Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29. 04. 96 г. №608 " О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации( Основных положениях) " экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и страны от внутренних и наружных угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, правительство и главные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

 Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на государственном, так и международном уровне. Таким образом, муниципальная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью государственной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты народонаселения через поднятие уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а еще воздействия на мировые процессы с учетом государственных муниципальных интересов.

 Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

 Несмотря на сложность переходного периода, Российская Федерация имеет большой потенциал для обеспечения собственной экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных государств в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и страны, являются главные элементы экономической системы и экономической деятельности.

 Основные положения государственной стратегии в области экономической безопасности определяют мнения, объекты, индикаторы, опасности и главные машины их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ресурсных ограничений.

 Можно отметить три блока положений стратегии:

 1. Определение государственных муниципальных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих охрану важных условий жизнедеятельности страны.

 2. Выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности критерий и причин, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и страны, определение и мониторинг причин, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и страны в краткосрочный и среднесрочный( 3 - 5 лет) перспективе.

 3. Формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики.

 Реализация экономической государственной стратегии обязана осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на базе качественных индикаторов и количественных характеристик - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

Угрозы и пути их преодоления экономической безопасности России

Угрозы экономической безопасности России (причины, препятствующие или формирующие опасность реализации государственных финансово-экономических интересов) можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы порождаются в основном неэффективной системой государственного финансового контроля (в частности, коммерческих организаций), невысоким уровнем организации систем денежной безопасности в коммерческих организациях, низкой способностью денежной системы обеспечить воспроизводство (взаимные неплатежи, нарушения гарантированного бюджетного финансирования и т д.), низкой способностью финансовой системы обслуживать муниципальный долг, неадекватной финансово-экономической политикой (неэффективная налоговая политика, к примеру, отсутствие эффективной защиты от давления лоббистских групп, несогласованность в отношениях центра и регионов по поводу налоговой политики и т. д.), высокорисковая кредитно-денежная политика, слабый уровень ценового регулирования в высокомонополизированных отраслях, неэффективная приватизация, предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным и т. д.), непостоянностью и низкой эффективностью многих финансовых институтов, отсутствием целостности правового обеспечения (в том числе государственного регулирования денежных рынков), структурным кризисом и криминализацией фондового рынка, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и другими отклонениями (бесхозяйственность, волокита, различные экономические правонарушения и т. д.) в управлении денежной системой страны, " бегством " капитала (к примеру, по оценкам Global Financial Integrity (GFI), в период 2000-2008 гг. такой вывоз из России составил 427 млрд. долл.      

Для сравнения: Банк России дает официальные цифры вывоза капитала за этот период - 564,7 млрд. долл.) и т. д. . В 2010 г. по данным Банка России объем вывоза капитала из страны составил 69,9 млрд. долл., причем на «сомнительные» операции пришлось 30,6 млрд. долл., или 44%.

 В современных условиях особую роль играют внешние угрозы.

Среди основных причин возникновения внешних угроз экономической безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:

- быстрое формирование процесса транснационализации экономических связей, интеграция государственных денежных рынков, интернационализация мирового хозяйства (называемого глобализацией);

 - относительное понижение регулирования глобальных денежных рынков( при увеличении их размеров и оборотов операций, росте конкуренции между ними);

 - расширение мировой денежной системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся государств (возрастает глобальная неустойчивость);

 - многообразие денежных инструментов и высокая степень их динамизма;

 - беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и наружной политики стран (включая Россию), которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и наружной экономической политикой страны, обе они попадают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики остальных государств);

 - укрепление конкуренции и трений между Россией и другими государствами в экономической и других сферах (к примеру, это проявляется в потере некоторых рынков сбыта, дискриминации русских товаропроизводителей на мировых рынках; вред, причиненный российскому экспорту применением необоснованных дискриминационных мер, по различным оценкам, ежегодно доходит до 1, 5—2, 0 миллиардов. дол.), использование мощными экономическими факторами агрессивных стратегий завоевания мирового экономического пространства;

 - чрезмерная зависимость государственных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы очень уязвимыми;

 - глобальное возрастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, происхождение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

 Наиболее вероятными опасностями экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть ориентирована деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

 Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

 Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0, 3-0, 5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

 Наука и научное обслуживание превратились из более престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой индустрии, электроэнергетике и индустрии в целом соответственно в 5 раз, 2, 5 и 1, 4 раза. Практически полностью прекратились закупки устройств, оснащения и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, обеспокоены поисками средств на оплату коммунальных услуг.

 Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч экспертов в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 млрд долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главенствующего фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.

 Однако, невзирая на катастрофическое разрушение российского научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законодательством 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести затраты на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

Продолжение следует