Установка камер видеонаблюдения в служебных помещениях гипермаркета, как составная часть общей системы видеонаблюдения, призвана обеспечить контроль над  персоналом торгового предприятия. О правовых аспектах видеонаблюдения, предназначенного для  контроля за персоналом достаточно подробно говориться в статье Ю.Э. Романовой «Использование видеонаблюдения для контроля за поведением работников» (журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» № 12 за 2006 г.), по этому мы не будем на этом подробно останавливаться и рассмотрим лишь вопросы практического применения видеонаблюдения в служебных помещениях торгового предприятия. В качестве общих рекомендаций по установке и техническим характеристикам камер, используемых в помещениях, можно отметить следующие: используются обычно черно-белые видеокамеры, с углом обзора, позволяющим охватить максимальную площадь контролируемого помещения; монтируются, как правило, либо на потолке, либо на стене помещения, ориентируясь таким образом, чтобы имеющиеся в помещениях элементы конструкций, оборудования и иных предметов, не создавали помех для обзора.

Еще раз подчеркну, что перечень помещений является примерным, мы рассмотрим лишь наиболее типичные из них, наличие которых характерно для любого гипермаркета.

1)                 Комната сотрудников охраны (помещение операторов системы видеонаблюдения). В магазинах, рассматриваемого нами формата, зачастую помещение сотрудников охраны (в большей степени, - рабочее место старшего смены охраны) одновременно является помещением, в котором размещаются мониторы системы видеонаблюдения гипермаркета и несут дежурство операторы видеонаблюдения. Наличие видеоконтроля данного помещения более актуально с точки зрения контроля работы сотрудников руководителем службы безопасности. Иногда, с этой целью, изображение данной камеры делается недоступным (скрытым) для самих операторов СВН и выводиться на монитор лишь руководителя СБ. Особенно важным он бывает для контроля несения дежурства старшим смены в ночное время. Актуальным так же бывает пост-событийный контроль в случае  происшествия нештатных ситуаций, - возгорания, несанкционированное проникновения и т.д.

2)                 Центральная касса. Обязательная зона контроля. Актуальность зоны обусловлена тем, что в данном помещении в некоторые периоды времени аккумулируются значительные наличные денежные средства. Соответственно оно наиболее интересно злоумышленникам. В режиме реального времени контролируется работа старшего кассира, а так же осуществляется контроль процессов, связанных с перемещением денежных средств, - периоды внутренней и внешней инкассации. В режиме пост-событийного контроля записи используются для просмотра эпизодов, связанных с несанкционированным проникновением, совершением уголовных преступлений, злоупотреблениями или нарушениями старшего кассира или кассиров. Бывает важен пост-событийный контроль моментов итоговой внутренней инкассации, когда и выявляется значительное количество нарушений и злоупотреблений кассиров (не выполнение предписанного порядка осуществления инкассации, присвоение излишков денежных средств, нарушения в процессе заполнения финансовой документации и т.д.)

3)                 Помещение поста «служебный вход». Так же представляется обязательным осуществление видеоконтроля данного помещения. Пост «служебный вход», в-первую очередь осуществляет обеспечение важнейших элементов внутриобъектового режима, - контроль моментов прибытия персонала в гипермаркет, и убытие по окончании рабочей смены. Наблюдение осуществляется в режиме реального времени, - зачастую непосредственно руководителем службы безопасности или старшим смены охраны. Особенно важен контроль процесса проверки персонала на наличие неоплаченного товара при убытии со смены. Пост-событийный контроль и использование записей данной камеры осуществляется при самых различных ситуациях. Зачастую записи используются в качестве доказательств при расследовании уголовных дел по преступлениям, свершенным персоналом, т.к. досмотр персонала, подозреваемого в совершении хищений сотрудники полиции часто осуществляют именно в данном помещении.  Важен так же при проведении внутренних расследований и в некоторых иных ситуациях.

4)                 Комната приема пищи. Видеонаблюдение в помещении столовой осуществляется в целях контроля персонала, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, выявления фактов употребления сотрудниками неоплаченного товара, соблюдение установленного графика регламентированных перерывов и т.п. Кроме того, важным элементом контроля данного помещения является контроль самих работников столовой. Как правило, они являются сотрудниками подразделений собственного производства, а практика показывает, что это одна из наиболее «критичных» категорий персонала с точки зрения злоупотреблений и совершения хищений.

