«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно,
не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности».

А.С. Пушкин

За окнами осень уносит последние листья с деревьев, уже заглядывают прилетевшие снегири, клесты и синицы. Дни все короче, а по ночам случаются заморозки.

На календаре 4 ноября – День народного единства. Еще недавно этот день принадлежал религии, и отмечали православные христиане в осенний календарный срок день «Казанской иконы Божией Матери».  

Перефразируя бессмертные строки Н.В.Гоголя, можно уверенно сказать: и какой же русский не любит хорошо попраздновать?  Уже сейчас на страницах «Календаря событий» представлены более двухсот праздников, отмечаемых в России. Это и государственные праздники, которые объявлены всенародными выходными днями, и праздники религиозные, профессиональные, да и каких только праздников не придумал для себя народ.

Но прежде чем праздновать хочется понять смысл и предназначение данного события.Обратимся к недавним временам, к истокам.

Начиная с 2005 года,  дата 4 ноября стала не только днем религиозных празднеств, но отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства».

Идея сделать праздничным день 4 ноября, назвав его  День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Его оппоненты, в подавляющем большинстве коммунисты, в один голос говорили о том, что «непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года».

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

Закон о наречении даты 4 ноября Днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят Госдумой РФ 27 декабря 2004 года. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались. Вот с такого разногласия в 1/3 взял свое начало этот праздник единства.

Как обосновали выбор даты празднования 4 ноября?

Во всех календарях можно прочесть: «Этот день выбирался нашим правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва.  Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности».

Но обратимся к историческому календарю и посмотрим, что происходило в России в то время.  Время, которое в истории именуется Великой СМУТОЙ.

Понятие «Смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего, анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С.М.Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение.

По мнению К С Аксакова и В О.Ключевского, в центре событий была проблема законности верховной власти. Н.И.Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. Подобный взгляд высказывал американский историк Дж.Биллингтон - он прямо говорил о Смуте как о религиозной войне.

И.Е.Забелин рассматривал Смуту как борьбу между стадным и национальным принципами. Представителем стадного принципа являлось боярство, жертвовавшее национальными интересами ради собственных привилегий. Такая мысль не чужда была и Ключевскому.

Значительный блок в историографии Смуты занимают труды, где она представлена как мощный социальный конфликт. С.Ф.Платонов видел несколько уровней этого конфликта: между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством и др. Н.Н.Фирсов в 1927 году говорил о крестьянской революции как о реакции на развитие торгового капитала.

Непосредственным толчком к брожению послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой массовое сознание признавало в качестве «природных государей». Династический кризис вызвал растерянность в народе, а в верхних слоях знати возбудил хищные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, к общественной деморализации.

Смута проявилась, прежде всего, в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII века добил привычные моральные ценности, скреплявшие людей в единый коллектив. Голод, последствия которого усугублялись ошибками правительства Годунова, выкосил сотни тысяч человеческих жизней. Историк А.П.Щапов писал: «...люди, терзаемые голодом, валялись на улицах, подобно скотине, летом щипали траву, а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети - своих родителей, хозяева - гостей, мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились останавливаться в гостиницах...»

Народ бедствовал, а в это же время знать устраивала дележ богатства и привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему населению на несколько лет. Доходило до людоедства, а. спекулянты удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него.

Суть происходящего хорошо осознавалась в народе и определялась словом «воровство», но быстрых и простых путей выхода из кризиса не мог предложить никто. Чувство сопричастности к общественным проблемам у каждого отдельного человека оказывалось недостаточно развитым. К тому же немалые массы простых людей заражались цинизмом, корыстью, забвением традиций и святынь. Разложение шло сверху - от потерявшей всякий авторитет боярской верхушки, но грозило захлестнуть и низы. Антиобщественные интересы явно брали верх, в то время как энергичные и честные люди, по словам С.М.Соловьева, «погибли жертвами безнарядья». Во всех сословиях налицо были раздоры, недоверие, падение нравов. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев и образцов. Смута в умах усиливалась разгулом коррупции и дороговизны.

