Обученных много, умеющих - нет
Систему оказания очевидцами первой помощи пострадавшим на месте происшествия Россия унаследовала от СССР. Правовые основы СОО ПМП определены статьей 125 УК РФ «Оставление в опасности» и Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Они обязывают граждан Российской Федерации изучать и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области оказания первой медицинской помощи. Особое внимание в законе уделяется соответствующему обучению всего персонала опасных видов производства и транспорта, а также оснащению аптечек, медпунктов и санитарного транспорта современными средствами оказания ПМП.
В СССР в течение десятилетий постоянно уделялось большое внимание вопросам обучения населения оказанию первой медицинской помощи. К 1990 году Российское общество Красного Креста объединяло свыше 40 миллионов человек, более чем в 100 тыс. лекториев проводились занятия по темам ПМП, многие категории рабочих и служащих обучались на соответствующих курсах в обязательном порядке.
В настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет свыше 30 тысяч человек, тонет около 15 тысяч, а от бытового и производственного травматизма погибает до 100 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 60%: погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли бы остаться в живых, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. Статистика служб «скорой помощи» Москвы, Челябинска и других крупных городов свидетельствует, что смерть пострадавших в ДТП по причине несовместимых с жизнью повреждений составляет только 10-15% от всех смертельных исходов. Это надо понимать как то, что большинство погибших вполне могли бы выжить, окажись рядом с ними во время происшествия люди, умеющие оказывать первую медицинскую помощь.
То же самое можно сказать и о случаях утопления, бытового и производственного травматизма. Изложенное свидетельствует о низкой эффективности системы оказания очевидцами первой медицинской помощи пострадавшим в нашей стране.
Система оказания ПМП очевидцами происшествия
В России эта система (СОО ПМП) появилась в 1886 году в Санкт-Петербурге, когда на заседании комиссии, утвержденной императором Александром III, было одобрено «Положение об устройстве врачебно-санитарной части на паровозных железных дорогах, открытых для общественного пользования». Именно в этом документе впервые прозвучало понятие «система организации помощи при травмах на железных дорогах », которая вовлекала широкий круг лиц от машинистов, проводников, станционных смотрителей, начальников станций и их заместителей до телеграфистов и обходчиков путей в спасение жизни пострадавших при железнодорожных катастрофах.
Главной задачей системы еще в то время стало - сделать всё возможное, чтобы не допустить смерти пострадавшего на месте происшествия. Система должна работать на конечный результат -снижение смертельных исходов до прибытия квалифицированного медицинского персонала. С 1886 года структура СОО ПМП приняла следующий вид:
• подсистема «помощь» -кон кретные действия в оказании первой медицинской помощи пострадавшему очевидцами, не имеющими медицинского образования;
• подсистема «обучение» -ме тодики и учебный процесс обучения отработке навыков оказания первой помощи. Ниже приведен их логичес кий поэлементный структурный анализ.
Подсистема «Помощь» состоит из четырех элементов.
1. «ОЦЕНКА»Элемент включает в себя:
• оценку безопасности места происшествия;
• оценку состояния пострадавшего;
• оценку возможностей и оснащения спасающего;
• оценку условий и средств передачи информации для вызова спасательных служб;
• оперативное принятие решения в выборе алгоритма действий в максимально сжатые сроки. Здесь речь идет о факторе времени, об экономии каждой секунды в оценке ситуации и состояния пострадавшего.
2. «ДЕЙСТВИЯ»Включает в себя действия очевидцев на месте происшествия до прибытия медперсонала:
• комплекс сердечно-легочной реанимации;
• восстановление проходимости дыхательных путей в случаях коматозного состояния; • временную остановку кровотечений;
• тампонаду ран при ранении шеи, груди и мягких тканей головы;
• наложение стерильных по вязок на раны;
• иммобилизацию поврежденных конечностей;
• экстренную эвакуацию пострадавшего из опасной зоны;
• четкий доклад при вызове спасательных служб или оповещении администрации.
3. «ОЧЕВИДЕЦ»Имеется в виду любое дееспособное лицо, независимо от пола, социального положения, образования и профессии, оказавшееся возле пострадавшего. Только от действий очевидцев на месте происшествия зависит жизнь пострадавшего, но именно они, даже владея навыками оказания ПМП, могут не приступить к ней в силу различных причин. В связи с этим необходимо детально проанализировать элемент «очевидец» , а точнее - факторы, определяющие его действия:
Фактор «пси» - психология поведения очевидца происшествия в экстремальной ситуации. Чаще всего мешают обычному человеку приступить к оказанию ПМП чувства боязни толпы и ответственности, брезгливости, эгоизма и равнодушия.