5)                 Помещение операторов по вводу данных. Помещение, активно посещаемое как сотрудниками и менеджерами, осуществляющими работу грузовой зоны, так и представителями поставщиков, торговыми представителями, экспедиторами и т.д. Посредством видеонаблюдения как раз осуществляется контроль перечисленных категорий сотрудников, соблюдение правил пропускного и внутриобъектового режима. В пост-событийном режиме используется для проведения внутренних расследований и текущих проверок по различным рабочим эпизодам.

6)                 Помещение руководителей отделов (секций) гипермаркета. Часто видеоконтроль данного помещения интересует административное руководство торгового предприятия, - заместителя директора, директора, управляющего, руководителя службы безопасности. Контролируется использование рабочего времени, режим работы, взаимодействие с торговыми представителями компаний-поставщиков и другие рабочие моменты. Записи используются как в режиме реального времени, так и в режиме пост-событийного контроля.

7)                 Приемная руководителя. Адресный видеоконтроль данного помещения осуществляется далеко не всегда. Часто бывает, что достаточно, чтобы входная дверь в помещение приемной или непосредственно в кабинет руководителя попадала в зону обзора какой либо камеры, адресно ориентированной на иную зону контроля. Как правило, используется в режиме просмотра архива видеозаписей при проведении проверок и внутренних расследований.

8)                 Учебный класс (комната для совещаний). Если такое помещение в гипермаркете имеется, предпочтительно обеспечить его видеоконтролем. Как правило, такие помещения оборудованы аудио-видеоаппаратурой, компьютерной и оргтехникой, иными средствами, предназначенными для осуществления учебного процесса и проведения рабочих совещаний. Бывает важным с точки зрения проведения проверок и расследований по факту выхода технических средств из строя (проще говоря, - выяснить кто сломал аппаратуру), текущего контроля проведения мероприятий административных руководством предприятия и т.д.

9)                 Входные двери в помещения для раздевания персонала. Непосредственно помещения для раздевания персонала (мужские и женские раздевалки), - достаточно «критичная» зона с точки зрения совершения различного рода правонарушений как дисциплинарного, так и административно-уголовного характера. Нарушения эти могут быть связаны и с совершением хищений (припрятывание товара в одежде, либо для последующего выноса), и с наиболее часто встречаемым, - употреблением неоплаченного товара. Об этих фактах свидетельствуют упаковки неоплаченного товара, припрятанные в различных «укромных» зонах помещения. В том числе бывают факты употребления и алкогольных напитков. Кроме того, именно в данной зоне совершаются преступления, связанные с хищением личных вещей сотрудников (соответственно, - другими сотрудниками), - денежных средств, дорогостоящих средств связи и иных личных вещей. От видеоконтроля самих этих помещений, в силу специфики их функционального предназначения, этических и правовых ограничений, как правило, отказываются. Если же ответственные лица принимают решение о видеоконтроле раздевалок, то должны помнить те положения, которые были озвучены в разделе «Контроль примерочных кабинок», и быть готовыми к возможным негативным правовым последствиями.

С учетом сказанного, необходим видеоконтроль входных дверей в эти помещений. Он не настолько функционален, как контроль самих помещений, однако играет решающую роль при проведении внутренних расследований, а так же расследований по уголовным преступлениям, связанным с хищением личных вещей и денежных средств персонала. Для лучшей последующей идентификации лиц, входящих и выходящих из помещений, желательно для контроля этой зоны использовать видеокамеры с максимально хорошим разрешением. Используются камеры в основном в режиме пост-событийного контроля и в качестве доказательств при расследовании уголовных преступлений.

10)             Входные двери в рабочие кабинеты административного персонала (менеджера по персоналу, руководителя службы безопасности, заместителя руководителя гипермаркета, инженера, руководителя подразделения собственного производства и т.д.). Посредством видеонаблюдения указанных зон осуществляется контроль передвижения административного персонала, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и внутриобъектового режима, режима функционального использования рабочего времени, выявление фактов несанкционированного проникновения посторонних лиц в административные помещения и иных рабочих моментов, связанных с нормальным функционированием торгового предприятия. Используется для проведения проверок и внутренних расследований, а так же для текущего контроля со стороны руководства предприятия.

11)             Входные двери в подсобные помещения (технических работников, электрощитовую, и т.п.). Преследует те же цели, которые указаны в предыдущем разделе, для осуществления контроля собственного технического персонала, сотрудников клининговых компаний и др.