Безвластие и потеря централизующих начал вели к оживлению местного сепаратизма. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Брожение охватило и жителей нерусских окраин - как тех, что были присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вошли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись на перспективу стабильного порядка и отлаженных связей в сильном государстве. Политическая дестабилизация вызывала неизбежное недовольство среди национальных меньшинств. Если до Смуты Москва была координирующим центром, связывающим все области страны, то с утратой доверия к московским властям утрачивались и связи между отдельными областями. «...Потеряв политическую веру в Москву, начали верить всем и всему... Тут-то в самом деле наступило для всего государства омрачение бесовское, произведенное духом лжи, делом темным и нечистым» (С. М. Соловьев). Государство превращалось в бесформенный конгломерат земель и городов. Пренебрежение к государственным интересам и мелочная корысть боярства породили такое явление, как самозванство. Как писал Н.М.Карамзин, «...оцепенение умов предавало Москву в мирную добычу злодейству. Расстрига со своими ляхами уже господствовал в наших пределах, а воины Отечества уклонялись от службы Так нелюбовь к государю рождает нечувствительность и к государственной чести!». Ни один из самозванцев не посмел бы посягнуть на престол без открытой или тайной поддержки боярских группировок. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Этот сценарий и был разыгран. Авантюра самозванца быстро исчерпала себя, когда боярский заговор окончательно созрел. В результате его на престол вступил князь Василий Шуйский.

Страну захлестнула уголовщина. Грабежами занимались бродившие от города к городу польские, дворянские, казачьи отряды, различные ватаги и банды. От имени «тушинского вора» и польского наместника Гонсевского шла раздача поместий присягнувшим им корыстолюбцам, хотя хозяева этих поместий были в полном здравии. Помутнение в умах раскалывало семьи, брат шел на брата, отец - на сына. В Москве у кремлевского дворца беспрестанно волновались толпы народа, предписывая Шуйскому, а затем и Боярской думе, что нужно делать и какие указы принимать.

После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» претензии на московский престол перешли к иностранцам. В августе 1610 года одна из боярских группировок «организовала» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным московским государем», хотя не выполнил главного условия бояр - не принял православия.

К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях- начиная с 1606 года - регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось все яснее, что решение проблем невозможно только в местных рамках - зрело понимание необходимости общерусского движения.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем".

Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло - напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь. «Религиозные и национальные силы пошли на выручку гибнувшей земли» (В.О.Ключевский). Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

К Москве двинулись силы второго ополчения (первое, отряды Ляпунова, Заруцкого и других, погибло в 1611 году), ведомые простым нижегородским мясником Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, страдавшим от постоянно открывавшихся недолеченных  ран.

Есть горькая русская поговорка, говорящая о крайней нужде: «Зарежь – кровь не потечет!». Так могла бы сказать Россия в случае гибели второго ополчения. Минин и Пожарский вели последние   крохи здоровых сил страны. Гибель шла по пятам – на вождей постоянно устраивались покушения. Гибель ждала впереди: предатели казаки сговорились с поляками о совместном ударе в спину ополченцам. Неумолимо сокращались последние часы жизни России – на соединение с засевшими в Москве поляками спешила отборная королевская рать во главе с гетманом Ходкевичем. Слишком много «случайностей» должно было совпасть, чтобы дело   священномученика и чудотворца   Святейшего Патриарха Гермогена увенчалось успехом…

Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверием населения. В августе 1612 года произошли решающие бои, 22 октября (1 ноября по использовавшемуся поляками григорианскому календарю) в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль.

Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, казанским ополчением, в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году.

26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день 6 ноября гарнизон сдался.

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взяв в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С.М.Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И.Е.Забелин).

Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно - не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

 21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку он и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть.

Но дальнейшие события с назначением праздника только продолжили развиваться. В память о штурме Китай-города было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе Казанской Божьей Матери. В 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы», который праздновался вплоть до Октябрьской революции.

Есть еще одно толкование этого праздника. Кузьма Минин был назван самим Петром I «спасителем Отечества». В день победы русского народа царь назначил государственный праздник, посвященный Казанской иконы Божией Матери. Но всегда в этот день вспоминали имя предводителя народного восстания, с помощью которого Россия получила свободу и право на независимость.