Фактор «физ» - физические возможности очевидцев. В связи с тем, что во многих регионах России бригада скорой помощи прибывает на место происшествия в течение часа, очевидцы случившегося должны быть готовы столько же времени поддерживать жизнь пострадавшего. Очевидцами могут оказаться и девушка, и подросток, и пожилой человек, и домохозяйка. Между тем, мужчина средних лет способен выполнять комплекс сердечно-легочной реанимации 5-6 минут, вдвоем - 10-15 минут. А этого недостаточно.
Фактор «мотив» - заинтересованность в моральной и материальной компенсации потерянного времени, испачканной одежды, отрицательных эмоций и реального риска для жизни. В повышении мотивации оказания ПМП не последнюю роль может сыграть государство, скажем, приравнивая акт спасения жизни к проявлению героизма и личного мужества с обязательным награждением отличившегося и освещением его поступка в средствах массовой информации.
Таким образом, действие элемента «ОЧЕВИДЕЦ» структурно определяется тремя факторами, способствующими или препятствующими решению задачи.
4. «ОСНАЩЕНИЕ»
Включает в себя средства для проведения комплекса сердечно-легочной реанимации, временной остановки кровотечения, иммобилизации конечностей и наложения повязок на раны. Наличие и оптимальная комплектация аптечек первой медицинской помощи во многом усиливает эффект действия очевидцев, а ее недочеты могут спровоцировать трагический исход. В состав аптечки должны обязательно входить:
средства для безопасного и эффективного проведения искусственного дыхания (безопасного как для пострадавшего, так и обеспечивающего защиту спасающего от угрозы инфицирования и контакта с содержимым дыхательных путей умирающего);
универсальная дезинфицирующая жидкость для обработки масок, собственных рук и слизистых, кожи вокруг ран;
• атравматичный кровоостанавливающий жгут;
• компактная складная шина на случай повреждения костей предплечья и голеностопного сустава;
• компактная шина для фиксации шейного отдела позвоночника;
• набор перевязочных средств;
• гипотермический пакет;
• пеленка для прикрывания ожоговой поверхности;
• набор медикаментов, от пускаемых без рецепта.
В оснащении медпунктов опасных видов производства, вахтовых служб ремонтных бригад и постов ГИБДД следует иметь универсальные средства переноса пострадавших с земли на носилки и иммобилизации в любом щадящем положении.
Подсистема «Обучение» состоит из пяти элементов.
1. «ОБУЧАЕМЫЙ".Каждого обучаемого следует рассматривать как потенциального очевидца, который при необходимости должен воспользоваться знаниями и навыками, полученными на занятиях. Однако без мотивации (Фактор «мотив») к приобретению навыков оказания ПМП не может быть и речи о каком-либо эффективном обучении. Эту проблему помогает решить, с одной стороны, система административных мер (аттестация, допуск к работе, повышение оклада и пр.), с другой - обязательное воспитание у подрастающих поколений россиян чувств милосердия и сострадания, гражданского долга и ответственности за чужую жизнь, которые не позволят пройти мимо пострадавшего. Не следует забывать о физических возможностях и психологии поведения обучаемого (Фактор «пси» и Фактор «физ»).
Таким образом, структура элемента «обучаемый» аналогична структуре элемента «очевидец». Подчеркнем, что ПМП эффективна в том случае, если ее оказывает ОБУЧЕННЫЙ ОЧЕВИДЕЦ.
2. «ПОСОБИЯ».Наиболее эффективным будет комплекс тренажерного обучения, состоящий из:
учебников-самоучителей, инструкций, памяток, плакатов и таблиц;
роботов-тренажеров, компьютерных программ и видеофильмов;
• стандартных аптечек и табельных средств.
Комплекс тренажерного обучения позволит успешно проводить занятия в разновозрастных аудиториях с различными уровнями образования и скорости восприятия информации, а также привлекать к проведению занятий специалистов без медицинского образования. Достаточно обучить приемам и алгоритмам действий способного человека, и он, используя комплекс и соответствующие методики, обучит любую аудиторию без потери качества.
3. «ПРОЦЕСС". Учебный процесс, основанный на методиках тренажерного, проблемного и игрового видов обучения, наиболее эффективен для приобретения навыков оказания ПМП.
4. «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ".Наилучший преподаватель - это человек, в совершенстве владеющий навыками оказания первой медицинской помощи и обладающий даром педагога.
5. «КОНТРОЛЬ».Оценка полученных знаний и навыков оказания ПМП и умения их использовать в экстремальных ситуациях может проводиться в виде экзаменов, зачетов, соревнований и конкурсов (особенно в условиях полигона, где моделируются реальные условия несчастного случая). Основным критерием в оценках знаний и навыков должны стать объективные показатели. Например: время, затраченное учеником от начала ознакомления с ситуацией до появления у «пострадавшего» (робота-тренажера), с которым он работает, пульса на сонной артерии и реакции зрачка; правильность выполнения приемов. Эффективность СОО ПМП обеспечена положительными значениями факторов, определяющих действия «обученного очевидца», и структурой остальных элементов системы, приведенной и обсужденной выше в процессе анализа.