12)             Помещения для фасовки весового товара. В-первую очередь контроль этих помещений необходим с целью выявления фактов употребления персоналом неоплаченного товара на рабочем месте. По этому важен контроль не всех помещений для фасовки, а именно тех, где фасуется готовый к употреблению товар, - орехи, фрукты, конфеты, печенье и иные продукты, готовые к употреблению без дополнительной термической обработки. Следует признать, что, к сожалению, на практике контроль данных помещений бывает мало функционален, и выявления подобных фактов, в режиме реального времени исключительно редки. Исходя из этого, зачастую, ответственные руководители, стремясь снизить стоимость проекта по монтажу СВН, ограничиваются установкой в фасовочных помещениях муляжей видеокамер. Думаю, что в ряде случаев такой подход вполне оправдан.

13)             Помещения цехов собственного производства. Как уже было отмечено, практика показывает, что категория сотрудников собственного производства, относиться к «группе риска», с точки зрения подверженности совершению хищений. Конкретных рекомендаций по адресному контролю цехов и иных помещений подразделения собственного производства дать невозможно, поскольку все зависит от их конфигурации, количества, спецификации, расположения и т.д. Думается, что предпочтение следует отдать тем помещениям, где имеется возможность употребления в пищу готовой продукции (выпечка, салаты, кондитерский цех, горячее производство и т.п.).

Однако и контроль иных помещений бывает достаточно важен. Например, в цехах фасовки мясных и рыбных полуфабрикатов встречается такой способ хищения, - (Просьба сотрудникам СП не принимать как руководство к действию!) дорогостоящую продукцию (например, мясную вырезку высшей категории, филе красной рыбы и т.п.) прячут в продукцию дешевую (субпродукты, суповой набор и т.п.), после чего замораживают, взвешивают и все в итоге приобретается по стоимости той продукции в которую «завернут» кусок деликатеса. Так же практикуется «приматывание» к телу пластов вырезки, припрятывание в интимные места не только готовой продукции, но и полуфабрикатов (вплоть до пакетиков с фаршем) и т.д.

Кроме того, при выборе помещения, подлежащего видеоконтролю, следует ориентироваться на необходимость контроля технологических процессов, связанных с потенциальными рисками для торгового предприятия, например возможность возгорания.

Ну и в заключение рекомендовал бы учитывать еще один момент. Часто, даже если торговое предприятие работает для покупателей не круглосуточно, в цехах собственного производства осуществляются работы по изготовлению продукции и в ночное время. В этом случае важна возможность видеоконтроля персонала в ночное время старшим смены службы безопасности.

 

Грузовая зона (дебаркадер)

 

Видеоконтроль грузовой зоны (зоны погрузки/ выгрузки и временного складирования товара) важен не только с точки зрения контроля над персоналом, но и с точки зрения профилактики и выявления хищений персоналом, а так же разбора по фактам значительных недостач товара. В связи с озвученными целями, общим требованием к организации видеонаблюдения на дебаркадере является отсутствие «мертвых» зон, т.е. зон не охваченных видеонаблюдением.  Исходя из этого требования, и следует использовать настоящие рекомендации.

Предполагается обязательным адресно ориентировать камеры, для контроля следующих зон дебаркадера.

 

1)                 Зоны приемки товара. Одни из самых важных зон, подлежащих обязательному видеоконтролю! Количество видеокамер напрямую зависит от количества грузовых ворот дебаркадера. Технические характеристики видеокамер, обусловлены важностью как пост-событийного, так и «он-лайн» просмотра. Настоятельно рекомендуются цветные видеокамеры, с максимально хорошим разрешением и изменяющимся фокусом. При формировании технического задания, желательно предусмотреть значительную архивацию записей данных видеокамер. Желательно, чтобы она составляла не менее 3-4 месяцев. При выборе места установки видеокамер следует учитывать следующее:

- Ориентировать камеру таким образом, чтобы обеспечить максимально четкую картинку зоны, на которой непосредственно осуществляется прием товара, - зона открытых дебаркадерных ворот, зона складирования товара, непосредственно выгружаемого из машины, зона дислокации менеджера, осуществляющего прием товара, место нахождения представителя поставщика, зона расположения весов, зона заполнения приемной документации.

- Желательно, чтобы при контроле данной зоны была видна небольшая перспектива в сторону открытого кузова разгружаемого автомобиля., гос.номер автомобиля.

- Предусмотреть невозможность «засветки» камеры при открытых грузовых воротах от дневного освещения;

- Предусмотреть, чтобы зону обзора не загораживали инженерно-технические элементы конструкции здания и иные объекты (складированные пустые поддоны, грузовая тара и т.п.).

