Что предпринимается властью для решения этих насущных вопросов?

Новая система обеспечения национальной безопасности России, основные контуры которой обозначены в законе Российской Федерации «О безопасности», Указе президента,  не ограничивается лишь государственным уровнем. В нее органично включаются и общество, и отдельные граждане. Под системой обеспечения национальной безопасности подразумевают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности. В действующем законодательстве и специальной литературе выделяется ряд основных принципов взаимодействия различных структур на этом поле деятельности: это прежде всего законность, экономическая эффективность, четкое разграничение задач и функций, комплексное использование сил и средств с учетом их предназначения и возможностей. При всестороннем и полном анализе можно проследить взаимосвязь между этими принципами. Все они, опираясь на конкретные правовые нормы, регламентирующие деятельность взаимодействующих субъектов, подлежат неукоснительному, обязательному исполнению всеми сторонами, участвующими в этом процессе взаимодействия, поскольку способствуют решению конкретных вопросов, возникающих на практике. Однако нередко государственные чиновники пытаются превратить субъектов единой системы национальной безопасности в касты «рабовладельцев» и «рабов». На этом фоне появляются нормативные акты об одностороннем «содействии». Такой подход, как правило, наносит непоправимый вред делу и разлагающе действует, с одной стороны, на  государственные правоохранительные органы, которые позволяют себе решать свои проблемы за счет частного бизнеса, с другой стороны, на бизнес, привыкающей снимать  свои вопросы, используя административный ресурс. Нередко такие действия становятся питательной средой для различного рода коррупционеров. Чтобы избежать подобного развития событий в дальнейшем, необходимо включить в правовую базу следующее  определение  «взаимодействие – это деловое сотрудничество, в процессе которого стороны, исходя из определенных условий, решают общие задачи по защите публичных интересов общества и государства». В дальнейшем все отношения власти и общества должны носить взаимовыгодный характер.

В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.

 Однако пока все далеко не безоблачно. Согласно статистическим данным, в 2011 г. зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений. В результате преступных посягательств погибло 40,1 тыс. человек (4,5 %), здоровью 49,4 тыс. граждан (2,8 %) был причинен тяжкий вред. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 250,73 млрд руб., что на 4,4 % меньше аналогичного показателя прошлого года. Причем две трети ущерба (64,9 %) приходится на преступления, которые произошли в центрах субъектов Российской Федерации. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (49,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные различными  путями:  кражи – 1038,6 тыс. (6,3 %), грабежа – 127,8 тыс. (22,3 %), разбоя – 20,1 тыс. (18,2 %). Почти каждая 3-я кража (30,3 %), каждый 22-й грабеж (4,6 %), и каждое 14-е разбойное нападение (7,2 %) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. За указанный период было зарегистрировано 622 преступления террористического характера и 622 – экстремисткой направленности.

Готов ли российский бизнес к смене парадигмы организации безопасности?

В чем сегодня состоят основные потребности бизнеса? Давайте кратко охарактеризуем каждую из них:

1.                Безусловно, бизнес желает уменьшения коррупционного бремени, серьезно  отягчающего сегодня стоимость производимой продукции и оказываемых услуг. По некоторым экспертным оценкам «коррупционная составляющая в стоимости» достигла 20–35 %. При вступлении в ВТО такое бремя станет невыносимым, поэтому уже сейчас бизнес стремится сбросить эту обузу.

2.                Еще одна «неприятность» для бизнеса – повышение контроля в области государственных заказов. Откатные схемы в процессе конкурсов и торгов не только неэффективны, они способствуют удорожанию конечного продукта в три-четыре раза.

3.                Другая тенденция в развитии бизнеса – перенос точки внимания с материальных активов на нематериальные. Если сравнить структуру активов компании несколько десятков лет назад и сейчас, то становится, очевидно, что основная стоимость активов переместилась в информационную (нематериальную) сферу.

4.                   Дополнительные риски в России создаются слабостью законодательного регулирования отношений в  сфере безопасности, что многократно увеличивает риски компаний. Практически сегодня все службы обеспечения экономической безопасности находятся вне правового поля.

5.                  Специалистам по безопасности бизнеса сегодня уже очевидно, что персонал является как главным акти­вом, так и главным источником угроз современного бизнеса. Никакие технические средства не защитят компанию от халатности, саботажа, хищений со стороны персонала. Последние исследования показывают, что у нас не просто воруют все,  главным вором стал ТОП-менеджмент. Российское отделение ACFE (Association of Certified Fraud Examiners – международная организация, которая занимается борьбой с мошенничеством и преступлениями «белых воротничков») в конце 2011 г. провело исследование рисков безопасности бизнеса в России. В результате наиболее существенными угрозами и источниками потерь в нашем бизнесе, по мнению экспертов, оказались коммерческая коррупция и хищения со стороны высшего менеджмента. В желтую зону попали следующие угрозы: коррупция в отношениях с регуляторами, хищения со стороны служащих и менеджеров среднего уровня, угрозы в области информационной безопасности, отсутствие корпоративной культуры, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж. Все они наносят серьезный урон бизнесу.

Терроризм, как угроза безопасности бизнеса, несущественен или эффективно нейтрализуется государственными правоохранительными органами.

