Пожалуй, важнейшая составная часть общей системы видеонаблюдения гипермаркета. Конечно, большинство руководителей службы безопасности хотят видеть буквально «все» и чуть ли не «сразу». Можно наставить видеокамеры для контроля буквально каждого метра торговой площади, однако будут ли оправданными такие затраты, и смогут ли операторы контролировать огромное количество камер?  Количество камер, их конкретное расположение, технические характеристики и некоторые иные вопросы являются индивидуальными и определяются, исходя из направленности торговой деятельности, площади торгового зала, расстановки и расположения паллет, стеллажей, отделов по товарным группам и т.д. При монтаже видеокамер торгового зала и при размещении их на мониторах системы видеонаблюдения необходимо соблюдать определенную последовательность, с учетом направления движения основного покупательского потока при перемещении по торговому залу. Мы попробует определить приоритетные зоны торгового зала, подлежащие обязательному видеоконтролю.

1) Вход в торговый зал. Зона, подлежащая обязательному видеоконтролю. Место установки определяется исходя из особенностей расположения торгового оборудования. Желательна цветная камера с хорошим разрешением и изменяющимся фокусом. В обзор камеры должен входить непосредственно входной турникет, пост сотрудника службы безопасности, выход покупателей без покупок, зона месторасположения покупательских тележек и прилегающая территория торгового зала. Видеоконтроль важен с точки зрения контроля несения дежурства сотрудником службы безопасности на посту «вход в торговый зал», соблюдение им правил обращения с покупателями и посетителями, наличия свободных покупательских тележек, выявления фактов выноса неоплаченного товара через выход для покупателей без покупок, контроля соблюдения персоналом внутриобъектового режима. В режиме просмотра записей архива видеонаблюдения, часто используется для проверки достоверности аргументов покупателей, по поводу входа в торговый зал с товаром, приобретенным в других местах и иных спорных ситуациях.

2) Зона выкладки DVD и CD дисков. Часто данная товарная группа выкладывается в непосредственной близости от входа в торговый зал, по этому при определении места расположения видеокамеры следует учитывать возможность контроля данной зоны сотрудником службы безопасности поста «вход в торговый зал», а так же степень защищенности товаров данной группы противокражными элементами. При использовании противокражных боксов (в которые непосредственно помещается выложенный товар) на 100%  выкладки, возможно необходимость адресного видеоконтроля данной зоны и отпадает. Если же используются только противокражные метки, которые достаточно просто удаляются недобросовестными покупателями, предпочтительно все-таки камеру установить, поскольку товар подвержен хищению. Чаще используется операторами видеонаблюдения для осуществления контроля в режиме реального времени.

3) Зона выкладки печатной продукции. Контроль данный зоны необходим, так как товар так же подвержен хищению, при этом противокражными элементами оборудуется редко, поскольку, зачастую поставщики печатной продукции отказываются забирать на возврат товар, оборудованный противокражными метками. Так же контроль важен для разрешения вопросов, возникающих на выходе из торгового зала. Часто покупатели, выходя с неоплаченным печатным товаром (особенно касается периодических изданий), ссылаются на его приобретение в других торговых точках. Используется как в режиме реального времени, так и в режиме пост-событийного контроля.

4) Зоны выкладки мелкоштучного товара направления NON FOOD. К мелкоштучным товарам направления «non food» относятся: мелкая галантерея (галстуки, ремни, портмоне, обложки для документов, перчатки и т.п.), игрушки для новорожденных,  мелкая сувенирная продукция, мелкие кухонные аксессуары, аксессуары средств связи, мелкие фотоаксессуары, канцелярские товары, мелкие авто-принадлежности (освежители воздуха, салфетки и т.д.), средства по уходу за обувью, мелкие инструменты для ремонта в доме, зажигалки и газовые баллончики и многое другое.  Определяя необходимость адресного видеоконтроля вышеперечисленных товарных групп необходимо учитывать степень их защищенности элементами противокражной защиты, а в процессе функционирования магазина, проводить постоянный анализ по потерям товара с целью более функциональной перестановки имеющихся в наличии видеокамер. и. Думается, что нет необходимости использовать для этой цели только цветные камеры, достаточно чтобы разрешение было достаточным для получения четкой картинки. При установке видеокамер следует учитывать возможные риски их поломки или сноса, связанные с обеспечением бизнес-процессов, - ротация товарного запаса с помощью механических средств перемещения грузов и т.д.   Камеры, контролирующие выкладку мелкоштучного товара, используются, операторами видеонаблюдения,  как правило, в режиме реального времени.

