Есть три темы в российском обществе, в которых разбираются все поголовно: медицина, безопасность и образование. Ведь с этими социальными институтами сталкиваются все граждане – кто больше, кто меньше. И если у человека нет своего мнения (не важно, по какой причине), он охотно обсуждает чужие – тем более, что недостатка во мнениях не наблюдается. Но главная тема, конечно же, современное образование – какое было раньше, чему учат теперь и что будет дальше.

И еще, если спросить об основных недостатках практически в любой сфере экономической деятельности, то в числе первых ответов непременно: непрофессионализм, плохая подготовка кадров. Не исключение и негосударственная сфера безопасности. Разговор о недостаточной профессиональной подготовке частных охранников служит основным фоном любого обсуждения. Обсуждая систему образования, все сходятся во мнении, что изменение существующей системы позволит решить проблему нехватки специалистов в самом узком месте – в управленческом звене. Сегодня уже недостаточно давать базовые знания, нужны такие руководители, которые готовы воспринимать новые знания, уметь обобщать и систематизировать практику работы и т.д. Академик А.Панченко очень точно определил собственно потребность образования в государственном строительстве: "новые" образованные люди нужны там и тогда, где и когда правители осуществляют коренные изменения в судьбах народа и государства. Поскольку именно они, образованные люди, являются носителями проектного замысла реформатора. В истории страны таких событий было не так уж и много. Вне всякого сомнения, революционная смена парадигмы развития России начатая в 1991 году и продолжающаяся по настоящее время, относится к реформам такого порядка.

Но от общих рассуждений хотелось бы перейти к отраслевым темам и задачам. Как известно, частная охранная деятельность, которая является одним из субъектов в структуре НСБ, как самостоятельный вид социально полезной деятельности появилась в России после принятия в марте 1992 года Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». С самого начала в службы безопасности и охранные предприятия приходили уволенные в запас или вышедшие в отставку офицеры правоохранительных и силовых ведомств, полные сил и желания работать. Именно они оказали большое влияние на формирование мировоззрения негосударственной сферы безопасности, безоговорочно встав на правовую основу деятельности структур, тесно взаимодействуя с МВД и другими правоохранительными органами.

В течение длительного времени эти специалисты и руководители жили запасами прошлых знаний, используя «завязки» в госструктурах, так как программы подготовки и переподготовки еще не были разработаны. Автор этих строк стал охранником будучи аспирантом Академии государственной службы и имея в кармане два военных и университетский дипломы. Казалось бы, имеющихся знаний, умений вполне достаточно для решения любых задач, но очень скоро стало понятно, что для ведения бизнеса, обеспечения безопасности крупного, регионально распределенного предприятия, знаний катастрофически не хватает. Пришел кризис, и стало понятно, что в моем понимании окружающей среды есть пробелы, что они мешают мне развиваться самому и развивать охранный бизнес, правильно влиять на него и даже просто выживать. И в юриспруденции, и в экономике, и в стратегии, и в маркетинге… Не хватало понимания технологий для того, чтобы правильно ориентироваться в резко изменившейся рыночной среде. Это меня не устраивало. Начался поиск новых знаний – краткосрочные программы в бизнес-школах, курсы повышения квалификации, конференции… Я активно участвовал во всех мероприятиях, пока не понял, что всё это дает хороший эмоциональный заряд, но не дает системных знаний и навыков в работе.

272-ым федеральным законом было введено обязательное повышение квалификации руководителей частных охранных предприятий. Однако, ни законодатель, ни чиновники Минобрнауки не задумались о том, что повышать квалификацию можно, имея профессиональную подготовку (переподготовку с правом ведения нового вида деятельности), а не общее (пусть и высшее) образование. Но самое страшное началось потом.

Оказалось, что само охранное сообщество в лице его руководителей не готово учиться. Не удивило то, что как грибы после дождя выползли «новые» школы НОЧУ ДПО «Школа безопасности бизнеса» и негосударственное образовательное частное учреждение «СТРАЖА», в штате которых не было преподавателей, но имелись менеджеры и секретари для сбора денег и выписки фальшивых дипломов. Парадоксальным оказалось то, что подавляющее большинство руководителей ЧОПов кинулись в этот омут для получения заветной корочки (некоторые даже переплачивали за непосещение занятий).

