственной охраны и сотрудников ЧОО. В этом случае, когда в группе присутствует полицейский, дает частному охраннику право самостоятельно задерживать грабителей, хулиганов и воров. Вместе с тем, в большинстве случаев сотрудничество с полицией остается делом добровольным. Предполагается, что для координации совместных действий за каждым ЧОО, которое заключило договор с МВД, закрепляется конкретный сотрудник полиции. Офицер будет находиться в постоянном контакте с несколькими охранными структурами. В его обязанности будет входить обработка информации, поступающих от ЧОО, инструктирование и оказание другой помощи работникам частной охраны, а при необходимости, он сможет вызвать их на подмогу.

В МВД полагают, что такое тесное сотрудничество полиции и частных охранных  структур положительно скажется на результатах работы, а граждане будут лучше защищены от преступности. К примеру, полиция сможет эффективней использовать собственные силы для более важных дел, чем дежурство в многочисленных оцеплениях на футбольных полях.

Не остались в стороне и регионы. Только за последние месяцы руководители различного уровня посетили и оценили уровень готовности охранных структур для участия в охране общественного порядка, защите собственности граждан. Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов в ходе своего визита в Кострому ознакомился с работой Регионального навигационного информационного центра Костромской области «Аргус-Сервис» (РНИЦ КО «Аргус-Сервис»), входящего в состав холдинга «Аргус». Специалисты продемонстрировали возможности центра и основных служб холдинга, которые задействованы в сфере навигационной деятельности с использованием технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, а также при выполнении федеральной программы «Безопасный город» и проекта Некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности Костромской области «Единая дежурная часть», развернутого в регионе. Рассказали о положительных результатах работы «Единой дежурной части» во взаимодействии с подразделениями УМВД по Костромской области по обеспечению мероприятий в рамках федеральной программы «Безопасный город». Также были обсуждены планы дальнейшего развития направления спутниковой навигации в Костромской области и необходимые мероприятия для обеспечения безопасности граждан в регионе, в том числе и на транспорте, проблемы и пути их решений.

Начальник ГУВД России по Пермскому краю Юрий Валяев посетил центральный офис ГП «Цербер», где ему были продемонстрированы проекты «БРИГ-59», «Зелёный коридор», «Мобильный телохранитель», «Наблюдатель» и показаны возможности реализации проектов государственно-частного партнёрства в сфере обеспечения безопасности населения г.Перми и Пермского края. По окончании встречи Ю.Валяев посетил дежурную часть ГП «Цербер», где в динамике увидел работу негосударственных охранных структур области.

Решение задач государственно-частного партнерства в вопросах экономической безопасности невозможно без современной правовой базы и формирования нового кадрового потенциала отрасли.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», принятый в 1992г., и реформированный в 2008 (272-ФЗ), не отвечает задачам государства в вопросах развития системы защиты бизнеса и входа ВТО. Пока же на рынке охранных услуг продолжает доминировать государство, контролируя до 30% этого бизнеса. Возможно, ситуация изменится уже через год, когда вневедомственную охрану акционируют. Именно тогда, по мнению специалистов, и может начаться настоящая конкурентная борьба на этом рынке. Именно развитие технической сферы, и кадрового потенциала должно обеспечить качественный скачок российским охранным организациям.

При этом маркетинговый анализ образовательных услуг ВУЗов России выявил отсутствие, профильных институтов подготовки специалистов в сфере анализа рисков, обеспечения экономической безопасности и охраны хозяйствующих субъектов, а также работников органов государственной власти, осуществляющих контроль, надзор и взаимодействие с хозяйствующими субъектами. По итогам исследования, потребность в таких программах со стороны предпринимателей и органов государственной службы высока.

Приказом Минобрнауки РФ от 14.01.2011 №19 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность», предусматривающий подготовку специалиста по следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономической, проектно-экономической; правоохранительной; контрольно-ревизионной; информационно-аналитической; экспертно-консультационной; организационно-управленческой.

Областью профессиональной деятельности таких специалистов является, прежде всего, обеспечение экономической безопасности общества, государства и личности, субъектов экономической деятельности; обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики; судебно-экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений в сфере экономики; экономическая, социально-экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых, производственно-экономических и аналитических служб организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти, конкурентная разведка; экономическое образование и пр.

А аналитики считают, что этот бизнес может быть привлекателен сегодня и для иностранных охранных компаний, которые сами не имеют права работать на территории России, но будут активно лоббировать отдельные организации и специалистов. Потеря времени в подготовке специалистов может привести к необратимым результатам.

Сумеем ли мы сохранить российский охранный бизнес без наличия квалифицированных кадров?