5) Зоны паллетной выкладки. Обычно для контроля зон паллетной выкладки используются так называемые «панорамные» видеокамеры, которые одновременно выполняют и еще одну немаловажную функцию, - позволяют операторам видеонаблюдения «вести» подозреваемого в недобросовестности покупателя по территории торгового зала. Ориентируясь на эту функцию, для более легкой идентификации подозрительного покупателя по цвету одежды, предпочтительней использовать видеокамеры цветного изображения. Используются эти камеры обычно в режиме реального времени.

6) Зона выкладки элитной косметической и парфюмерной продукции. Очень часто похищаемый товар, по этому имеет смысл адресный контроль отдела с выкладкой указанных товарных групп. Так же, предпочтительней использовать видеокамеры цветного разрешения. Контролируются в режиме реального времени. Пост-событийный контроль осуществляется в случае, если задержанный утверждает, что приобрел товар, обнаруженный при нем, в другом магазине.

7) Зона реализации или выкладки элитного алкоголя.  В различных магазинах реализация элитного алкоголя осуществляется по-разному. Где-то он находиться на открытой выкладке, где-то, - в запираемых витринах, практикуется его реализация и в самостоятельных отделах с отдельной кассой. Исходя из условий реализации и принимается решение о организации видеоконтроля данной зоны. Если элитный алкоголь находиться в открытой выкладке, камера должна  максимально полно захватывать зону контроля, при этом давать хорошее изображение. Следует помнить, что стоимость товарных позиций данной товарной группы, чаще всего позволяет расценивать их хищение как уголовное преступление, в соответствии с чем, записи камер контролирующих зону элитного алкоголя очень часто используются при расследовании уголовных дел в качестве доказательств. Если элитный алкоголь реализуется в самостоятельном отделе с кассовым аппаратом, обязательна установка отдельной видеокамеры ориентированной на рабочее место кассира и кассовый аппарат.

8) Зона выкладки крепкого алкоголя, не относящегося к категории элитного. Не секрет, что крепкие алкогольные напитки весьма популярный товар для воров. Объемы реализации дешевого алкоголя, зачастую не позволяют оборудовать его не только бутылочными датчиками, но и мягкими противокражными датчиками, чем с удовольствием пользуются похитители. Соответственно и категория воров, это, как правило, не «профессионалы», а «любители», причем любители не только воровать, но и активно употреблять похищенное, что позволяет их довольно успешно выявлять. Видеоконтроль зоны выкладки алкоголя, не относящегося к категории «элитный» обязателен. Камеру можно использовать как цветного (если позволяет бюджет проекта) так и черно-белого изображения. Практика показывает, что адресное наблюдение оператором только этой зоны в режиме реального времени, спустя некоторое время, обязательно даст результат по выявлению «импульсного вора».

9) Зоны выхода с торгового зала на дебаркадер. Камеры для контроля выходов с торгового зала на дебаркадер (количество их определяется количеством таких выходов) предпочтительно устанавливать таким образом, чтобы контролировать и другие близлежащие зоны торгового зала. Либо использовать для этой цели видеокамеры, адресно ориентированные на более важные зоны. Как правило, достаточно видеокамер черно-белого изображения. Основная цель видеоконтроля этой зоны, - контроль перемещения персонала, соблюдением им внутриобъектового режима, выявление фактов несанкционированного проникновения посторонних в служебные зоны гипермаркета. Чаще всего используются для пост-событийного контроля (например, - выявить сотрудника, вывезшего вместе с мусором ликвидный товар и тому подобное).

10) Закассовая зона. Весьма важная зона контроля. Важность обусловлена тем, что в этой зоне на выкладке находиться мелкоштучный товар достаточно активно похищаемый, особенно малолетними посетителями (в силу его специфики, - шоколад, жевательные резинки, жевательный мармелад и иные «детские радости»). Количество камер для контроля этой зоны определяется исходя из протяженности кассовой линейки. Контроль (за редким исключением) осуществляется в режиме реального времени. Камеры предпочтительней использовать цветные, однако, достаточное количество камер черно-белого изображения так же позволят функционально контролировать указанную зону. Руководством торгового предприятия данная зона контролируется с точки зрения образования очередей на кассах. (Вопрос, которому часто уделяется значительное внимание, что так же обуславливает значимость видеоконтроля данной зоны).

