Обученных много, умеющих - нет
Систему оказания очевидцами первой помощи пострадавшим на ме­сте происшествия Россия унасле­довала от СССР. Правовые основы СОО ПМП определены статьей 125 УК РФ «Оставление в опасности» и Федеральным законом «О защи­те населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера». Они обязывают граждан Российской Федерации изучать и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области оказания первой медицинской по­мощи. Особое внимание в законе уделяется соответствующему обу­чению всего персонала опасных видов производства и транспорта, а также оснащению аптечек, мед­пунктов и санитарного транспор­та современными средствами ока­зания ПМП.

В СССР в течение десятилетий постоянно уделялось большое внимание вопросам обучения на­селения оказанию первой меди­цинской помощи. К 1990 году Российское общество Красного Креста объединяло свыше 40 миллионов человек, более чем в 100 тыс. лекториев проводились занятия по темам ПМП, многие категории рабочих и служащих обучались на соответствующих курсах в обязательном порядке.
В настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет свыше 30 тысяч человек, тонет около 15 тысяч, а от бытового и производственного травматизма погибает до 100 тысяч человек. По данным Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ), 60%: погибших в результате несчаст­ных случаев в мирное время мог­ли бы остаться в живых, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. Статистика служб «скорой помощи» Москвы, Челя­бинска и других крупных горо­дов свидетельствует, что смерть пострадавших в ДТП по причине несовместимых с жизнью повреж­дений составляет только 10-15% от всех смертельных исходов. Это надо понимать как то, что боль­шинство погибших вполне могли бы выжить, окажись рядом с ни­ми во время происшествия люди, умеющие оказывать первую ме­дицинскую помощь.
То же самое можно сказать и о случаях утопления, бытового и производственного травматизма. Изложенное свидетельствует о низкой эффективности системы оказания очевидцами первой ме­дицинской помощи пострадав­шим в нашей стране.

Система оказания ПМП очевидцами происшествия
В России эта система (СОО ПМП) появилась в 1886 году в Санкт-Петербурге, когда на засе­дании комиссии, утвержденной императором Александром III, бы­ло одобрено «Положение об уст­ройстве врачебно-санитарной ча­сти на паровозных железных доро­гах, открытых для общественного пользования». Именно в этом до­кументе впервые прозвучало поня­тие «система организации помощи при травмах на железных доро­гах », которая вовлекала широкий круг лиц от машинистов, провод­ников, станционных смотрителей, начальников станций и их замес­тителей до телеграфистов и обход­чиков путей в спасение жизни по­страдавших при железнодорож­ных катастрофах.
Главной задачей системы еще в то время стало - сделать всё воз­можное, чтобы не допустить смер­ти пострадавшего на месте про­исшествия. Система должна рабо­тать на конечный результат -снижение смертельных исходов до прибытия квалифицирован­ного медицинского персонала. С 1886 года структура СОО ПМП приняла следующий вид:
• подсистема «помощь» -кон­ кретные действия в оказании первой медицинской помощи пострадавшему очевидцами, не имеющими медицинского образования;
• подсистема «обучение» -ме­ тодики и учебный процесс обучения отработке навыков оказания первой помощи. Ниже приведен их логичес­ кий поэлементный структурный анализ.
Подсистема «Помощь» состоит из четырех элементов.
1. «ОЦЕНКА»Элемент включает в себя:
• оценку безопасности места происшествия;
• оценку состояния постра­давшего;
• оценку возможностей и ос­нащения спасающего;
• оценку условий и средств передачи информации для вызова спасательных служб;
• оперативное принятие ре­шения в выборе алгоритма действий в максимально сжа­тые сроки. Здесь речь идет о факторе времени, об эконо­мии каждой секунды в оцен­ке ситуации и состояния пост­радавшего.
2. «ДЕЙСТВИЯ»Включает в себя действия оче­видцев на месте происшествия до прибытия медперсонала:
• комплекс сердечно-легоч­ной реанимации;
• восстановление проходимо­сти дыхательных путей в слу­чаях коматозного состояния; • временную остановку кро­вотечений;
• тампонаду ран при ранении шеи, груди и мягких тканей головы;
• наложение стерильных по­ вязок на раны;
• иммобилизацию повреж­денных конечностей;
• экстренную эвакуацию пост­радавшего из опасной зоны;
• четкий доклад при вызове спасательных служб или опо­вещении администрации.
3. «ОЧЕВИДЕЦ»Имеется в виду любое дееспо­собное лицо, независимо от по­ла, социального положения, обра­зования и профессии, оказавше­еся возле пострадавшего. Только от действий очевидцев на месте происшествия зависит жизнь по­страдавшего, но именно они, да­же владея навыками оказания ПМП, могут не приступить к ней в силу различных причин. В свя­зи с этим необходимо детально проанализировать элемент «оче­видец» , а точнее - факторы, опре­деляющие его действия:
Фактор «пси» - психология поведения очевидца происшест­вия в экстремальной ситуации. Чаще всего мешают обычному че­ловеку приступить к оказанию ПМП чувства боязни толпы и от­ветственности, брезгливости, эгоизма и равнодушия.
Фактор «физ» - физичес­кие возможности очевидцев. В связи с тем, что во многих регио­нах России бригада скорой помо­щи прибывает на место происше­ствия в течение часа, очевидцы случившегося должны быть го­товы столько же времени поддер­живать жизнь пострадавшего. Очевидцами могут оказаться и девушка, и подросток, и пожи­лой человек, и домохозяйка. Между тем, мужчина средних лет способен выполнять комплекс сердечно-легочной реанимации 5-6 минут, вдвоем - 10-15 минут. А этого недостаточно.
Фактор «мотив» - заин­тересованность в моральной и материальной компенсации потерянного времени, испачкан­ной одежды, отрицательных эмоций и реального риска для жизни. В повышении мотива­ции оказания ПМП не послед­нюю роль может сыграть госу­дарство, скажем, приравнивая акт спасения жизни к проявле­нию героизма и личного мужест­ва с обязательным награждени­ем отличившегося и освещением его поступка в средствах массо­вой информации.
Таким образом, действие эле­мента «ОЧЕВИДЕЦ» структурно определяется тремя факторами, способствующими или препятст­вующими решению задачи.
4. «ОСНАЩЕНИЕ»
Включает в себя средства для проведения комплекса сердечно-легочной реанимации, времен­ной остановки кровотечения, им­мобилизации конечностей и нало­жения повязок на раны. Нали­чие и оптимальная комплекта­ция аптечек первой медицинской помощи во многом усиливает эф­фект действия очевидцев, а ее не­дочеты могут спровоцировать трагический исход. В состав аптечки должны обя­зательно входить:
средства для безопасного и эффективного проведения ис­кусственного дыхания (безопасного как для пострадав­шего, так и обеспечивающего защиту спасающего от угрозы инфицирования и контакта с содержимым дыхательных путей умирающего);
универсальная дезинфици­рующая жидкость для обра­ботки масок, собственных рук и слизистых, кожи вокруг ран;
• атравматичный кровоос­танавливающий жгут;
• компактная складная ши­на на случай повреждения ко­стей предплечья и голено­стопного сустава;
• компактная шина для фик­сации шейного отдела позво­ночника;
• набор перевязочных средств;
• гипотермический пакет;
• пеленка для прикрывания ожоговой поверхности;
• набор медикаментов, от­ пускаемых без рецепта.
В оснащении медпунктов опас­ных видов производства, вахто­вых служб ремонтных бригад и постов ГИБДД следует иметь уни­версальные средства переноса по­страдавших с земли на носилки и иммобилизации в любом щадя­щем положении.

