В охранной отрасли начались перемены. Давно пора, скажите вы – и будете совершенно правы. Не сегодня, и не вчера в негосударственной сфере безопасности возникла необходимость переоценки как пройденного пути, так и системы прогнозирования перспектив развития (по крайней мере, до 2020 года). Мы уже не слушаем «старых» экспертов рынка безопасности, мы ищем новых, со свежим взглядом на проблемы, с новыми моделями подходов, экспертных оценок и прогнозов.

Многие спешат высказать свое мнение. Тем более, стать экспертом сегодня не так уж и сложно. Достаточно добавить в своей заметке «автору, как эксперту негосударственной сферы безопасности, представляется реальным…» – все, можете пересказывать третий сон Веры Павловны из романа Н.Чернышевского под названием «Что делать?» – будьте уверены, аудитория дочитает вас до конца и оценит ваше мнение. Вы можете сравнивать несравнимые вещи, путать понятия, приводить примеры не из той оперы. Все оправдано, ведь эксперт должен иметь свой взгляд, и если он не совпадает с вашим мнением, – это ваша проблема. И что на этой почве возникают конфликты, что ж – дело житейское, как говорил один очень известный персонаж.

Вот, например, читатель медиапортала «Хранитель» с ником Перцев и К пишет: «Меня больше удивляет не то, что появились новые эксперты, а то что очень дружно избавились от старых. Тут и координационные советы отжили и молодым у нас дорога... А что за плечами у молодых? Амбиции высокомерие и политическая близорукость. Я думаю скоро В.В. будет задавать им нелицеприятные вопросы...». http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=71267#review_anchor

Википедия дает определение «Экспе́рт (от лат. expertus – опытный) – специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение, для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%F2

Заметьте, «приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение». У нас мало кто может похвастать, что он, благодаря своим знаниям, не только стал экспертом, но еще и деньги за это получает. Поэтому выдели еще два подвида, назовем их условно «знаток» и «дилетант». Они пользуются, как правило, вторичными знаниями (где-то что-то слышали, кто-то рассказывал), что не мешает им без должных знаний и профессиональной подготовки громко участвовать во всех мероприятиях, заявляя о себе как об эксперте сообщества, старательно добавляя значимости собственному «я».

Думаю, что вы согласитесь со мной, что наша профильная экспертная поляна оккупирована по большей части «знатоками» и «дилетантами», не обученными думать самостоятельно, но умело клонирующими западные программы и проекты, планирующими наше будущее по непонятно какому образу и подобию.

Недавно я был в Китае, меня очень интересовал вопрос, как уживаются социалистические идеи и капиталистическая практика в одной стране, при главенстве Коммунистической партии Китая? В общении со мной китайские товарищи ни разу не употребили слова социализм, а когда я задавал свой вопрос напрямую, откровенно говорили о том, что Китай идет по собственному пути, гармонично сочетая общественную и частную собственность, и через 10 лет догонит передовые страны мира.

А какой путь у частной охранной деятельности и имеет ли смысл рассматривать негосударственную сферу безопасности шире, с учетом потребностей общества, интересов всех субъектов НСБ.

Вид проблемы вглубь

Конституцией РФ провозглашается, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст.8), а меры по охране собственности осуществляет Правительство РФ (п."е" ч.1 ст.114).

В статье «Беззащитная собственность» http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=71196 приведен анализ законодательства по вопросам охраны собственности (в материале, прежде всего, рассматриваются вопросы физической защиты частной и государственной собственности (имущества) от противоправных посягательств) и практики такой охраны (охранной деятельности) позволяет утверждать, что провозглашенное процитированной конституционной нормой равенство не соблюдается.

В России в соответствии с действующим законодательством функционируют несколько систем охраны, призванных обеспечивать, прежде всего, физическую защиту разных форм собственности (имущества) от противоправных посягательств. В зависимости от основной предназначенности их можно разделить на:

- предназначенные для защиты (охраны) собственности в публичных интересах (в интересах общества и государства);

- предназначенные в равной мере для защиты (охраны) собственности в публичных и частных интересах (в интересах отдельных физических и юридических лиц);

- предназначенные для защиты (охраны) собственности в частных интересах.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, собственник, в том числе частник, также обязан самостоятельно определять и принимать меры по защите (охране) своей собственности.

Парадокс заключается в том, что в наше время криминальные угрозы, которые еще вчера были необъемлемой головной болью собственников, сегодня ушли на задний план. Когда в ходе занятий в Школах «Баярд» и «Витязь» я задаю слушателям (руководителям охранных предприятий) вопрос, что они продают на рынке, они в недоумении. Общепризнано, что ЧОО предоставляют «охранные услуги», на самом деле охранный бизнес уже давно является «торговцем страхом». А что является опасностью для бизнеса, чего боится собственник сегодня?