11) Зона реализации готовой продукции собственного производства. Зона контролируется в-первую очередь на предмет употребления неоплаченного товара. Причем как покупателями, так и персоналом гипермаркета. Хищениям данная группа товаров подвержена достаточно редко, однако перед соблазном употребить неоплаченный товар непосредственно в торговом зале, устоять могут далеко не все. Черно-белой видеокамеры для контроля в режиме  реального времени бывает вполне достаточно.

12) Зоны выкладки дорогостоящей гастрономической продукции. К гастрономической продукции, подверженной хищениям, относятся: дорогостоящие колбасные изделия, элитные сыры, мясные и рыбные деликатесы (в том числе икра), замороженные деликатесные морские полуфабрикаты, и т.п. Представляется, что адресный контроль зоны выкладки этих товарных групп необходим. В целом, зону гастрономического отдела, в том числе холодильные банеты, пристенные холодильные витрины и т.д., достаточно контролировать посредством «панорамных камер».

13) Весы самообслуживания. Обязательная зона контроля. Посредством различных махинаций на весах самообслуживания совершается достаточно большое количество хищений. Наиболее распространенные из них следующие:

- покупатель докладывает товар в пакет с уже взвешенным и простикерованным товаром (явное хищение);

- взвешивая дорогой товар, набирается код товара дешевого (мошеннические действия).

Для осуществления контроля этой зоны необходима установка цветных варифокальных видеокамер с хорошим разрешением. Камеры обычно устанавливаются на кронштейнах, укрепленных на потолке непосредственно над весами. Ориентировать необходимо таким образом, чтобы в зону обзора попадали манипуляции покупателя с товаром и монитор весов самообслуживания. Используются как для наблюдения в режиме реального времени, так и в режиме просмотра архива видеозаписей.

14) Зона выкладки дорогостоящей бакалейной продукции. К бакалейной продукции подверженной хищениям, в-первую очередь относятся фасованные орехи, восточные смеси, закуски к пиву и т.п. Видеоконтроль зоны выкладки этого товара желателен, но осуществляется не везде, по этому необходимость его следует оценивать исходя из бюджета реализуемого проекта по монтажу системы видеонаблюдения. Осуществлять желательно в режиме реального времени.

15) Зона выкладки сезонного товара. Говоря о контроле сезонного товара следует в первую очередь иметь в виду мелкий товар, который похищается массово, -  это семена и иной посадочный материал, а так же средства защиты от насекомых. Для адресного контроля зон выкладки этих товарных групп желательно иметь  мобильно-переставляемые камеры, по возможности закамуфлированные. Осуществляя контроль в режиме реального времени, не стоит забывать о категории покупателей, совершающих хищения указанных групп товаров. Семена воруют, практически исключительно, женщины, причем большей частью, - пожилого возраста.

16) Зона выкладки носочно-чулочной продукции. Некоторые товарные позиции данной группы подвержены очень активному хищению (особенно женские колготки), поэтому адресный видеоконтроль данной зоны предпочтителен. Подверженность хищениям определена не только спросом на данный товар, но и тем, что, зачастую, невозможно защитить его с помощью элементов противокражной защиты. Кроме того, обычно он похищается без упаковки, и, даже выявив на выходе недобросовестного покупателя, при отсутствии подтверждающих записей видеонаблюдения, доказать факт хищения может быть достаточно сложно. Обычно, товар освобождается от упаковки не в зоне выкладки, а в иных местах торгового зала, поэтому наблюдение в режиме реального времени редко приносит результаты. Важен именно пост-событийный контроль для доказательства факта хищения.

17) Зона выкладки кофе. Некоторые товарные позиции группы «кофе» являются достаточно дорогостоящим товаром, и именно в силу их похищаемости я позволил себе выделить зону выкладки данного товар в отдельную зону, подлежащую видеоконтролю. Место установки камеры, ее технические характеристики и иные моменты определяются индивидуально. Как правило, используется для контроля зоны в режиме реального времени.

18) Зона фасовки весовых конфет. Зона выкладки и фасовки весовых конфет контролируется в-первую очередь в профилактических целях. Значительного ущерба покупатели «пробующие» на вкус и рассовывающие по карманам и дамским сумкам пригоршни конфет не приносят, однако выявление подобных фактов их заставляет задуматься. Для обеспечения функциональной эффективности камеры, контролирующей данную зону, необходимо, что бы она была цветной, с хорошим разрешением. Устанавливается чаще на кронштейне, укрепленном на потолке, либо на инженерно-строительных элементах торгового зала. Используется, как правило, в режиме реального времени.