Сегодня ни у кого из руководителей ЛРУ и Минобразования Москвы не встает вопрос, как относится к «специалистам» – выпускникам этих мыльных пузырей. Но сущность проблемы не в этом. Очень хорошо раскрыл данную проблему Н.Краюшенко в своем интервью, хочу процитировать отрывок полностью: «Что касается подготовки руководителей за рубежом, то она очень различается от страны к стране. В США она минимальна, в Европе немного больше, но с нашей новой системой КПК её сравнить невозможно. Мои многочисленные контакты с коллегами из других стран позволяют прийти к выводу, что у них более ярко выражена необходимость получения новых знаний. Там понимают, что если долго занимаешься одним делом, то со временем ошибочно начинаешь думать, что всё знаешь, всё проходил, и для тебя уже нет никаких секретов. Но бизнес – это живая среда, подверженная постоянным изменениям и зачастую важные и достойные вещи могут проходить мимо нас, не привлекая особого внимания. Поэтому для успешного руководителя становится важным быть открытым новому, способным замечать, различать, узнавать и приобретать новую информацию, интегрируя её в свою картину мира, тем самым, изменяя эту картину. Только в таком случае можно обеспечить развитие и собственной личности и своего дела. Так как у подавляющего большинства руководителей и владельцев российских ЧОП зачастую нет представления о том, как и в каком направлении развиваться, то у них ярко выражен формальный запрос на формальные знания, на право получить заветную корочку. Такой вывод я делаю из практики преподавания на курсах повышения квалификации в различных регионах нашей страны. В среднем только 10% слушателей КПК активно принимают новую информацию и участвуют в её обсуждении. Остальные руководители ЧОП находятся в плену собственных ментальных ловушек, свыклись с этим обстоятельством и уже не пытаются изменить своё отношение к ним (см.http://psj.ru/saver_people/detail.php?ID=71289).

В этих условиях, когда руководитель службы безопасности, охранной организации не видит путей развития (движения вперед) на кафедре «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации создан уникальный комплекс обучающих программ, позволяющий получить системные знания предмета и навыки прогнозирования путей развития бизнеса. Получить новые знания можно как в процессе переподготовки, так и в системе получения магистерской степени по проблематике экономическая безопасность. Начнем с того, что у Университета нет планов конкурировать с другими вузами, так как научная школа кафедры признана ведущей в направлении экономической безопасности, а ее выпускники востребованы на рынке, доказав качество знаний в практической деятельности.

Каковы цели системы подготовки и переподготовки на кафедре «Анализ рисков и экономическая безопасность»? Первая цель – социализация. Здесь существуют две проблемы. Во-первых, из системы высшего образования выпала серьезная целевая функция – обеспечение непрерывности образования специалиста, которая сегодня поддерживают лишь семинары и конференции по направлениям. Во-вторых, высшая школа до сих пор не дает необходимых профессиональных навыков и навыков коммуникации. На наш взгляд, к ним необходимо отнести, в первую очередь, компьютерную грамотность и владение иностранным языком, потому что обучение иностранному языку в его нынешнем виде – это гарантированный нулевой результат и растрата средств. Следует отметить и отсутствие базовых знаний по экономике и праву, абсолютно необходимых каждому специалисту безопасности, чтобы эффективно "продавать" себя на рынке труда и защищать интересы своей организации.

Следующая цель – формирование необходимых квалификаций для перспективного рынка труда, потому что системе образования бессмысленно ориентироваться на текущий рынок. В этой связи возникает необходимость формирования профессионального сообщества способного не только генерировать идеи, но и создавать новые модели и продукты для их повсеместного внедрения.

Отбор и формирование профессиональных элит - одна из самых больших проблем российского образования и российской экономики в целом. Вузы всегда могут "приобрести" в лице студента либо деньги (от государства или от семьи студента), либо его способности, талант. В последнее время вузы сбиваются на то, чтобы приобретать вместо таланта деньги в той или иной форме. Научные школы, являющиеся механизмом воспроизводства элит, не имеют ресурсов для собственного воспроизводства, в результате мы можем отобрать элиты, но не можем их воспитать, так как закрыт сегмент коммуникаций специалистов. Мы хотим ускорить деловые коммуникации в нашем профессиональном сообществе. Поэтому мы назвали его «Сообщество специалистов по безопасности». Только в тесном общении, постоянном повышении профессиональных знаний, подтверждении профессионального уровня в ходе аттестаций может сформироваться элита негосударственной сферы безопасности. Это сообщество специалистов по безопасности, открытая профессиональная ассоциация, цели которой абсолютно прозрачны и ясны: повышение общей грамотности, создание временных групп для решения локальных задач, упрощение проникновения на рынок прогрессивных товаров, ускорение бизнес-процессов.

Но, как это часто бывает, благими намерениями ведут совсем не туда, куда бы хотелось… Особенно, если они не нашли отклика и поддержки в среде специалистов по безопасности. 1 сентября, когда будут сформированы группы подготовки и переподготовки, станет ясно, сколько человек через два года выйдут на рынок в новом качестве магистров экономической безопасности.

По вопросам обучения в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на кафедре «Анализ рисков и экономическая безопасность можно обращаться по e-mail; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Галина Константиновна