У меня на столе лежат результаты исследования рисков безопасности бизнеса в российских компаниях, проведенного в 2011 году российским отделением ACFE (Ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию хищений). Основными угрозами бизнесу определены: коммерческая коррупция и хищения со стороны высшего менеджмента, далее идут хищения служащих и менеджеров среднего уровня, информационная безопасность, недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж. Криминальная и террористические угрозы отнесены к несущественным, эффективно нейтрализуемым государством. Из этого следует вывод; частная охрана в виде скудно обученного, плохо экипированного охранника у ворот сегодня не востребована.

Что предлагают рынку наиболее активные руководители? Прежде всего, технологичную пультовую охрану, услуги ГБР (групп быстрого реагирования), личную безопасность с возможностью консультирования и оперативного вмешательства на большой территории (практически покрывается вся страна). Чего недостает охранному бизнесу? Комплексности.

Очень долгое время усилия охранного сообщества были направлены на борьбу с ложными целями – сначала с трибун и законодательно боролись со службами безопасности хозяйствующих субъектов, затем не менее продуктивно душили «карманные» ЧОПы, сегодня угрозу увидели в сторожах, администраторах, контролерах. Но совершенно забыли, о том, что главным врагом охранного бизнеса являются они сами, или как определяет ситуацию известный эксперт охранного сообщества Н.Краюшенко http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=71289 охранный рынок превратился в кладбище, «с этим известным экономическим определением, при котором участники рынка не могут его покинуть, а другие игроки не хотят на него выходить», следует неутешительный вывод: «по прошествии 20 лет охранная отрасль пока еще не сформировалась, т.е. не обрела устойчивые и законченные черты… Бизнес закончился, осталось ремесло».

Неужели тупик, из которого нет выхода? Тогда зачем собирается охранное сообщество, зачем проводятся все эти слеты, конференции, съезды? Очевидно, будущее есть и оно за негосударственной сферой безопасности, под которой понимают совокупность субъектов, обеспечивающих сохранность собственности. А центральным звеном этой системы должен стать собственник.

В таком случае возникает необходимость прогнозирования будущей модели этой сферы экономической деятельности. Работа экспертов должна приобретать очертания создания нового знания и поиска путей его реализации.

Как спрогнозировать будущее, или лестница вверх для экспертного сообщества

Прежде чем заняться непростой задачей анализа и прогнозирования, необходимо определиться с принципами. Но мой взгляд, основополагающими должны стать два принципа.

Первый – активный подход к будущему. Это тот случай, когда группа единомышленников объединяет силы ради воплощения в жизнь определенного сценария будущего.

Второй принцип – быть готовым к различным сценариям будущего. Одновариантного нынешнего состояния или будущего не существует. Всегда есть набор сценариев, и вы можете быть частью сразу нескольких. Зафиксировано только прошлое. Будущее всегда неопределенно и в развитии.

Попробуем выработать алгоритм экспертной работы, который должен привести к желаемому результату. Вот пять ступенек, которые, на наш взгляд, смогут изменить будущее.

1. «Следствие ведут знатоки». С их помощью необходимо выяснить текущее положение дел и формировать список экспертов.

Знатоки, которых достаточно в сфере НСБ, черпают знания из статей, конференций, форумов, выставок и т.п. Активно посещая мероприятия, обладая хорошей памятью, участвуя во многих комиссиях и пр., они формируют общественное восприятие структуры бизнеса, трендов развития рынка, обращая внимание на интересы государства в этой сфере. Принципиально нового они не скажут, но поскольку зачастую отличаются любознательностью, их внимание могут привлечь факты и сообщения из других, скажем, смежных, источников. Вот пример их сообщения.

Рынок охранных услуг в России на текущий момент относится к наиболее активно развивающимся. За 2006 год его оборот составил порядка $3,0 млрд. Кризис 2008 года несущественно сказался на оборотах структур безопасности бизнеса. По мнению специалистов, этот объем должен вырасти как минимум в 3 раза в течение ближайших 10 лет. Сегодня данный сегмент экономики России объединяет, по самым скромным подсчетам, более 3 млн. человек, его оборот превышает 5 млрд. рублей. Частная охрана является традиционной сферой трудоустройства уволенных из правоохранительных органов и других силовых структур, армии высококлассных специалистов, сформировало авторитетное экспертное сообщество по вопросам безопасности любого уровня. Крупнейшим игроком на рынке охранных услуг выступает МВД (вневедомственная охрана).

Подобных высказываний можно найти множество. Но познания знатоков, как правило, ограничены одной какой-либо сферой деятельности, частной охранной, техническимисредствами защиты, технологической безопасностью и т.д. Опасность состоит в том, что они, тянут «одеяло» на себя, выводя интересы своей сферы деятельности на уровень глобальных. Вот один из примеров: в ТПП прошел круглый стол «Организационные и правовые аспекты взаимодействия охранно-сыскных структур с потребителями охранных услуг». Для специалиста понятно, что нет сегодня охранно-сыскных структур, они удалены из закона и жизни Федеральным законом от 22.12 2008г. №272-ФЗ, и в постановке вопроса приоритет принадлежит заказчику, а не исполнителю, но знатоков это не смущает. Еще одна особенность наших знатоков – активность, коммуникабельность и присутствие на любом имеющем хоть какое-то представительское значение мероприятии. Но главная их задача – ссылка на реальных экспертов, нейтрализация дилетантов и подготовка материалов, которые должны стать первыми «кирпичиками» сложной модели будущего.