Подсистема «Обучение» состоит из пяти элементов.
1. «ОБУЧАЕМЫЙ".Каждого обучаемого следует рассматривать как потенциаль­ного очевидца, который при необ­ходимости должен воспользовать­ся знаниями и навыками, полу­ченными на занятиях. Однако без мотивации (Фактор «мотив») к приобретению навыков оказания ПМП не может быть и речи о ка­ком-либо эффективном обучении. Эту проблему помогает решить, с одной стороны, система админи­стративных мер (аттестация, до­пуск к работе, повышение окла­да и пр.), с другой - обязатель­ное воспитание у подрастающих поколений россиян чувств мило­сердия и сострадания, граждан­ского долга и ответственности за чужую жизнь, которые не позво­лят пройти мимо пострадавше­го. Не следует забывать о физиче­ских возможностях и психоло­гии поведения обучаемого (Фак­тор «пси» и Фактор «физ»).
Таким образом, структура эле­мента «обучаемый» аналогична структуре элемента «очевидец». Подчеркнем, что ПМП эффектив­на в том случае, если ее оказыва­ет ОБУЧЕННЫЙ ОЧЕВИДЕЦ.
2. «ПОСОБИЯ».Наиболее эффективным будет комплекс тренажерного обуче­ния, состоящий из:
учебников-самоучителей, инструкций, памяток, плака­тов и таблиц;
роботов-тренажеров, ком­пьютерных программ и ви­деофильмов;
• стандартных аптечек и та­бельных средств.
Комплекс тренажерного обуче­ния позволит успешно проводить занятия в разновозрастных ауди­ториях с различными уровнями образования и скорости воспри­ятия информации, а также при­влекать к проведению занятий специалистов без медицинского образования. Достаточно обучить приемам и алгоритмам действий способного человека, и он, исполь­зуя комплекс и соответствующие методики, обучит любую аудито­рию без потери качества.
3. «ПРОЦЕСС". Учебный процесс, основан­ный на методиках тренажерно­го, проблемного и игрового ви­дов обучения, наиболее эффективен для приобретения навы­ков оказания ПМП.
4. «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ".Наилучший преподаватель - это человек, в совершенстве вла­деющий навыками оказания пер­вой медицинской помощи и об­ладающий даром педагога.
5. «КОНТРОЛЬ».Оценка полученных знаний и навыков оказания ПМП и уме­ния их использовать в экстре­мальных ситуациях может про­водиться в виде экзаменов, за­четов, соревнований и конкур­сов (особенно в условиях полиго­на, где моделируются реальные условия несчастного случая). Ос­новным критерием в оценках знаний и навыков должны стать объективные показатели. На­пример: время, затраченное уче­ником от начала ознакомления с ситуацией до появления у «пост­радавшего» (робота-тренажера), с которым он работает, пульса на сонной артерии и реакции зрачка; правильность выполне­ния приемов. Эффективность СОО ПМП обеспечена положительными значениями факторов, опреде­ляющих действия «обученного очевидца», и структурой остальных элементов системы, приве­денной и обсужденной выше в процессе анализа.

Продолжение следует