Профессия охранника становится все более популярной. Первые месяцы этого года показали, сколь велико количество желающих пройти обучение и сдать квалификационный экзамен. Сотрудники «Глобал-Безопасности» приняли экзамен более чем у 13 тысяч человек. Какой объект будет охранять сотрудник ЧОП, зависит не только от полученной квалификации, но и от навыков, которые кандидат может продемонстрировать. Тех, кто желает работать на перевозке грузов, ждет тщательный отбор. В этой работе есть своя специфика, о которой я подробно расскажу.

Прежде всего, не надо рассчитывать, что вам доверят эту работу сразу, как только вы пришли в охранное предприятие. Даже если вы на прежнем месте работы уже охраняли грузы, на новой работе вас ждет тщательная проверка. Охрана грузов – очень ответственная работа, связанная со многими рисками, в том числе и с риском для жизни. Так же руководитель охранного предприятия должен быть абсолютно уверен в своем сотруднике. Проверка требует некоторого времени. Надо проверить профессиональные навыки, надо устранить пробелы в подготовке или обучении, если они есть, надо присмотреться к человеку.

Проверка может проходить до полугода. Все это время сотрудник будет работать на объектах, ходить на тренировки в спортивный зал, работать с инструктором. Важное условие готовности – это готовность психологическая. Ситуации при охране грузов могут быть самые различные, и надо быть человеком, способным адекватно отреагировать на ситуацию и уметь правильно ее оценить.

Далее, в зависимости от узкой специфики работы, инструкторы проводят тренировочные занятия. Если мы готовим сотрудника –инкассатора или личную охрану, то отрабатываются специальные навыки. Сотрудник должен знать свои должностные обязанности, как вести себя при выходе из здания, при посадке в машину. При выходе из машины не может быть такого, что вся группа выходит одновременно, это подвергло бы опасности клиента. Есть определенная схема действий, во время движения с клиентом по дороге. А если вдруг машина не смогла подъехать к зданию на максимально близкое расстояние, в этом случае каждый знает свои действия, если будет нападение, слева, справа, с фронта. Кто-то отражает нападение, кто-то перекрывает линию атаки. Кто-то уводит клиента, обеспечив его безопасность. Если у охранника не будет специальной подготовки, в момент нападения даже очень хороший охранник может растеряться, запутаться в действиях и потерять клиента, груз и погибнуть сам. В группе охраны у каждого есть свои конкретные задачи, нельзя охранять «вообще», надо контролировать свой сектор, знать свои действия и уметь работать в группе.

При сопровождении грузов так же есть свои особенности. При перевозке документов или материальных ценностей, информация должна быть строго конфидициальна, никто, кроме заказчика и охранников, не должен знать маршрут. Даже близким людям нельзя сообщать эту информацию. Если ценный груз перевозится по железной дороге, то обязательно в отдельном купе и в сопровождении не менее двух сотрудников . Они должны вести поочередное несение службы. Сотрудники находятся внутри купе. Оно должно быть закрыто. Сон, выход в туалет , прием пищи должны осуществляться по очереди. В пути сотрудникам охраны получать какие-либо предметы или продукты питания запрещается. Если преступники все же получили информацию о грузе и маршруте, то в продукты питания, купленные где-либо у постороннего лица, могут добавить отравляющие вещества.

Если рассматривать подготовку наших сотрудников при сопровождении железнодорожного транспорта, это уже другая специфика. Ребята должны быть физически более подготовленными. Когда приходиться сопровождать несколько вагонов, в этом случае при остановке, старшей группы должен выставить грамотно посты охраны. Должна проходить смена постов. Должны знать свои действия, проверять, контролировать целостность груза. Охранник должен быть физически, морально подготовлен к этим непростым условиям работы.