2. С помощью знатоков и экспертов оцениваем сценарии развития отрасли, определяем, где могут возникнуть развилки сценариев, в каких точках тренды могут пропасть либо качественно измениться.

Цементирующим составом в кирпичной кладке должны стать эксперты, именно они могут правильно расставить приоритеты и определить пути развития (если угодно, тренды движения). Без их работы миновать застой невозможно. Пример. Знатоки установили, что «по результатам, полученным в ходе исследования российского рынка "Пультовой охраной объектов", отечественный потребитель охранных услуг доверяет частным охранным структурам гораздо меньше, чем государственным. Самым крупным предприятием российской индустрии безопасности является Управление Вневедомственной охраны МВД РФ». Можно, конечно, удовольствоваться этим положением. Однако, эксперту понятно (он умеет анализировать и обобщать полученные знания), что пультовая охрана ОВО осуществляется по проводным каналам по демпинговым ценам, что разница погашается за счет стоимости услуг, оказываемых крупным коммерческим объектам. Делаем вывод: негосударственной охране необходимо более активно разрабатывать альтернативные ресурсы, радиоохрану, охрану передвижных (подвижных) объектов и комплексный мониторинг обстановки на объекте с включением систем видеонаблюдения и интернет-телефонии.

3. Экспертные оценки дают более-менее структурированное представление о будущем, но не всегда учитывают интересы государства в бизнесе.

Настоящий эксперт отличается от знатока тем, что обладает собственным практическим живым опытом в сфере деятельности, хорошо понимает бизнес-процессы и возможные варианты их модернизации. Например, знаток рассказывает, в каком направлении будет развиваться электронная защита периметра, а эксперт – какие тренды в будущем пропадут, в каком месте тренда произойдет слом, что разрушит тренд, и куда в таком случае пойдет капитал. Таких людей мало, но именно на них и надо выходить. Чтобы стать экспертом, нужны серьезные знания, эксперт не волк-одиночка, он должен общаться постоянно в профессиональной среде. На Западе профессиональные ассоциации и организаторы мероприятий собирают вокруг себя экспертные сети, составляют базы данных: прошлые и нынешние интересы эксперта, место работы и проживания, о чем сейчас пишет или о чем рассказывает на мероприятиях. Работа экспертов сложна и многогранна, но они не всегда могут учитывать интересы государства в данном бизнесе.

4. Чиновник – носитель идей государства, включение госслужащих в обсуждение сценариев будущего – важный этап моделирования.

В отличие от экспертов чиновники обладают способностью что-либо менять или не позволять что-либо изменить. Консервативность чиновничьего класса, с одной стороны, и их постоянное желание все и всех контролировать, иногда могут оказаться очень полезными при разработке комплекса мер по реализации поставленных задач. Глуп тот, кто полагает, что государственный служащий может только тормозить процесс развития. В отрасли не выстроена модель взаимовыгодного взаимодействия с государственными правоохранительными структурами. Подавляющее большинство знатоков и дилетантов устремили свои взгляды на МВД РФ, полагая, что от близости к контролирующим и лицензирующим органам можно получить дивиденды. Пока рынок представляет собой административно усеченное, инвестиционное непривлекательное, стагнирующее болото, то подобная «дружба» дает некоторое успокоение, но все привязанности разрушаются, как только встает вопрос об экономической целесообразности. Чиновник становится бессилен. Но он необходим для обсуждения модели продвижения сценариев будущего через законотворческие коридоры и нормативно правового закрепления. Участие государственных служащих в разработке и реализации модели становится обязательным и необходимым условием.

5. Модель, разработанная экспертами и чиновниками превращается в «дорожную карту».

Для кого организаторы экспертного сообщества готовят «дорожную карту»? В первую очередь для самих себя. Создавая модели и планы, эксперты, прежде всего, делают необходимую работу для организаторов, которые призваны воплощать идеи на практике. Наивно полагать, что прочитав изложенный на бумаге какой-либо проект, все бросятся его осуществлять. Скорее наоборот, сообщество выдвинет целую армию критиков и критиканов, которые на разный лад будут хаять и поносить и экспертов, и организаторов, выставляя себя защитниками Вселенной. Все новое, передовое, воспринимается обществом (а охранное сообщество не исключение) с большой долей скептицизма. Несмотря на это «дорожную карту» надо публиковать, необходимо подключать к обсуждению других людей. Если организатор и получает преимущество, то в том плане, что будет двигаться по карте, а все остальные – лишь реагировать на его действия.

Но любое движение требует постоянной корректировки, поэтому и экспертное сообщество (если оно реально экспертное) не останется без дела.

Не знаю, насколько удалось раскрыть сущность экспертной работы, но в последующих статьях хотелось остановиться на необходимых знаниях и практике экспертной работы.

Буду благодарен всем за конструктивные замечания.