Как связаны между собой эти исторические параллели пусть ответят ученые историки и политологи, для меня важнее понять его сущностное наполнение.

Сама идея народного единства, безусловно, очень хорошая.  Другое дело, что, на мой взгляд, этот праздник введён в наш календарь уж очень искусственно, с некоторой путаницей и исторической подтасовкой.

Единство можно понимать по-разному. Кто-то предполагает, например, что для подлинного единства непременно необходим какой-нибудь общий страшный враг, против которого и легко будет сдружиться всем миром. Такое «единство» опасно тем, что постоянно требуется поиск коварного врага.

Есть мнение, что для единства и подлинного взаимопонимания должно быть всеобщее единообразие, когда все люди мыслят одинаково, одинаково оценивают прошлое и настоящее, по всем вопросам имеют единое мнение, одинаково верят и даже вкусы у них совпадают.

И то, и другое скорее иллюзия единства.

Я думаю, что единство – это не единообразие и не «дружба против». Единство это взаимоуважение друг друга, несмотря на то, что все мы очень разные. Мы по-разному выглядим, по-разному думаем, по-разному оцениваем многие события в стране и в мире. Мне кажется, что куда важнее не единство мнений, а умение признавать права другого на иную точку зрения, понимая, что он такой же гражданин, как и я. Умение уважать друг друга.

Когда появляется такое народное единство, то и праздник станет поистине ВСЕНАРОДНЫМ.

 

СПРАВКА

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских памятниках 10-15 вв. эти земли назывались "Русью", "Русской землей". В 14 в. они стали называться Московским княжеством, в 15 в. - Московским государством или Московией, с 16 в. - Россией.

Территория. Российская Федерация расположена на востоке Европы и севере Азии. Самая северная точка на материке - мыс Челюскин (п-в Таймыр), на островах - север о-ва Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа; самая южная - в Дагестане, на границе с Азербайджаном; западная - на Балтийской косе в Калининградском заливе; восточная - на о. Ратманова в Беринговом проливе.

Протяженность сухопутных границ 22 125,3 км, они разделяют Россию на северо-западе с Норвегией, Финляндией, на западе - с Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией. Юго-западная граница - с Украиной, южная - с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической республикой.

Территория России занимает 11 часовых поясов.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов). Примечание: Согласно Федеральному конституционному закону №5-ФКЗ от 21 июля 2007 года в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 года образуется новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край.

В России проживает 148 млн. чел. (1996), в т.ч. 160 народов. Это - русские (79,8%), татары (3,8%), украинцы (2,0%), башкиры (1,2 %), чуваши (1,1%), чеченцы (0,9%), армяне (0,8%), мордва (0,6%), белорусы (0,6%).

Население Российской Федерации проживает в 2 940 городских (городах и поселках городского типа) и 142 тысячах сельских населенных пунктах.

В стране насчитывается 13 городов с населением свыше миллиона человек. Это Москва (10,4 миллиона жителей), Санкт-Петербург (4,6 миллиона), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград и Пермь. Каждый третий городской житель страны живет в одном из этих городов.

Религия. В настоящее время в Российской Федерации действуют свыше 70 религиозных конфессий. Согласно Конституции, религиозные объединения в стране отделены от государства и равны перед законом. Всем гражданам дано право на исповедание любой религии и право быть атеистом. Из традиционных религий на территории России исповедуются христианство в форме православия, ислам, в меньшей степени иудаизм и буддизм.

Для современной истории России характерно сосуществование элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления, центростремительных тенденций и попыток крупных регионов добиться все большей самостоятельности. В соотношении сил сторонников разных путей развития сложилось своеобразное равновесие - основа сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе. Идеологами все еще не разработана конкретная модель развития страны. Не вызывает сомнения лишь необходимость использования и российского, и советского, и зарубежного опыта. Для части общества желательно восстановление статуса России как мощной державы в системе многополярного мира. Их надежды в последние года подкрепляются восстановлением экономического и военного потенциала страны и успешным развитием внешнеполитических связей.