Современное общество со всех сторон подвержено риску: развитие новых технологий, огромное влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, рост числа новых заболеваний, появление геополитических центров экономического развития, техногенные катастрофы, дефицит энергоресурсов – всё это заставляет трансформировать роль государства в области экономической безопасности.

Можно без преувеличения утверждать, что, во-первых, все сферы жизнедеятельности человека в той или другой степени содержат своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые нужно учесть при определении выдвигаемых обществом, корпорациями и личностью целей и при их осуществлении. Во-вторых, значение понятия " безопасность " усиливается из-за возрастания многовариантности и альтернативности целеполагания и методик осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или другим вариантам прогнозирования развития экономики, осуществления инвестиций, формирования бюджета страны без оценки их социально-экономических последствий в виде критериев и индикаторов безопасности. В-третьих, ведущее значение безопасности в системе главных понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах особенно четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах.

 Назрела потребность в том, чтобы почти все инновационные познания в экономике были дополнены или скорректированы с учетом понятия " безопасность ".

Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.

 В настоящее время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного вреда, привносимого процессом " втягивания " в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, понижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т. д.

 Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, экспертов, самых широких слоев народонаселения. Такое интерес отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают вышеназванные проблемы на авансцену общественной жизни.

Свой вклад в рассмотрение и изучение экономической безопасности в России внесли такие авторы как Авдийский В.И., Дадалка В.А.. Дрейшев Б.В., Кашурников С.Н. Коржов Г.В., Кудров В.М. , Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д.

Современная научная литература содержит достаточно большое количество определений безопасности, в общем виде которые можно сформулировать как - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно.

Под экономической безопасностью понимается такое состояние хозяйства и институтов власти, при котором обеспечивается подлинная защита национальных общенародных интересов от потенциальных угроз в целях преодоления кризиса, сокращения главных цивилизационных ценностей, природных богатств и основных производственных ресурсов, создание условий для устойчивого и социально направленного развития, поддержания политической стабильности и оборонной достаточности страны в случае реализации даже критических сценариев развития внутренней и международной ситуации.

Понятие «экономическая безопасность» в литературе рассматривается очень широко. Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно отметить три ее важных элемента:

 - экономическую самостоятельность, которая в критериях современного мирового хозяйства никак не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В данных критериях экономическая самостоятельность означает возможность контроля страны за государственными ресурсами, приобретение такого уровня производства, эффективности и свойства продукции, который гарантирует ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

 - стабильность и устойчивость государственной экономики, предполагающие охрану собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать общественные потрясения, и т. д.;

 - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание подходящего климата для инвестиций и инноваций, неизменная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня тружеников становятся важными и обязательными критериями устойчивости и самосохранения государственной экономики.

 Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и причин, обеспечивающих независимость государственной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

На наш взгляд, экономическая безопасность не может рассматриваться вне этапов исторического развития экономических отношений и в современных условиях формирования рыночных отношений экономическая безопасность должна состоять в обеспечении целей и принципов экономики.

 В России разработка стратегии экономической безопасности началась с постановления Правительства РФ от 09. 03. 1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исправной власти и вместе с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось создать " Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации ".

 Указ Президента РФ " О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) " был подписан 29 апреля 1996 г.

 В этом Указе экономическая безопасность определялась как вероятность и готовность экономики обеспечить благородные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и единство страны, противостоять воздействию внутренних и наружных отрицательных факторов и быть материальной основой государственной безопасности.

 Выделяются такие характеристики экономической безопасности, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, недостаток бюджета, муниципальный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных запасов, деятельность теневой экономики и др.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность подразумевает такое положение военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и гарантирует в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение данной сложной задачи зависит от уровня и высококачественного состояния государственной экономики в целом.

 Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами характеристики (индикаторы), насколько их пороговые значения, т. е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию отрицательных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

 Содержание понятия " экономическая безопасность РФ " может быть рассмотрено в сравнительно статичном состоянии как комплекс таких важных для государственной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, административный и информационный элементы. (рис.1).

Рис.1 Содержание понятия "экономическая безопасность РФ"

Если теоретические размышления перевести на предмет нынешней реальной экономической безопасности, то отечественные специалисты отмечают, что современная российская экономика характеризуется двумя составляющими экономической безопасности: внешней и внутренней.

Внутренняя составляющая социально-экономической безопасности характеризуется низкой эффективностью экономики и динамикой негативных тенденций ее развития, связанных с отсутствием государственного планирования экономики и ее несбалансированной структурой в пользу сырьевого сектора, слабой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей и высокой зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, проблемами в социальной сфере.

Внешняя составляющая, включает такие позиции как сырьевая ориентация экспорта, зависимость от импорта продовольствие и фармацевтической продукции, внушительная внешняя задолженность.

Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном (катастрофически снижающемся), но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье народонаселения России существенно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность русского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени в следствии заболеваний и несчастных случаев, энергичности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

 Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. В критериях технологической революции, постоянного усложнения производственных процессов профессионализм, компетентность и мораль человеческих ресурсов в значимой мере определяют экономическую сохранность общества.

 Большое значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет ее технико-производственная составляющая. В итоге значимого роста импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к значимым экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное создание машинно-технической продукции высочайшего качества и в достаточном количестве.

 Технологическая составляющая экономической безопасности подразумевает такое положение научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Массовое же внедрение многообещающих технологий станет содействовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры русской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных государств.

 Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий.

 Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий и Интернета сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

 Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного перехода от энергосырьевого экспорта к наиболее сбалансированному участию методом интеграции российского технологического потенциала в мировую экономику, экспорту наукоемкой продукции и услуг.

 Важным составляющей системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить народонаселение страны продовольствием, а индустрия - нужным сельскохозяйственным сырьем.

 Сегодня угроза утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко ухудшилась в итоге избранного варианта проведения аграрной реформы.

 В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая подразумевает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд государственной экономики и оборонного комплекса.

Продолжение следует