Часто заказчики отправляют груз автомобильным транспортом. В этом случае мы рассматриваем заявку, дальность поездки. Если поездка предусматривает только один день, организуется одна машина. Опять же в зависимости от ценности груза, можно отправить одного сотрудника охраны. Если машина выполняет рейс при продолжительности поездки от двух дней, будет рационально использовать двух сотрудников. Потому что при остановке на ночлег сотрудники должны поочередно охранять груз. Груз не должен ни на минуту оставаться без охраны. Если происходит сопровождение груза при участии более 3-х автомобилей, в этом случае предусматривается наличие автомобиля с сотрудниками охраны. Они сопровождают груз на машине сопровождения. Если больше четырех фур, в этом случае предусматривается две машины сопровождения. Они должны обеспечить безопасность на маршруте. Отслеживаются все моменты на наличие подозрительных машин, которые могут расположиться как на обочине или двигаться рядом с грузом.

Опять же на маршруте перевозки груза многие мошенники используют форменную одежду сотрудников ГИБДД. Могут остановить в таких местах, где мало движения и можно удачно организовать нападение. В этом случае при следовании по маршруту движения старший группы, обеспечивающей безопасность колонны, должен знать, где находится стационарный пост ДПС. Если есть подозрения относительно других участников движения, то эту информацию желательно довести до оперативного дежурного по месту следования, если это недалеко от зоны нахождения ЧОП. Если группа сопровождения находится далеко, то в этом случае при прокладывании маршрута, нужно постараться учитывать особенности расположения УВД непосредственно по этим регионам, можно узнать их телефоны, чтобы сообщить оперативную информацию о том или ином инциденте.

Во всех перечисленных ситуациях есть важная особенность подготовки сотрудников. Они должны быть психологически готовы. Не каждый человек готов к сопровождению материальных ценностей. Происходит отбор кандидатов. Многие ребята сами отказываются от такой опасной работы, в связи с участившимися нападениями на инкассаторов или группы сопровождения и гибелью охранников. Когда ребята начинают работать, мы стараемся объяснить, что многое зависит от подготовки сотрудников. Если человек это понимает и начинает тренироваться, то он себя в будущем обезопасит себя на 80 – 90 %.

Мы стараемся разбирать все моменты нападения, пытаемся объяснить, где была допущена ошибка, что они сделали неправильно, чтобы в будущем сотрудники могли обезопасить не только груз, но и себя. Мы объясняем, что слаженная работа может отпугнуть от нападения. Сотрудники должны обладать аналитическим умом, чтобы проанализировать при перевозках ситуацию, чтобы понять , откуда может исходить та или иная опасность. После каждой поездки, сотрудники пишут рапорт о проделанной работе, подробно разбирают моменты, где была затруднительная ситуация, появлялись подозрительные машины. Это все описывают. И при выезде следующей группы это информация доводится до их сведения. Все сложные моменты нужно проигрывать вживую на тренировках. Есть подготовка теоретическая, есть практическая. После того, как человек проходит теоретическую часть занятий, он должен пройти эти занятия так же и на практике, чтобы лучше понять усвоенный материал. Это рутинная работа. Но ребята должны научиться взаимодействовать в команде. Например, если машину сопровождения останавливают сотрудники ДПС, охрана из машины не должны выходить, беседа должна вестись через переговорные устройства. Если возникнут какие-то вопросы, то нужно предложить доехать до стационарного поста и там эти вопросы решить. В момент остановки груза сотрудниками ДПС, старший конвоя должен сообщить руководителю, который занимается этим маршрутом. Руководитель выезжает на этот стационарный пост ДПС, ведет беседу с сотрудниками милиции, но из группы никто не выходит.

Нельзя предвидеть все варианты нападения, поэтому нужно анализировать те моменты, когда совершаются противоправные действия против других, анализировать информацию из СМИ и постараться на тренировках это все проигрывать. В этой работе много и других особенностей и нюансов, обо всем не расскажешь, много можно объяснить только непосредственно на практических занятиях

Мы всегда рады видеть в нашем объединении «Глобал-Безопасности» охранников высшего разряда. Но даже если у кандидата не хватает навыков или знаний, мы обязательно научим, натренируем и подготовим профессионала, которому можно доверить самую сложную работу.

Автор: Дарьин Владимир Евгеньевич - эксперт по безопасности,  Заместитель Председателя Объединения «Глобал-Безопасность»