19) Примерочные кабинки. Весьма специфичная зона, контроля. Специфичность зоны обусловлена этическими и правовыми проблемами, связанными с возможностью ее видеоконтроля. Говоря о правовых аспектах данного вопроса, следует отметить, что правовых норм, напрямую запрещающих установку видеокамер в примерочных кабинах нет. Однако можно ли рассуждать в этом случае с точки зрения, - «Разрешено все, что прямо не запрещено законом»? Давайте посмотрим, на какие правовые нормы может сослаться покупатель, посетивший примерочную кабинку и обнаруживший, что его «снимала видеокамера»?

- ч.1 ст.23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»;

- ч.1 ст.24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»;

- ч.1 ст. 152.1 Гражданского Кодекса РФ: «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а так же видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина»;

- ч.2 ст.11 Федерального закона РФ № 24-ФЗ от 20.02.95 г. Об информации, информатизации и защите информации: «Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения»;

- ч.3 ст.12 Закона РФ № 2487-1 от 11.03.92 г. О частной детективной и охранной деятельности в РФ (в редакции ФЗ № 272-ФЗ от 22.12.2008 г.): «В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов»;

- ч.1 ст. 137 Уголовного Кодекса РФ: «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются….»;

- ч.2 ст. 137 Уголовного Кодекса РФ: «Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются…»

Исходя из смысла приведенных правовых норм, если непосредственно перед входом, или внутри примерочной кабинки имеется информационная табличка о том, что в ней ведется видеонаблюдение, то покупатель, воспользовавшись ей, «de facto», соглашается на видеосъемку. В данном случае, вряд ли правомерно будет говорить о нарушении «неприкосновенности частной жизни».  Любое же дальнейшее использование записи камеры видеонаблюдения без согласия гражданина, может повлечь за собой серьезные правовые последствия.

Соответственно, установка закамуфлированных (скрытых) камер в примерочной кабинке, иначе как на основании судебного решения, абсолютно незаконна.

Однако, с использованием примерочных кабинок совершается достаточно большое количество хищений, наиболее распространенными из которых являются:

- тщательное припрятывание товара, набранного в торговом зале, с предварительным удалением элементов противокражной защиты;

- надевание на себя неоплаченного товара (одежда, обувь, галантерейные принадлежности, носочно-чулочные изделия, иногда даже нижнее белье);

- употребление неоплаченных продуктов питания;

- употребление алкогольных напитков (достаточно распространенное явление);

- использование косметической продукции (редкое, но встречаемое явление).

Вариантов, каким образом все-таки осуществлять видеоконтроль рассматриваемой зоны не так уж и много:

1. Все-таки установить скрытую видеокамеру. Как уже было отмечено, вариант не законный, и руководитель, принимающий данное решение, действует на свой страх и риск.

2. Приходилось сталкиваться с таким решением: в примерочной кабинке, без размещения информационной таблички, устанавливается муляж небольшой видеокамеры таким образом, чтобы она не была скрытой, но и не бросалась в глаза. Параллельно с этим устанавливается так же и максимально закамуфлированная камера. В случае претензий со стороны добросовестного покупателя, (пойманные воры возмущаются редко, тем более что способ выявления факта хищения до них не доводиться) ему разъясняется, что в кабинке установлен муляж, и, соответственно, нарушения закона здесь нет. Риск в этом случае, тем не менее, так же присутствует.

3. Наиболее оптимальным с точки зрения закона, хотя и менее эффективным с практической точки зрения является решение установки видеокамер, ориентированных непосредственно на вход в примерочные кабинки. В этом случае оператор видеонаблюдения, в режиме реального времени (или в режиме пост-событийного контроля) может отследить с каким товаром покупатель заходит в кабинку, и с каким выходит.

В заключение рассматриваемого вопроса по использованию камер видеонаблюдения в торговом зале, хотелось бы еще раз отметить, что я постарался выделить наиболее типичные, на мой взгляд, зоны, подлежащие видеоконтролю в гипермаркете  среднего формата. Безусловно, каждое торговое предприятие имеет свои особенности  и все возможные варианты в одной работе учесть просто невозможно, по этому автоматически экстраполировать вышерассмотренные рекомендации на конкретный объект не получиться. При этом надеюсь, что большинство озвученных положений могут найти  применение на любом объекте розничной торговли.

Окончание следует