Одной из современных тенденций в организации безопасности бизнеса стало  обеспечение лояльности персонала через развитие корпоративной культуры. По оценкам экспертов, убытки компаний от собственных сотрудников порой достигают 90 % от общего ущерба (никакие конкуренты, как правило, с этим злом не могут сравниться). Согласно данным ACFE, западные компании из-за мошенничества сотрудников теряют около 6 % своего оборота (напомню, у них там на деловую разведку рекомендуется тратить от 0,5 до 1,0 % от оборота). Результаты исследований, проведенных в российских фирмах, дают примерно такие же, если не еще более плачевные результаты. Это неудивительно, так как на свою безопасность отечественные фирмы затрачивают менее 0,1 % от оборота.

И все же ситуация в российском бизнесе меняется слишком медленно. В чем же причина?

Давайте посмотрим на экономику. В общих затратах на производство потери от хищений в среднем составляют 30 % (исследование ACFE Russia, 2011 г.). Самые большие убытки от них, по оценке экспертов, зафиксированы в капительном строительстве – в среднем 45,7 % от общих затрат, т. е. там с каждого рубля «пропадает» приблизительно 46 коп. По другим направлениям, которые также попадают в красную зону, картина выглядит так: инвестиционные проекты – потери составляют 44,9 %, закупки сырья и материалов – 37,5 %, расчеты с подрядчиками и приемка выполненных работ – 33,8 %.

В развитых странах доля высокотехнологичных отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, составляет в среднем 30–35 % ВВП. В России этот показатель – только 12 %. Необходимо отметить в целом низкий уровень конкурентоспособности российских высокотехнологичных отраслей. Почти по всем перспективным направлениям российская продукция неконкурентоспособна по сравнению с американской, японской, немецкой и даже китайской.

В. Путин на петербургском международном экономическом форуме заявил:  «От практической реализации «дорожных карт» очень многое зависит. И здесь необходим особый контроль и со стороны государства, и со стороны общества, и со стороны самого бизнеса. Именно поэтому принято важное решение о создании специальной комиссии по реализации национальной предпринимательской инициативы. В ее состав войдут представители отечественного и иностранного бизнеса, руководители министерств и ведомств».

Над разработкой «дорожной карты» развития негосударственной сферы безопасности работает наше экспертное сообщество, но нужный результат в этой области  будет достигнут только в том случае, если к ее реализации подключатся все. «Дорожная карта» – это документ, устанавливающий последовательность мероприятий по организации и реализации Общественной программы развития и совершенствования законодательной, нормативной правовой базы негосударственной сферы безопасности на основе научного подхода и использования инновационных принципов защиты бизнеса от криминальных угроз с использованием потенциала негосударственной сферы безопасности. Нами разработана и представлена концептуальная модель развития нормативной правовой базы НСБ, которая в настоящее время включает три  взаимосвязанных и взаимообусловленных периода развития (периодизация условна, так как планируется вести постоянный мониторинг и корректировку движения).

Первый период (2012–2014 гг.) характеризуется мобилизацией активной части негосударственной сферы безопасности, сплотившейся в процессе подготовки и празднования 20-летия принятия Закона «О частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации». Создается экспертное сообщество (в том числе и в регионах), которое вырабатывает основные принципы государственной политики в сфере защиты частной собственности, взаимодействия структур коммерческой и государственной безопасности. Проводится правовой аудит существующего законодательства, вскрываются противоречия и коррупционные схемы, разрабатываются новые меры противодействия. Одновременно проводится общественная экспертиза принимаемых нормативных, правовых актов, корректируются их положения в сторону снижения необоснованных дискриминационных мер со стороны коррумпированного чиновничества. На основе кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации создается трехуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава НСБ. Учеными и практиками разрабатывается инновационный кластер на базе центра Сколково. Ведется активная информационно-пропагандистская работа по обоснованию проводимых мероприятий.

Второй период (2014–2017 гг.) обусловлен разработкой на основе научного анализа (кластер Сколково) новых проектов законов с полным пакетом нормативных актов, что позволит им вступать в силу практически одновременно. Создаются Общероссийские стандарты обеспечения безопасности бизнеса, формируется новый «класс» специалистов, и профессиональное сообщество определяет стандарты уровня качества и профессиональной подготовки. В государственных органах власти идет активное лоббирование интересов российского бизнеса и обеспечения экономической безопасности всех субъектов экономической деятельности государства. Обществу предлагается новый облик негосударственной сферы безопасности.

Третий период (2017–2020 гг.) завершает трансформацию негосударственной сферы безопасности на инновационных принципах. Специалисты трехуровневой системы подготовки кадров становятся доминирующими, так как программы Финансового университета принимаются всеми ведущими высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку специалистов экономической безопасности и риск-менеджеров. Завершается принятие законодательных и нормативных актов, формируется правовая база негосударственной сферы безопасности в полном объеме. Инновационный кластер Сколково разрабатывает технологические карты для объектов различной сложности и предназначения. Бизнес-сообщество получает высокотехнологичный продукт защиты собственности от противоправных посягательств.

«Дорожная карта» рассматривает и негативный сценарий, и потенциальные риски противодействия проекту.

Нам предстоит непростая работа, и от того, как будут пройдены намеченные  участки пути, во многом зависит будущее негосударственной сферы безопасности.

 

Статья полностью опубликована в журнале «Директор безопасности» http://www.s-director.ru/news/view/1544.html