Контроль зоны приема товара позволяет выявлять:

- факты нарушения внутриобъектового и пропускного режима (проникновение на территорию дебаркадера посторонних лиц во время приема товара, несанкционированный выход персонала на улицу и т.д.);

- факты хищений персоналом, путем выноса неоплаченного товара через грузовые ворота;

- факты хищений персоналом путем сговора с представителем поставщика (наиболее «критичные» с этой точки зрения категории, - менеджеры по приемы товара и операторы погрузочно-разгрузочных работ);

- факты хищения представителем поставщика до начала приемки товара (Водитель-экспедитор, до начала приема товар, припрятывает какое то количество товара предназначенного к отгрузке, в кузове автомобиля, а в процессе приемки товара всячески отвлекает менеджера по приему. В результате, товар принимается не по фактическому количеству, а по количеству, указанному в накладной. Если менеджер по приему товара обнаруживает, что товара не хватает, водитель, сославшись на забывчивость, достает недостающий товар.)

- факты хищения представителем поставщика в процессе приема товара (водитель-экспедитор, пользуясь невнимательностью менеджера по приему и сотрудника контрольной службы, прячет уже посчитанный товар с дебаркадера обратно в кузов);

- факты приема товара ненадлежащего качества (прием товара, подлежащего обязательному контролю качества, например, фруктов, осуществляется без переборки);

- факты приема весового товара без взвешивания (весовой товар принимается не по весу, а по количеству упаковок);

- факты нарушений обязательных требований по приему товара, регламентированных соответствующей инструкцией (товар принимается не по штрих-коду, штучный товар не пересчитывается, весовой не перевзвешивается, не проверяется товарный вид и соответствие сроков годности и т.д.);

- факты нарушений при осуществлении процедуры возврата (товар передается представителю поставщика без предварительной сверки его количества и наименования накладной);

- факты нарушений, повлекших прием товара пересортом;

- факты нарушений, повлекших значительную недостачу товара, в результате того что какое то количество товара вообще не было принято и т.д.

Адресный видеоконтроль данной зоны в режиме реального времени осуществляется для проверки оперативной или иной имеющейся информации о возможных нарушениях или злоупотреблениях:

- имеется информация о недобросовестности или халатности менеджера по приему товара;

- имеются подозрения в совершении хищений конкретным представителем поставщика;

- имеются значительные недостачи по какой либо товарной группе или конкретной товарной позиции, причины которых с достоверностью выяснить не удалось;

- контроль приема товара относящегося к «группе риска» т.е. по которому имеются наибольшие потери, или который наиболее похищаем в силу возможности его «левой» реализации и т.д.

Пост-событийный контроль данной зоны не менее важен, и так же применяется достаточно часто. Наибольшее значение записи камер контролирующих зону приема товара имеют при проведении внутренних проверок и расследований по фактам значительных недостач товара. При проведении проверки руководитель службы безопасности, анализируя данные программы учета товародвижения, первичной документации по движению товара и архива записей видеонаблюдения может с достаточной долей вероятности, а зачастую, и с уверенностью, определить должностное лицо или сотрудника, по вине которых товар «потерялся». Данные записей видеокамер, в этом случае могут сыграть  доказательственную роль, как для привлечения лица к дисциплинарной или иной юридической ответственности (если будет доказан умысел лица), так и на процедуру взыскания с него материального ущерба причиненного Компании.

 

2)                 Входные двери в холодильные камеры. Достаточно важная зона с точки зрения контроля перемещения товара по территории грузовой зоны. Чаще необходим  пост-событийный контроль, например, в случаях разбирательств по фактам порчи товара вследствие нарушений условий хранения. К примеру, скоропортящийся товар, по вине должностного лица, не был помещен в холодильные камеры. Кроме того, холодильные камеры – это зона работы операторов погрузочно-разгрузочных работ, - то же достаточно «критичной» категории сотрудников в плане, как различных нарушений, так и совершения хищений. На практике часто применяются черно-белые видеокамеры, позволяющие с достаточной уверенностью идентифицировать личность сотрудника.

3)                 Входные двери в цеха собственного производства. Важность видеоконтроля данной зоны определена теми же положениями, которые мы обозначили в разделе «Помещения цехов собственного производства», - это контроль сотрудников СП, выявление фактов совершения хищений сотрудниками, контроль перемещений сотрудников, работающих в ночную смену и т.д.

4)                 Зона прессовки картона и полиэтилена. Зона работы либо собственных сотрудников торгового предприятия либо сотрудников предприятия, обеспечивающего вывоз такого рода отходов производства. Достаточно распространенным нарушением (которое, при отсутствие должной внимательности со стороны сотрудника,   осуществляющего прессовку может повлечь причинение ущерба), является вывоз невнимательными сотрудниками, - как правило, продавцами-консультантами, вместе с упаковочной тарой ликвидного товара, который сотрудник просто не заметил. Для выявления таких нарушителей и необходим видеоконтроль данной зоны. Наряду на кажущуюся незначительность эпизодов бывают факты, когда таким образом вывозиться и прессуется достаточно дорогостоящий товар.

 Второе направления контроля данной зоны, - выявление сотрудников, планирующих совершение хищение. Зона складирования упаковочной тары, - одна из самых «популярных» с точки зрения так называемых «закладок», то есть припрятывания товара на дебаркадере с целью последующего его хищения. При выявлении сотрудниками службы безопасности такой «закладки» только наличие видеонаблюдения позволит выявить лицо, планирующее совершить хищение.

С учетом сказанного, актуален обычно пост-событийный контроль.

5)                 Зона складирования мусора. Все выше сказанное в равной доле можно отнести и к данной зоне. Она даже более критична с точки зрения потенциальной возможности совершения хищений, поскольку «закладки» в ней совершаются именно сотрудниками, осуществляющими утилизацию мусора, не подлежащего прессовке. Так же используется соответствующими руководителями для проверки работы сотрудников охраны, контролирующих процесс утилизации мусора и списываемого товара.

6)                 Панорамные камеры дебаркадера. Речь в данном случае идет о камерах, которые контролируют всю территорию грузовой зоны, давая более общую картину, чем камеры, адресно ориентированные на конкретные зоны. Предназначены для максимального охвата всей зоны и отслеживания маршрута передвижения сотрудника при производстве проверки или расследования по конкретным фактам. Зная время и направления маршрута, детализировать действия сотрудника позволяют другие видеокамеры. Повторимся, что предпочтительно избежать так называемых «мертвых зон» на дебаркадере, по этому место установки и технические характеристики данных камер выбираются у четом количества, локализации и зон, контролируемых иными камерами. В виду обозначенного функционального предназначения, в режиме реального времени практически не просматриваются, поскольку как правило, такой просмотр не дает никакой практической отдачи. В силу этого, используются в основном, для пост-событийного просмотра.

 

 

Заключение

В настоящей работе, акцент сделан именно на практическую сторону монтажа и  использования системы видеонаблюдения в гипермаркете, с учетом особенностей различных зон магазина, ассортимента реализуемых товаров, тактики совершения хищений и т.д. По этому, при рассмотрении вопросов не были даны конкретные  технические характеристики видеокамер. Какие именно использовать видеокамеры, - стационарные или мобильные, аналоговые или цифровые, корпусные или купольные, цветные или черно-белые, в конечном итоге определяет только заказчик в рамках своего представления о функционале системы видеонаблюдения и размером бюджетных средств, которые может позволить себе выделить Компания для реализации проекта по монтажу СВН.

Основная цель настоящих рекомендаций, - сделать систему видеонаблюдения наиболее эффективным и функциональным инструментом предотвращения потерь торгового предприятия.

Представляется, по вопросам монтажа и практического использования системы видеонаблюдения гипермаркета, можно рассматривать целый ряд актуальных тем, как то:

- проведение тендера и выбор подрядчика для монтажа системы видеонаблюдения;

- формирование технического задания и составлением схемы системы видеонаблюдения для открывающегося объекта;

- проведение переговоров и согласование договорных условий монтажа и пост-монтажного гарантийного(а возможно и пост-гарантийного) обслуживания;

- содержание и составные части договора на монтаж системы видеонаблюдения;

- необходимость контроля реализации проекта по монтажу со стороны «заказчика», возможность корректировки технического задания в процессе монтажа;

- работа операторов системы видеонаблюдения;

- значение архивации записей СВН, правовые основания применения их в качестве доказательств в суде.

И так далее и тому подобное. Но все таки все озвученные вопросы, - предмет отдельного разговора.

Так же еще раз хотелось бы напомнить, что все приведенные рекомендации нельзя автоматически экстраполировать на конкретные торговые предприятия, поскольку мы преследовали цель рассмотреть наиболее типичные зоны контроля, встречающиеся практически в каждом гипермаркете рассматриваемого формата (разумеется, с учетом особенностей ассортиментной матрицы). Хотелось бы надеяться, что эта цель достигнута.